1941-2023. Что ж ты матушка-Россия так поскупилась
В плен
Советский
Лейтенант-артиллерист
Александр Печерский,
Став узником
Лагеря Смерти
"Sоbibor"
В Польше, -
Организовал побег*
400-от
Обречённых нацистами
На уничтожение
Свезенных из разных
Стран Европы
Узников-евреев,
Из которых 92 выжили
И партизанили, -
Как и сам Печерский, -
Вплоть до прихода
Красной Армиии.
Печерский продолжил воевать
До Победы
И закончил войну
Капитаном-орденоносцем
В Берлине.
Однако,
Вместо достойной нагрдлы
За беспримерный подвиг, -
(Организацию и осуществление
ЕДИНСТВЕННОГО
Во ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
УдАвШеГоСя
МАССОВОГО ПОБЕГА-ВОССТАНИЯ
узников из Лагеря Смерти), -,
Советская Родина
Загнала
Демобилизованного
Капитана-победителя
В Гулаг, -
За то, что
Побывал в плену.
А после отбытия срока,
Печерский
Из-за начавшейся в СССР
Антисемитских кАмпаний
В связи с Процессами
"Безродных космополитов"
И "Врачей-отравителей"
Был безработным
И вынужден был
На содержание семьи
Зарабатывать
В артели
Кустарей-шелкографов.
В постсоветской России
Стараниями однополчан
И солагрников-партизан
Справедливость
Была восстановлена. -
Президент России
Владимир Путин
Впучил в Кремле
Дочери Героя, - ростовчанке, -
Посмертную награду России
Защитнику офицеру
И партизану
Великой Отечественной
Войны
Александру ПЕЧЕРСКОМУ
Орден "За мужество". -
Поскупилась,
Однако
Россия-матушка
На достойную
Подвига Героя награду. -
Признала МуЖеСтВо героя
Наградив, (спустя 80 лет!)
Орденом «за мужество»,
Да поскупилась
Признать его
Героем Советского ли
Союза,
Героем ли России?
Во всех странах мира
Принято, -
(НеУкОсНиТеЛьНо!), -
Героям, - защитникам страны, -
Присваивать звание Героя.
Но исстари, - увы, -
"Умом Россию не понять,
Аршином общим - не измерить. -
У ней особенная стать. -
В Россию можно только
Верить"**. -
Всё ещё...
16 апреля 2021-го года.
* - См. приведенное ниже Приложение.
** - Стихотворение россиёского дипломата и поэта
Ф.И.ТЮТЧЕВА.
Алекс ТАРН.
Опубликовано: 9.04.2021
«Смиренная нация»?
Каждый раз в День памяти жертв Катастрофы приходится слышать идиотский вопрос, который родился в среде сытых мапайных функционеров, свысока смотревших сразу после войны на уцелевших узников нацистских лагерей, а затем успешно внедривших этот взгляд в сознание послевоенного израильского общества.
А уж коли даже сами eвpeи держали уничтожаемых соплеменников за безропотных ягнят (вариант: за «мыло»), то что говорить о гоях: эти и вовсе пузырились презрением. Три года назад я написал заметку на эту тему и хочу еще раз привести ее здесь.
«Почему eвpeи шли в душегубки и к расстрельным рвам смиренно, как овцы на бойню?»
Когда-то мне казалось, что подобный вопрос может задать лишь очень недалекий человек со слабо развитым сознанием и почти полным отсутствием воображения. Затем со все возрастающим удивлением я обнаружил, что эту или схожую формулировку можно услышать и от людей, которых принято считать умными.
А в последнее время она звучит и вовсе едва ли не ежедневно в связи с выходом на экраны фильма Константина Хабенского «Собибор».
Напомню, речь там идет о знаменитом восстании в одном из шести нацистских лагерей смерти (пять других: Аушвиц, Треблинка, Майданек, Хелмно, Белжец) под руководством лейтенанта Александра Печерского. Восстание увенчалось успехом, более 400 заключенных бежали.
Часть тех, кому удалось добраться до белорусских лесов, выжили; остальные, понадеявшиеся на возможность уцелеть среди польских праведников, были пойманы преследователями или сданы/убиты местным населением.
И вот Хабенский дает интервью прессе, и пресса в лице известного кинокритика (Антон Долин) спрашивает, задавался ли актер/режиссер «неизбежным вопросом, почему восстание было только в Собиборе и больше ни в одном лагере». Во как.
Вопрос оказывается, не просто уместный, но аж «неизбежный». И актер/режиссер на голубом глазу несет в ответ околесицу насчет того, что, мол, «очень силен стереотип: eвpeи как смиренная нация, не способная на бунт». Рехнуться можно.
Борух Горин, реагируя на эту занимательную беседу, напомнил на страницах сайта «Лехаим» ("Зв жизнь"), что «смирением» в нацистских лагерях отличались не столько eвpeи, сколько 3,3 млн советских военнопленных, среди которых не было ни одного представителя «смиренной нации», поскольку eвpeев, как известно, в плен не брали, а расстреливали на месте во время первой селекции.
Ответ верный фактически, но слегка некорректный по сути, поскольку лагеря военнопленных не были лагерями смерти. -
Их узники сохраняли надежду вернуться живыми (а кое-кто так и вовсе вербовался прямиком из барака в РОА генерала Власова) – в отличие от тех, кто входил в ворота шести вышеупомянутых фабрик смерти, построенных специально для реализации "ОкончательногоРешения ЕвРеЙсКоГо врпроса".
Поэтому в принципе Горину можно возразить так: мол, мы-то (3,3 млн советских военнопленных) не восставали, потому что надеялись. А вам, мол, терять было нечего – но вы, тем не менее, покорно ждали смерти. Есть, мол, некоторая разница.
Что ж, тогда позволю себе дополнить ответ Боруха Горина другой исторической аналогией. -
15 ноября 1920 года 2-я Конная армия вошла в Севастополь и тем самым завершила окончательный захват Крыма большевиками.
На полуострове оставались к тому времени сотни тысяч «бывших», определенных красными в категорию контрреволюционеров.
И хотя всем сложившим оружие была обещана полная амнистия, уже к вечеру 15 ноября центральные улицы «города русской военно-морской славы» были увешаны офицерскими трупами – как правило, изуродованными посредством отрезания всего, что только можно отрезать у человека.
Висели на каждом фонаре Исторического и Приморского бульваров, на Большой Морской и Екатерининской, на других центральных улицах и проспектах.
Вот только намеченных к ликвидации было слишком много, а "караул,- как обычно, - устал".
Поэтому уже 17-го ноября в Севастополе отгородили целый квартал, превратив его в концентрационный лагерь. Там «контра» терпеливо дожидалась расстрела.
Но это только кажется, что легко умертвить большие массы людей.
Нацисты неспроста превратили своё "ОкончательноеРешение" в почти индустриальный проект – только этим и объясняется впечатляющий шестимиллионный результат, достигнутый Эйхманом.
Румыны, к примеру, тоже мечтали истребить «своих» eвpeев до последнего человека, но не располагали немецкой аккуратностью и упорядоченностью, а потому вынуждены были удовольствоваться «всего лишь» 300 тысячами убитых.
Та же проблема, кстати, возникла и у хорватов в отношение сербов.
Вот и большевики в Крыму столкнулись с теми же самыми трудностями.
Расстрельные команды, «работавшие» на городских кладбищах Севастополя, явно не справлялись: получалось всего лишь несколько сот в сутки, а на очереди были десятки тысяч.
Иными словами, в течение нескольких недель тысячи –(тысячи!) – здоровых русских мужчин с немалым боевым опытом просто сидели и ждали, когда их поведут на расстрел.
Они прекрасно знали, что происходит: кладбища находились по соседству с лагерем, и стук пулемета был слышен круглосуточно.
Да, собственно, палачи и не скрывали своих намерений.
И тем не менее не известно НИ ОДНОЙ попытки побега или сопротивления. Впрочем, возможно, где-то что-то и было, но никак не en masse, а единично, тут и там, в виде исключений, лишь подтверждающих правило.
Еще раз: не какие-нибудь там «смиренные eвpeи», а самые что ни на есть боевые офицеры!.. доблестной русской армии!..- дворяне и князья!.. поручик Голицын и корнет Оболенский!.. в течение многих дней!.. пальцем о палец не ударили, чтобы возмутиться, или восстать, или оказать хотя бы минимальное сопротивление, не говоря уж о том, чтобы «дорого продать свою жизнь». - Просто покорно сидели и ждали своей пулеметной очереди. -
Просто покорно сидели и ждали своей пулеметной очереди.
И ведь не то чтоб бежать было трудно (как из того же Собибора, где возможность побега граничила с невозможностью) – ну какой концлагерь из обычного городского квартала?
И не то чтоб бежать было некуда (как в случае с польскими лагерями, где окрестные жители участвовали в охоте на беглецов наравне с нацистами),
(оттого лишь 92 из 400 бе6глецов остались живыми и смогли уйти в партизаны!), – горный Крым изобилует укрытиями, и при достаточной энергии и воле к жизни шансы на спасение существенно отличались от нуля.
А вот поди ж ты.
Вот против этой аналогии уже мало что возразишь.
Но возражать и не надо. Надо, видимо, кое-что объяснить высокоученому кинокритику Антону Долину, а вместе с ним и другим – тем, кому вынесенный в заголовок вопрос тоже кажется «неизбежным».
Просто мысленно поставьте себя на их место бречённых на смерть.
Вот первая ситуация – назовем ее «ситуацией надежды». -
Вы – отец семейства: жена, дети, пожилая мать. Вы – женщина с маленьким ребенком. Вы – юноша с пожилыми родителями.
Вам приказывают перейти в гетто или явиться на вокзал для отправки «в трудовые лагеря» или собраться на площади для «регистрации».
За невыполнение обещают расстрел.
Вокруг вас говорят всякое. -
Помимо тех, кто утверждает, что подчиниться означает погибнуть, есть десятки защитников противоположного мнения, многие очень авторитетные – как, скажем, уважаемый доктор Кастнер.
А самый главный помощник убийц, кроме доктора Кастнера, – это, конечно, надежда – ваша собственная надежда. Это она непрестанно нашептывает вам на ухо, что все еще обойдется, что немцы цивилизованная нация, что Б-г не допустии... - "Не может допустить!...".
И, главное: «все идут».
Скажите, заглянув в СВОЮ душу: неужели вы НЕ пойдете вместе СР ВСЕМИ ?
Вот вторая ситуация – назовем ее «ситуацией отчаяния». -
Вы – в лагере смерти и уже точно знаете, что надежды уцелеть нет.
Все близкие мертвы, жить, в общем, незачем.
Немцы не дураки: охрана и режим организованы так, что убежать в одиночку или маленькой группой практически невозможно. Для минимального шанса на успех необходимо сколотить приличную группу, то есть положиться на то, что среди нескольких десятков людей нет осведомителя и нет никого, кто выдаст по иным причинам – по глупости, или за кусок хлеба, или под пыткой, или за еще один день жизни.
Велика ли вероятность такой удачи? Нет, ничтожна.
То, что удалось Печерскому в Собиборе, нельзя не признать чудом.
Мы знаем об этом чуде именно потому, что восстание оказалось успешным.
И мы почти ничего не знаем о других попытках такого рода – тех, которые были прерваны в самом зародыше или захлебнулись уже на первом этапе.
НО ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ИХ НЕ БЫЛО ВОВСЕ.
Были – даже в чудовищном Аушвице, – и это, несомненно, можно принять как свидетельство поистине беспримерного героизма.
Почему беспримерного?
Потому, что в «ситуации безнадежности» в человеческой психике включается защитный механизм обреченной жертвы.
При наличии надежды на спасение инстинкт самосохранения взывает к действию: беги, спасайся, сражайся, выживай!
Но когда надежды нет, тот же самый инстинкт, напротив, побуждает к бездействию – во имя сохранения психики, которая может разрушиться раньше тела ввиду ужаса неминуемой смерти.
Смирение, вернее, оцепенение жертвы – естественная человеческая реакция в «ситуации безнадежности».
И не только человеческая – тот, кто когда-нибудь заглядывал в глаза животного, знающего, что оно умирает или вот-вот умрет, знает, о чем я говорю.
Иными словами, поведение обреченных русских офицеров, покорно ожидающих казни в ноябре-декабре 1920 года в Крыму, - (как и поведение обреченных eвpeев, покорно бредущих к расстрельному рву двумя десятилетиями позже), - надо признать АБСОЛЮТНО ЕСТЕСТВЕННЫМ проявлением человеческой натуры.
И напротив, ПоДвИг Александра Печерского и его товарищей, безнадежное восстание в Варшавском гетто и сотни иных, но оставшихся неизвестными попыток того же рода, - суть проявление СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННГО героизма, человеку, в общем-то, несвойственного.
И то, что подобными подвигами отметились именно мы, eвpeи, – именно мы, а вовсе не условные поручик Голицын с корнетом Оболенским, не может не быть поводом для нашей особой гордости.
«Смиренная нация»? Ну-ну. - Давайте, болтайте дальше.
8 мая 2023-го года.
Свидетельство о публикации №121041600610