Мессир часть 660
Крылатая Ника как будто только что опустилась на нос корабля и еще полна порывистого движения Это особенно ощущается,
если смотреть на статую справа Легкая ткань приподнимается на
высокой груди богини, чуть ниже она почти вплотную облегает ее
тело, подчеркивая его упругую стройность. Вокруг бедер складки
хитона начинают набегать друг на друга и наконец неистово устремляются вдоль отставленной назад ноги. Им вторят крылья и развевающийся плащ Ники, кажется, что еще мгновение - и богиня взлетит...
Если встать прямо перед Никой, то впечатление от статуи изменится. В богине появляется больше покоя, уравновешенности, но движение полностью не исчезает: свежий ветер так же отбрасывает назад непокорные складки одежды, колышет их... И Ника в любую минуту готова взмахнуть своими могучими крыльями... Доныне трубит она в свой победный рог, и никакие бури столетий не могут заглушить беззвучного шума ее крыльев.
Когда мы произносим имя "Афродита-Венера", перед нами сразу
же встает воспетый в древнегреческих мифах образ "прекрасновенчанной" богини, "улыбколюбивой" девы с "ресницами гнутыми"...
Вот она, рожденная из морской пены, выходит на пустынный берег
Киферы. Там, где богиня ступает, поднимаются травы и распускаются розы, анемоны, фиалки, нарциссы, лилии. . Где бы Венера ни появлялась, ее красоте поклонялись все: и боги, и люди, и даже звери.
"Высокая, стройная, с нежными чертами лицами и мягкой
волной золотых волос, как венец лежащих на ее прекрасной голове, Афродита - олицетворение красоты и вечной юности. Когда
она идет, в блеске своей красоты, в благоухающих одеждах, тогда ярче светит солнце и пышнее цветут цветы. Дикие лесные звери бегут к ней из чащи леса; к ней стаями слетаются птицы. Львы, пантеры, барсы и медведи кротко ласкаются к ней. Спокойно идет среди диких зверей Афродита, гордая своей лучезарной красотой. Ее спутницы оры и хариты, богини красоты и грации, прислуживают ей. Они одевают богиню в роскошные одежды, причесывают ее золотые волосы, венчают ее голову сверкающей диадемой".
Венера излучала пронизывающую весь мир любовь, и никто немог избежать ее власти, даже сами боги*.
Немецкий искусствовед Г. Мюллер писал о Венере: "Она самая красивая из всех богинь, вечно юная и пленительная. Ее прекрасные очи сулят одно блаженство, она обладает волшебным поясом, в котором заключены все чары любви. И даже гордая Юнона, желая вернуть любовь Юпитера, просит Венеру одолжить ей этот пояс, Золотые украшения богини горят ярче огня, а прекрасные, увенчанные золотым венком волосы благоухают".
В греческом искусстве не было такого идеала Афродиты, который служил бы прототипом для последующих времен подобно тому, как созданный Фидием Зевс Олимпийский однажды и навсегда сделался типом "отца богов" и с необходимыми изменениями преобразился в типы Посейдона, Асклепия, Гадеса и Геракла. Древнегреческие писатели Плиний и Павсаний в своих трудах упоминают о многих изваяниях Афродиты-Венеры, из которых
каждое воспроизводит особый тип богини. В ее мифологии (и следовательно, в образе) слились воедино греческие и восточные черты, оттого представление о Венере и сделалось столь многосторонним. Кроме того, что Венера - богиня красоты и юности, она еще и богиня супружества, плодовитости, "устроительница сладостных браков" (не говоря уже о других значениях ее образа). Потому и не нашлось ни одного художника, который бы смог выразить все это разнообразие значений в одном типичном олицетворении. Всегда передавалась то одна, то другая сторона образа Венеры, да и то более всего внешними признаками - позой и жанровыми особенностями.
В древнем мире величайшей славой пользовалась Венера Книдская - работа прославленного скульптора Праксителя, которая была прототипом для некоторых других Венер. Сначала богиня никогда не изображалась обнаженной, поэтому Пракситель и возбудил своим произведением всеобщее удивление. И даже удивление самой Венеры, которая будто бы воскликнула: "Меня видели обнаженной Парис и Адонис, но где и когда меня мог видеть
Пракситель?".
Древние поэты и прозаики оставили множество самых восторженных описаний этой статуи. По словам одного из них, даже гордая Юнона и мудрая Минерва, посмотрев на статую Праксителя, воскликнули: "Не будем больше винить Париса!".
Статую Афродиты заказали Праксителю жители острова Коса, и он исполнил для них две статуи богини, из которых одна представляла Венеру одетой, а другая - нагой. Заказчики выбрали для себя первую скульптуру, предпочтя ее ради ее одежды. А может быть, испугавшись того новшества, которое скульптор придал второй скульптуре?
Обнаженная Венера была продана жителям города Книд и вскоре
приобрела такую небывалую славу, что многие специально приезжали сюда, чтобы только посмотреть на нее. Вифинский царь Никомед III предлагал книдянам простить им весь их долг (причем весьма значительный), лишь бы они уступили ему дивное произведение Праксителя. Однако горожане готовы были терпеть что угодно, чем расстаться с Венерой.
Пракситель представил богиню входящей в купальню: правой рукой она прикрывала себе лоно, а левой опускала снятые с себя одежды на сосуд, стоявший у ее ног. На минуту остановилась Венера Книдская, охваченная легкой дрожью. Ее поза свободна и непринужденна, ибо никто не видит ее и ничто не нарушает бессознательной естественности этой сцены. Только устремленный вдаль, как бы страстно заволакивающий взгляд показывает, что величественная богиня, прежде бесстрастно взиравшая на человеческие
чувства, уступила место другой - подвластной страстям, как смертная женщина.
Жители Книда поместили прекрасную статую в небольшом храме, который был открыт со всех сторон, чтобы можно было любоваться Венерой отовсюду. К сожалению, до настоящего времени произведение Праксителя не сохранилось, но книдяне не преминули изобразить свою Венеру на монетах Благодаря этому и удалось восстановить книдскую богиню в копиях, близких к оригиналу, которые есть во многих музеях мира.
* Только Афина, Гестия и Артемида не были подчинены ее могуществу.
Свидетельство о публикации №121042002703