Юбилей Николая Гумилева отметили в ЛиТО Данко

Концертный зал Музея С. Есенина
И ГРУСТЬ, И РАДОСТЬ…
Как известно, в апреле усугубилась ситуация с коронавирусом в Ташкенте, и поэтому соответствующими инстанциями было принято решение с апреля с. г. сократить количество зрителей на культурно-массовых мероприятиях до 50 процентов от вместимости зала. Во исполнение этого решение литобъединение «Данко», что при Русском культурном центре, временно перешло из уютного, но маловместительного музея композитора С. Юдакова в более просторный музей поэта С. Есенина.
И вот, в его обновленном очередным ремонтом, но несколько прохладном из-за неполадок с отоплением концертном зале собрались истинные любители художественного слова (не побоявшиеся никаких препон), чтобы окунуться в прекрасную атмосферу поэзии начала ХХ века.
Но все по порядку.
Открыла заседание литобъединения, на которое пришли 15 человек (рассажены были, как и положено, с соблюдением социальной дистанции), музыкальный работник, неоднократный лауреат и дипломант международного фестиваля бардовской песни и поэзии «Осенний аккорд» в номинации «Чтец-декламатор» Ирина Парамонова исполнением на фортепиано великолепной мелодии собственного сочинения (она была написана некоторое время назад на стихотворение довольно интересного поэта Гуарик Багдасаровой).
Затем, представив Ирину Парамонову, руководитель литобъединения член Союза российских писателей Алексей Кирдянов, озвучил повестку дня заседания.
– Первым делом мы заслушаем доклад о жизни и творчестве выдающегося русского поэта ХХ века, одного из основателей акмеистического направления в поэзии Николая Степановича Гумилева, – сказал А. Кирдянов. – В этом году отмечается 135-летие со дня его рождения. Безусловно, прозвучат стихи классика. Второй вопрос – это выступления участников заседания, в том числе почетных гостей – членов Союза писателей Узбекистана поэта и переводчика Раима Фархади и писателя-фантаста Александра Свистунова. В основном зачитаны будут произведения, написанные в жанре «сатиры и юмора». В завершение постараемся решить некоторые организационные вопросы.
Слово для доклада о Н. С. Гумилеве вязла Фарида Бобрик, которая собрала воедино и тщательно проработала большой срез информации о легендарном поэте-путешественнике и воине. Особенно подробно она остановилась на раннем периоде его жизни. Участники ЛиТО и гости музея узнали много нового для себя об авторе знаменитых стихотворений «Капитаны», «Озеро Чад» и других. Некоторые факты, приведенные докладчиком, не так-то легко найти даже в Интернете. Впрочем, главное, что объединяло и держало всех в напряжении, это личное отношение к судьбе поэта, выраженное Ф. Бобрик. Сопереживание Николаю Гумилеву в связи с трагическими поворотам его биографии постепенно охватило слушателей, тем более что грустные эмоции навеяли и исполненные лауреатом международных конкурсов, членом Союза композиторов и бастакоров Узбекистана Салихом Абсалямовым в «музыкальную паузу» две песни собственного сочинения (одна из них на стихи Р. Тагора).
В качестве иллюстраций к содержательному докладу о  невинно погибшем в 1921 году супруге гениального поэта Анны Ахматовой и отце знаменитого ученого Льва Гумилева, Николае Гумилеве, прозвучали великолепные стихи последнего. Их представили Фарида Бобрик, Ирина Парамонова («Из города Киева…»), Алексей Кирдянов («Капитаны», «Жираф») настолько звонко, пронзительно, что сразу же отозвался своим посвящением Н. Гумилеву наш всенародно любимый поэт Раим Хакимович Фархади. Еще он, следуя заявленной рубрике «Сатира и юмор», представил впервые на публике новые смешные стихотворения (несколько) и одну поэму о марсианах. Надо сказать, что это был великолепный мастер-класс от узбекистанского мэтра: столько иронии, замечательных сравнений, глубоких мыслей, неожиданных эпитетов – их не могли не заметить слушатели!
Юмористическое настроение поддержала и делающая определенные успехи на ниве стихосложения Альмира Чембарисова. Не только юмористические, но и глубоко лирические стихи представила Гаухария Жданова. Выступили со своими произведениями и другие представители пишущей братии. Надо отметить, что почти каждому из них уважаемый Р. Фархади дал определенные советы, выразил поддержку и участие, вдохновив их тем самым на продолжение творческой работы и, конечно же, дальнейшей литературной учебы.
В целом, состоялся «пир тонкой лирической поэзии» («Это какое-то волшебство было», – отметил кто-то из слушателей).
Александр Свистунов передал информацию об объявленном Союзом писателей Узбекистана конкурсе на лучший рассказ. Так что все, кто желает, могут принять в нем участие.
Рассмотрение организационных вопросов, касающихся порядка деятельности ЛиТО, было решено перенести на другое заседание, поскольку лимит времени был исчерпан. Правда, А. Кирдянов все же успел объявить о том, что некоторые «данковцы» отделились, попав под обаяние замечательной женщины, неплохого организатора «всевозможных побед» А. Маркарян.
– И это замечательно, поскольку у людей должен быть выбор, ведь мы живем в достаточно свободной, демократической стране, – отметил А. Кирдянов, – каждый творческий человек на вопрос «с кем быть?» должен отзываться сердцем, опираясь при этом на собственный эстетический вкус.

* * *
Из стихотворений, прозвучавших на заседании ЛиТО "Данко":

Николай Гумилев (1886 - 1921)
Капитаны
I
На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.

Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель,

Чья не пылью затерянных хартий, —
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь

И, взойдя на трепещущий мостик,
Вспоминает покинутый порт,
Отряхая ударами трости
Клочья пены с высоких ботфорт,

Или, бунт на борту обнаружив,
Из-за пояса рвет пистолет,
Так что сыпется золото с кружев,
С розоватых брабантских манжет.

Пусть безумствует море и хлещет,
Гребни волн поднялись в небеса,
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса.

Разве трусам даны эти руки,
Этот острый, уверенный взгляд
Что умеет на вражьи фелуки
Неожиданно бросить фрегат,

Меткой пулей, острогой железной
Настигать исполинских китов
И приметить в ночи многозвездной
Охранительный свет маяков?

Жираф
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
— Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

А. РОМАНОВ
Фото автора


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →