Глава Тазрия. Как родить в себе мужчину

ГЛАВА «ТАЗРИА»


Место в Торе: книга Ваикра, гл. 12, ст. 1 — гл. 13, ст. 59.

 

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: “Если женщина зачнет (тазриа) и родит сына...” (Ваикра, гл. 12, ст. 2).

И зачнет на иврите — тазриа.

 

Обсуждение главы Тазриа

 
1. Как родить в себе мужчину
 

Написано в нашей недельной главе: «Если женщина зачнет и родит дитя мужского пола (на иврите — захар)…» (Ваикра, гл. 12, ст.2).

Наш мир построен на взаимодействии. Есть ведущий и — ведомый, одна сторона — дающая, другая — принимающая.

Тот, кто дает, называется — «захар» (муж, мужской пол или мужской род; ударение на последнем слоге). А принимающая сторона — «некева» (жена, женский пол или женский род; ударение на последнем слоге).

Естественное предназначение мужчины — давать, женщины — принимать. На этом принципе строится большинство семей. Если же в паре дает, а принимает — мужчина, можно сказать, что в этой семье женщина выполняет функции мужа, а мужчина выбрал для себя роль жены.

Впрочем, бывают ситуации, когда человеку приходится и принимать и давать.

В юности человек, независимо от пола, должен уподобить себя «некеве» — принимающей стороне, которая впитывает знания, умения, перенимает высокие моральные качества, учится правильному поведению и т.д. Тогда в зрелом возрасте он сможет стать полноценным «захаром» — ведущим, дающей стороной.

Сказано в Талмуде (трактат Санhедрин, лист 19), что тот, кто обучает сына своего приятеля Торе, как будто бы произвел его на свети. То есть, дающий знания тому, кого он обучает, считается его отцом, родителем.

А если человек занимается самообразованием? Означает ли это, что он как будто бы сам себя родил?

Первым самоучкой был Ноах. Это о нем написано: «Вот порождения Ноаха — Ноах» (Берешит, гл. 6, ст. 9).

Теперь вернемся к нашему фрагменту — «Если женщина зачнет (в оригинале — тазриа) и родит дитя мужского пола…».

Слово «тазриа» мы перевели здесь как — «зачнет». Но в нем содержится еще и намек на посев.

Посев, как известно — начальный этап жизни растений.

Таким образом, из Торы мы постигаем, что человек на этапе становления своей личности должен уподобиться принимающей стороне, должен учиться. И тогда через какое-то время он — «родит себя», родит в себе качество «захар» — способность давать.

Нищий, который живет подаянием — «некева». Он — принимающая сторона. А тот, кто его поддерживает — «захар». Если бедняк, несмотря на стесненные обстоятельства, не забывает о своих собратьях по несчастью, о других бедняках, и, по возможности, помогает им, делясь копейкой и хлебом — в этот момент он приобретает качество «захар».

В Талмуде (трактат Гитин, лист 7) говорится, что бедняк, который делится своим подаянием с другими — очень скоро перестанет быть бедняком. Как сказано: «И мучил Я тебя, но больше мучить не стану» (Танах, книга пророка Нахума, гл. 1, ст. 12).

Хочешь выбраться из нужды — помогай другим нуждающимся, будь мужчиной.

Из нашего фрагмента вытекает и другой вывод: если женщина хочет иметь сыновей — пусть сеет вокруг себя цедаку (пожертвование на благотворительность). Как написано: «Женщина, сеющая цедаку — родит сына».

 

на основе комментария раби Моше Софер

(Хатам Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

Автор текста Мордехай Вейц


Рецензии