Мессир часть 677

Мессир   часть 677

Кумранская община была очень близка секте ессеев, о которой сообщали и древние авторы. Плиний Старший, например, писал, что ессеи - "племя уединенное и наиболее удивительное во всем мире: у них нет ни одной женщины, они отвергают плотскую любовь, не знают денег и живут среди пальм. Изо дня в день число их увеличивается за счет утомленных жизнью пришельцев, которых волны фортуны влекут к обычаям ессеев".

Ученые ссылаются и на Иосифа Флавия, в сочинениях которого тоже есть сведения о ессеях. Он даже называет точную цифру: в середине I века в Палестине было 4000 ессеев.

Иосиф Флавий дважды подчеркивает, что ессеи, не порвав окончательно с иудейским вероисповеданием, не совершают жертвоприношений и не участвуют в них, нарушая тем самым один из главных догматов иудаизма: "в храм они доставляли пожертвования, но сами не занимались жертвоприношениями, признавая другие способы очищения более целесообразными. Поэтому им запрещен доступ в храм, и они совершают свое богослужение отдельно".

Однако в кумранских текстах есть ряд моментов, которые не совпадают с сообщениями И. Флавия и других историков о товариществе ессеев (например, в них ничего не говорится о делении общины на "Аарон" и "Израиль", о "великих" и их собратьях, о "Новом союзе" и "Праведном учителе", а также о преследованиях, которым он подвергся со стороны "нечестивого жреца").

Израильский историк Клаузнер, однако, считает, что кумранскую общину нельзя отождествлять с есееями. По его мнению, авторами рукописей были сикарии, принадлежавшие сообществу Симона - сына Гиоры, Менахема - сына Иуды и др. Именно они представляли ту секту, о которой шла речь в "Уставе общины" и других манускриптах.

Большой интерес представляет вопрос о связях идеологии и организации кумранской общины с ранним христианством. "Праведный учитель", образ и судьба которого, как они представлены в свитках, побудили многих ученых отождествить его с Иисусом Христом.

Тексты свитков показали, что приблизительно за сто лет до Рождества Иисуса Христа в Иудее существовали общины, у которых были похожие обряды, обычаи, идеалы и представления о мире, как и у ранних христиан. Ученые отмечают многочисленные терминологические и фразеологические совпадения в кумранских рукописях и сочинениях первых христиан. Так, например, выражение "сыны света" встречается в Евангелии от Луки, где "сыны света" противопоставлены "сынам сего века"; в Евангелии от Иоанна сказано: "Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света".
Тексты найденных свитков вызывали и споры. Многие западные ученые утверждали, что кумраниты были эбионитами (иудохристианами). Так, например, Дж.Л. Тайхер отождествлял "Праведного учителя" с Иисусом Христом, а "проповедника лжи" с апоGTonoM Павлом, которого эбиониты называли ложным апостолом.

Английский ученый Вильсон пытался выяснить, в какой мере Иисус Христос находился под влиянием учения и обрядов общины кумранитов. Может быть, Он действительно был ее членом в ранние годы своей жизни или сообщался с ней через Иоанна Крестителя, который знал о существовании кумранской общины: Предтеча жил в Иудейской пустыне еще до того, как начал крестить народ. В этой же пустыне жили кумраниты, здесь же впоследствии были найдены и свитки.

Наиболее насыщен намеками на исторические события свиток "Комментарий к Аврааму". Центральная фигура в нем - "Праведный учитель" (о котором говорилось уже выше), руководитель, а возможно, и основатель "Нового союза". Он наделен даром предсказывать будущее и объяснять то, что неведомо было и самим пророкам.

"Праведный учитель" и вся община в целом подвергаются преследованиям со стороны "нечестивого жреца". Жрец занимает свою должность по закону, но вскоре становится гордым безбожником, не выполняет предписаний закона, во имя личной наживы накапливает богатства грабежами и насилием. "Нечестивый жрец" совершает различные мерзости и даже оскверняет Иерусалимский храм.

"Комментарий к Аврааму" не ограничивается лишь свидетельствами о внутренних делах общины. В нем говорится и об иноземных завоевателях, которые обозначаются словом "киттим"*. Они приходят издалека, с "островов моря", и покоряют страну при помощи коней и "крупного скота". "Киттим" наводят страх и ужас на все народы, стараются навредить им: один правитель "киттим" сменяется другим, но все они приходят только для грабежа и
опустошения. "Киттим" весьма опытны в военном деле, отличаются смелостью и быстротой передвижения. Им не страшны чужеземные укрепления, они насмехаются над ними, завоевывая их с помощью своего многочисленного войска, а потом разрушают.

Многое из рассказываемого в "Комментарии к Аврааму" относится к любому войску, и это обстоятельство привело к тому, что разные ученые отождествляли "киттим" то с одним, то с другим народом.

* Это название много раз упоминается в Библии, "Иудейских древностях"
Иосифа Флавия и апокрифических сочинениях.
"Киттим" упоминаются и в свитке "Трактат о войне", в котором рассказывается о войне племен (колен) Левия, Иуды и Вениамина против "войска Велиала". Армия последнего состояла из эдомитян, моавитян, аммонитян, филистимлян и "киттим". Коленам Левия, Иуды и Вениамина покровительствуют "сыны света и справедливости", а остальных поддерживают силы злые и темные.

Кроме событий войны в "Трактате" содержатся сведения о возрасте лиц, допускавшихся в лагерь "сынов света": для пехотинцев возраст составлял 20-25 лет, а для кавалеристов - 30-50 лет. В нем подробно говорится о построении армии, видах оружия, музыкальных трубах, военных знаках, башнях, способах ведения боя и т.д. Участвовать в войне на стороне "сынов света" не разрешалось больным, слепым, увечным - всем, кто имел телесные недостатки, а также страдал от физической нечистоты.

В третьей пещере Кумрана был найден так называемый "Медный свиток", сделанный из тонкой меди. Он был настолько сильно поврежден, что ученые решились к нему подступиться только через несколько лет.

"Медный свиток" доставили в Технологический институт Манчестера, где его разрезали на 23 узкие поперечные полосы, которые снимались со свитка наподобие того, как очищают луковицу. А потом фотографирование, произведенное с помощью инфракрасных лучей, позволило прочесть многие стершиеся строки.

В "Медном свитке" содержится опись тайников с указанием их местонахождения и скрытых в них сокровищах. "В крепости, что в долине Ахор, сорок локтей под лестницей, ведущей к востоку, - сундук с деньгами; его содержание весит семнадцать талантов. В надгробном памятнике в третьем ряду кладки – легкие слитки золота. В большой цистерне, что во дворе перистиля, в кладке дна, в углублении напротив верхнего отверстия, - 900 талантов". И далее указываются еще 57 тайников, где скрыты несметные сокровища.

После прочтения "Медного свитка" среди ученых разгорелся спор о толковании документа. Одни (например, Т. Милик) говорили, что это запись предания о сказочных сокровищах древних царей, какие можно найти у многих народов. Другие утверждали, что запись содержит реальные данные.

Д. Аллегро полагал, что указанные в свитке клады зарыли зелоты во время первого восстания против римлян в 68 году. Другие ученые считают, что ценности были укрыты Бар-Коброй позже, в 133 году - во время второго восстания; третьи утверждают, что сокровища - это казна ессеев, которые копили свои богатства многие века.


Рецензии