Крах случайности Эссе

СЕРГЕЙ  НОСОВ

КРАХ  СЛУЧАЙНОСТИ
ЭССЕ

           Помните такие характерные рассуждения историков литературы:  «Тургенев не знал, что ему сделать с Базаровым, по какому пути вести его в жизни в дальнейшем. И поэтому Тургенев заставил Базарова умереть.»
              Или такое сходное по типу рассуждение: «Лев Толстой приговорил Анну Каренину к неминуемой гибели чтобы показать истинность своей любимой идеи в годы создания одноименного романа - о верности женщине семье, воспитанию детей, своему призванию и долгу как матери и жены.»                Писатель  волен поступать со своими героями как ему заблагорассудится. Он - их создатель. И он распоряжается их судьбами.
             Он и только он может сделать их счастливыми или заставить их умереть.
              Когда-то в ранней юности я горячо возмущался этим -  как же так, такого в реальной жизни не бывает и быть не может… Жизнь мол складывается сама собой а не по чьей-то воле и «хотению».
                Какой же это реализм в литературе если писатель делает со своими героями все что ему вздумается, все что он захочет.
                Теперь я думаю иначе.
                Вторгаясь в жизнь и изображая ее, настоящий писатель-творец чувствует что эта жизнь сама ведет его героев к той или иной развязке… Он чувствует что кому-то суждено умереть, а кто-то будет жить и жить… И останется навсегда счастливым.
                Писатель не может «присудить» своим героям иную судьбу чем та которую диктует сама жизнь. В этом и состоит великая правда настоящей литературы.
                И эту правду литературы и художественного творчества нельзя отрицать.   
                Но при этом многое в поступках и поведении героев художественного произведения  действительно зависит не от общих обстоятельств и внутренней логики жизни, а именно от видения мира писателем-творцом  - именно он создает сюжет и героев своего художественного творения. И он волен направить своих героев по тому пути в жизни который понятен и близок ему самому.
                Истинный художник слова всегда остается демиургом. Остается творцом который властен над своими героями.
                Это тоже невозможно отрицать.
                Шекспир создал Гамлета или сама жизнь?
                Конечно создатель Гамлета - сам  Шекспир и только он, хотя и сама жизнь многое подсказала Шекспиру в создании этого образа.
                К чему однако все эти наши рассуждения и разговоры?
                А к тому что в реальной жизни  в сущности происходит то же самое что и в глубоких и подлинных художественных произведениях - и в реальной жизни  не случайны, не подчиняются только лишь стечению обстоятельств судьбы людей что бы ни говорили воинствующие скептики об обратном.
                В мире есть какие-то силы которые необъяснимым для нас образом «слагают события» и склоняют человека   к тому чтобы он шел по жизни «своим путем» и в определенном направлении, по которому суждено идти порой только ему одному.
                И итоговая развязка в жизни каждого - его смерть - тоже всегда имеет свой скрытый смысл и далека от случайности.
                Я много раз наблюдал это. Много раз убеждался в том что это - правда на опыте своей жизни и жизни близких и хорошо знакомых мне людей. 
                Как писатель-творец управляет своими героями так и реальная жизнь за счет неведомых нам сил управляет нами и нашей жизнью.
                Почему же именно за счет неведомых нам сил? - Потому что это
             не силы земного тяготения например, не известная нам электрическая или тепловая энергия, а что-то принципиально иное - способное «мыслить» и чувствовать мысль и стремления человека.
            Если человек «опустил руки», если он не видит перспектив в своей будущей жизни - то он близок к смерти как бы здоров на вид он ни был.
И дело не просто в понятном воздействии оптимизма и пессимизма на физическое здоровье.
             Дело в том что некие силы и энергии мира видят что человек исчерпал себя и фактически  «просит смерти» (сам того не осознавая обычно).
              И эти силы дают ему желанную, как им кажется, смерть в самом близком будущем.
                Увы, я это тоже много раз наблюдал в реальной жизни.
                Многие великие умы пытались разгадать загадку присутствия неведомых нам сил способных к психическому воздействию в знакомом нам всем реальном мире.
               Юнг например - один из тех мыслителей кто очень близко подошел к возможной разгадке.    
             Юнг писал о психических полях которые по его мнению существуют в мире, воздействуют на человека и жизнь, но фактически параллельны физической реальности и обычно неуловимы и неосязаемы.
                Но философы, психологи и весь так называемый «ученый мир» всегда ищет каких-то незыблемых «доказательств на опыте»   даже если и выдвигает смелую идею.
                Таких доказательств обычно не находится…. И вся «дерзость науки» угасает.
                Большое искусство - вот то что может ныне принести и истину и духовное преображение человеку.
                Лев Толстой как автор «Войны и Мира» вернул нам Россию, великую Россию. Как это получилось - никто теперь не скажет.
                По моему  сам Лев Толстой этого тоже не понимал.
                Кроме большого искусства в мире действительно ничего не осталось.
                Религии? Попы и прочие духовники в услужении властям своих стран?
                Да они что угодно скажут о смысле жизни и о происхождении Вселенной лишь бы это было выгодно власти - тем кто их кормит и тем кому они «на задних лапах» служат.
                Лично я убеждался что каждый человек рожден не случайно, а «зачем-то» и какую-то свою миссию он выполняет, какую свою роль в окружающей жизни он непременно играет.
                И когда человек «все проговорил» что он мог, все сказал что дано было ему сказать - он умирает.
                Это иногда очень обидно. Очень неприятно понять и признать.
               Но это так.
                Теперь вместо смерти придумали более приятное слово - уход…
                Подразумевается - вот мол он ушел,   его поколение ушло… А мы-то живем. И на  самом деле никто и не умер. ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ.
                Возможно так и есть на самом деле…


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-ом году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии - в журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 20-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Петербурге.





            
               

 
            


Рецензии