Ольга Волкова в роли Старухи из прошлого
(На фото — Оля с мамой)
*
С т а р у х а и з п р о ш л о г о (старые кружева, старый бисер, кошка на руках). Мы зажились с тобой, Эвелин. Все умерли. Все давно умерли. Мне восемьдесят четыре года сегодня, Эвелин! Мне! В Париже, в девятьсот двенадцатом году, я впервые видела аэроплан. А теперь люди ходят по Луне... Все умерли, Эвелин. Пора и нам. Сетассе. Господь забыл о нас. Всех прибрал, а о нас забыл. Господи, дай мне отойти в царствие твое по воле твоей, дай встречу мне, господи, с папa и мамa, с Андреем Модестовичем, с сестрой Дашенькой, господи...
*
Как от растаявшего снеговика остаётся на земле морковка, так от спектакля "Ремонт" Ленинградского театра драмы и комедии по пьесе Рощина "морковкой" остался эпизод, который сыграла Ольга Волкова. Как можно из 5 строчек текста сделать роль, которую зритель вспоминает всю оставшуюся жизнь, описывает в мемуарах? Об этом может поведать только сама Ольга Владимировна.
Удивительно, но именно эта "фонографическая морковка" и сохранилась на уцелевшей плёнке с радиопередачей 1979 года о творчестве артистки.
Нашла текст пьесы. Вот тут http://www.lib-drama.narod.ru/roschin/remont.html. Обнаружила, что на бумаге — кусочек не такой уж интересный — играть кажется и нечего. Нет там упоминания о музыкальной шкатулке, вкраплениях французского. Но что в результате получилось! Что получилось? — А вот ослушайте в фонограмме. ))
Затем, нашла ещё воспоминания Марины Ефимовой об этом спектакле. Вот тут https://www.svoboda.org/a/28259296.html
"Помню ярко один вечер в 1975 году. Ольга играла уже не в ТЮЗе, а у Голикова в Театре комедии. Ставилась «бытовая комедия» Рощина «Ремонт». Ольга (тогда 36-летняя) играла древнюю старушку из коммуналки. Спектакль начинался ее выходом. Она поднималась по пандусу из-под сцены, и ее дребезжащий старческий голос зритель услышал еще до того, как увидел её саму: «Все умерли, Эвелин, - говорила она. – Все умерли. Пора и нам!». Эта незабываемая реплика Ольги на несколько минут сделала советскую бытовую комедию – трагикомедией. Когда Ольга, наконец, появилась, переступая мелкими шажками, зал разразился взволнованными аплодисментами. Она играла знакомую каждому питерскому зрителю старушку - хрупкий осколок дореволюционной аристократии, уже привыкшую к своему добродушно-хамскому окружению. Когда кто-то из соседей спросил, не боится ли она скатиться с детской ледяной горки во дворе, она ответила тоном, просто констатирующим факт: «Мне незнакомо чувство страха». После спектакля мы с Игорем, взволнованные и тронутые, пошли за кулисы поздравить Олю. Она встретила нас еще в старческом гриме, бледная и несчастная. Денег не хватит до получки, в уборной на диване спит годовалый сын Ванька, которого не с кем оставить. "
Вот, какая история вокруг малюсенького кусочка фонограммы из забытого спектакля Ленинградского театра драмы и комедии...
Дорогая Ольга Владимировна, если Вы меня слышите, хочу Вам послать слова, вынутые из сердца: такая Вы чудесная, такая солнце. Пусть всегда будет солнце — Ольга Волкова. Тепло от Вас, светло и мудро (начиталась сегодня Ваших интервью).
) М
Свидетельство о публикации №121041809292