Джекпот из 19-го столетия. 17. О Пушкине
Съедает Время. Многого и не было.
Не стань преувеличенным в веках!
Ни спирт, ни йод озёрных Вод неведомых,
и слабый бриз и дуновенья взмах...
Далёкий тёплый ветер из столетия
смахнул игральных карт архивный пыл.
Гусары, чепчики слетают в лихолетия,-
до "старых дам" не каждый бы дожил.
Где плоть эвакуирована начисто,
а был Жан Жак Руссо, Вольтер и Сад.
Мы всматриваемся в картины радостно,
досуг ушёл, такой как был. Подстать,
о человеке примитивных знаний
довольно мало было. Что питало ум?
Мотивы Мериме. Разбойник Шиллера.
Восточный экзотизм гарольдных дум,
привитых Байроном. Свободное заимствование?
Перекроён шедевр на русский лад.
И в выборе сюжетов не воинственен.
И не оригинален "циферблат"
его часов, как звон творений.
Под этот Зов не побегут дерзать!
И джунглиевых строк ститворений,
прореженных под парковую стать
дорожек ровных... Вестники аллеи,
не вы ли вдохновляли погулять?
Нам надо диких троп и фьордов! Фея,
кудесни палочкой волшебной, чтоб писать...
Я против скуки повторений вечных
и перепевов одного того ж.
И мне претит "везения" беспечность.*
Раз надо, будет шёлк среди рогож.
Нелепа смерть, "гранича с пошлостью заказа
московского правительства", увы.
Кокетливость жены, француз-зараза...
Дуэль за честь жены, против молвы.**
Банален так, что даже не опасен.
И юбилейность приторной возни
чиновников - как гений был прекрасен -
на воду хоть не дуй, собрат, ни-ни!
И лавром выстлана дорога в вечность арий.
Традиционщина продукции дворян
воплощена в колоратурах арий
из самых поэтических! Заря
настала для... Ах, как народ талантлив!
Как смог облагородить всё, что мог!
Как добр он, благодарен и лоялен.
Что запинается на этом даже слог.
И доказательства уже скушны мне стали.***
Мне нужен драйв, зацепка, "на живца"
лов скользкой Славы, с отблеском от стали!
И гордый профиль Нового лица!
Традиционность, лень и неподвижность.
Закостенелость форм, сюжетов скука.
И "честных правил" дядя обездвижен,
здесь столько подражателей-писак,
Онегина переписав не хуже
Столпа, заявлены для публики "никак".
Воть это знак, как лёгкость писанины
легко разгладив складки у равнины,
уже в предгориях снуют и тут, и там,
подмигивая светлым небесам!
Поклонник рэйва и с серьгой в носу,
с клоком волос, что перкисью выжжен.
Кислот-асидный юноша, росу
не пивший по утрам, сидит на "Вижен".***
Молдавия, Кавказ, Арзрум и все.
За Тридцать Семь могло быть и побольше.
Таскаясь по гостиным, он растёт?
Не порывая со средой, чего же дольше
оседлой жизни может быть ещё?
Оттуда ветер навевает скуку.
Паркет натёрт, до блеска навощён,
и предлагает проскользить под руку.
Сверхчеловек всегда меняет жизнь.
И не единожды, доказано веками.
Авантюристы, странники сверх тризн
в мечтах об Обновлении, стекались
ручьями в океаны под ветра.
И тектоничческие смены настроений
обуревали их не иногда,
а сверх любых истёртых поколений!
Мобильность социальная низка,-
сказал бы нам психолог современный.
Календари стреляют у виска.
И виски пьют, традициям чуть внемля.
Удобен стих. Легко запоминать.
Прелюдии для школ начальных классов.
А в старших — посмеются и на ять
пошлют туда, где не валялись Ассы.******
"Зардевшихся ланит" Закат-исход.
Лелейных проб души из Интерпола.
Тотальное отсутствие, Джекпот,*******
страстей в литературе, жизни пола.
Повышенный трагизм и мрак страстей
природных описаний, с силой ветра
из самых поэтических морей,
легло от Байрона на бездны километров.
Народов экзотических изыск,
и яростность полемики с врагами
литературными и светскими, как риск
непреднамеренный, но нужный словно иск,
небрежно поданный и посланный веками,-
вот это Байрон! То же — байронизм!
Слабее сон уставших одалиск...
Я ухожу. Упала с парохода
из доказательств, ни к чему они.
И смыло юбилейные приходы,
и писанины смыло все огни.
Начала Девятнадцатого века
ментальность дворянина и сейчас,
начала Двадцать первого, как веха
поколебима Временем. Как раз
ещё сто раз: "и солнце день чудесный",
и "роща отряхает" дым пращи.
Посконное-исконное чудесит
и воздыхает дымом под лучи
из "общих мест", из пятерни холёной.
И не забыть, не заменить фронтон.
Чтоб мыслить о любви, не нужен оный.
Картинки из природы, всё при том!
Как нестерпим, провинциален век.
но всё ушло, как будто бы и не было.
И где-то затерялся Человек
как рода продолжатель. Всё разведали
благодаря искусству, вопреки...
И ничего из Клада не потеряно.
Идёт своим чредом среди трухи
из временных "продуктов", что не съедено.
На расстоянии другого цвета лес.
Тайга тем более синеет океанами.
Другими категориями бес
сегодня мыслит над полями рваными.
С вершины горной многое не так.
Но ты взберись, попробуй, на вершину!
И станешь, благодарный Странник-маг,
народным гением с довольствием аршинным.
Пусть будет всё как есть, благодаря
и Зову и Труду поэтов прежних.
Пусть колосится утренним Заря
сияньем Солнца с силой центробежной.
За всё иду благодарить тебя,
чудесных Сказок детства волхвователь!
Пусть крыльев лебединых теребя
Страсть, белизну пустот, легко войдя
заполнит златом добросовестный Старатель!
17 апреля 2021 года
*"Пушкину всего лишь хорошо повезло после смерти. В 1887 его поддержал большой литератор Достоевский, выпихнув в первый ряд. Позднее еще несколько высоких арбитров поддержали Достоевского. Так был сделан Пушкин. Гением его объявили специалисты. Как и Энштейна. Объявили потому, что надо иметь национального гения."
**"Его нелепая смерь на дуэли, проистекшая из непристойного поведения его жены, достойна двух бронзовых дутых фигурок, стоящих на Арбате у телеграфа. Здесь пошлость заказа московского правительства конкурирует с пошлостью этой истории: жена шепталась, хохотала и обжималась с – французом, а муж, защищая честь этой жены, получил пулю в живот и умер от этого на диване."
***"Если такой писатель как маркиз де Сад явился миру вперед своего времени, если его время пришло потом, позже, главным образом после его смерти, и творчество его пережевывается, переваривается и сегодня и будет перевариваться человечеством, то Пушкин устарел уже когда только появился. Он умер позже маркиза де Сада, но какой контраст не в пользу “нашего” поэта!"
****Вижен — Википедия.
******Асс — лётчик-ас в написании, принятом в русском языке до середины XX века.
*******Джекпот (англ. jackpot — куш, самый крупный выигрыш) — призовой фонд в некоторых слотах, лотереях и прочих азартных играх. Появление этого термина датируется концом 19 столетия.
********"Тот же Байрон умел повышать напряженку, трагизм в своих стихах мрачными сильными описаниями природы, описаниями нравов экзотических народов, яростной полемикой с литературными и светскими врагами. У Пушкина это получалось куда слабее."
_________________________________
*Роман в стихах: "Аквариум Духа".
Портреты или Картинная Галерея.
*Аквариум духа. 1.
http://stihi.ru/2021/01/15/5762
Загар веков.2.
http://stihi.ru/2021/01/15/6066
В театре "Одеон".3.
http://stihi.ru/2021/01/15/6902
Взмах рукава Василисы.4.
http://stihi.ru/2021/01/16/4335
Геометрий звёздных рокот. 5. О Блоке
http://stihi.ru/2021/01/17/3047
В Преодолении!6. О Блоке
http://stihi.ru/2021/01/17/4638
Largo аppassionatа.7. О Блоке.
http://stihi.ru/2021/01/18/4415
С оттенком Индиго.8.
http://stihi.ru/2021/01/21/2992
Из сказки Андерсена...9.
http://stihi.ru/2021/01/28/3823
Como el cido... 10. О Пушкине.
http://stihi.ru/2021/01/28/6884
Хватит питаться глянцем! 11. О Пушкине.
http://stihi.ru/2021/01/29/3765
На Чёрной под снегами.12. А.С. Пушкину.
http://stihi.ru/2021/02/06/4013
Ораторы Небытия. 13. О Маяковском.
http://stihi.ru/2021/02/03/4713
Дилемма личности. 14. О Маяковском
http://stihi.ru/2021/02/03/6818
_______________________________________
=======================================
ПредиСловие в середине. Дом у подножья вулкана.15.
http://stihi.ru/2021/04/09/3134
Слова дорогая Померань.16. О Пушкине.
http://stihi.ru/2021/04/09/6079
Джекпот из 19-го столетия.17. О Пушкине.
http://stihi.ru/2021/04/17/3187
Свет из окна Бодлера.18.
http://stihi.ru/2021/04/30/3792
Бодлера новый эстетизм.19.
http://stihi.ru/2021/05/02/3002
Гордость Наша! 20. Ф М. Достоевский
http://stihi.ru/2021/12/30/3745
Свидетельство о публикации №121041703187
http://stihi.ru/2021/05/04/3275
Светлана Водолей 04.05.2021 11:31 Заявить о нарушении