Недельная глава Тазрия. Средство от апатии

ГЛАВА «ТАЗРИА»

 

Место в Торе: книга Ваикра, гл. 12, ст. 1 — гл. 13, ст. 59.

 

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: “Если женщина зачнет (тазриа) и родит сына...” (Ваикра, гл. 12, ст. 2).

И зачнет на иврите — тазриа.

 

Обсуждение главы Тазриа

 
1. Успеть натянуть поводья
 

Наша недельная глава начинается со слов — «Если женщина зачнет и родит мальчика…» (Ваикра, гл. 12, ст. 2).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в качестве объяснения этого фрагмента цитирует высказывание раби Симлая: «Подобно тому, как при сотворении мира создание человека имело место после создания всякого скота, зверя и птицы, так и учение о нем изложено после учения о скоте, звере и птице» (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 14).

О достойном человеке говорят, что он — «венец творения». Гордецу же бросают — «даже комар сотворен раньше тебя!».

То есть факт, что человек создан последним, призван уберечь его от гордыни. Этому же посвящена и притча.

Один человек для дальнего путешествия нанял повозку с кучером. Длинная дорога утомила его, он начал клевать носом и вскоре уснул. А когда проснулся, спросил у кучера:

— Где мы находимся?

— Едем в низине, — ответил возница.

— Не может быть! Мы же только что поднимались в гору, — усомнился пассажир. Но, оглядевшись, понял, что заблуждается…

В жизни порой такое случается. Человек погружается в рутину и перестает следить за своим внутренним миром, за духовным уровнем.

«Зачем мне следить за собой? Я себя ни в чем не подозреваю», — бахвалится он.

Ему кажется, что он — на вершине, на самом высоком пике. На самом же деле, это — сон, дрема, игра воображения, тогда как его телега несется вниз, под откос.

Так, распираемый гордыней пышный индюк считает себя скромнейшим малым, начисто лишенным честолюбия и амбиций.

А ведь когда-то он действительно был, что называется «на подъеме», работал над собой, исправлял качества характера. Только с той поры много воды утекло. И теперь нужно «проснуться» и, натянув поводья — снова взять под контроль почувствовавшую свободу лошадь (дурное начало, на иврите — йецер hа-ра).

Но как обуздать йецер hа-ра?

Нужно начать делать что-то не рутинное. Тут нужен хесед — доброе дело.

Один человек обратил внимание, что в пятницу в больницу приходит много посетителей, чтобы навестить своих заболевших родных и близких. Некоторые из них остаются на шаббат.И вот, этот человек стал готовить для них субботние трапезы. А администрация больницы выделила для этих трапез помещение.

Узнав, что в субботу есть горячая еда для «гостей» больницы, люди стали охотнее проводить шаббаты с больными родственниками. Вскоре этот человек уже не справлялся один. Он привлек себе в помощь семейную пару. Эти люди были женаты много лет, но у них не было детей. Если мы не можем дарить тепло и заботу своим детям, мы будем делать это для нуждающихся людей, — решили они.

Они и года не проработали, как у них родился мальчик.

Им быстро нашлась замена — бездетная пара с большим стажем семейной жизни.

Только и они долго не задержались. По той же причине.

И вот уже третья пара подключилась к кузнице добрых дел. И опять — на непродолжительное время. Его вполне хватило, чтобы зачать и родить ребенка.

Когда об этих чудесах узнал рав Пинхас Менахем Альтер (Ребе Гурских хасидов, автор книги «Пней Менахем»; Польша – Израиль, 1926-1996 гг.), он процитировал фрагмент из Мидраша Танхума, в котором сказано, что награда за гостеприимство — хорошее потомство.

Так у Сары родился сын, после того как их с Авраамом посетили гости. Шунамит удостоилась сына, после того как не раз оказывала гостеприимство Элише.

Таким образом, столкнувшись с проблемой, люди начинали делать добро. И проблема — отступала.

 

на основе комментария рава Пинхаса-Менахема Альтера

(Ребе Гурских хасидов, автор книги «Пней Менахем»; Польша – Израиль, 1926-1996 гг.)

 

Автор рав Мордехай ВЕйн


Рецензии