Глупости умных. Ещё Сартр
Ж. П. Сартр.
За исключением того случая, когда условия существования создаём мы сами. Тогда рабство ситуации проявляется для нас особенно отчётливо.
Я крайне не люблю быть рабом ситуации, поскольку ощущаю в своём характере безусловную безосновность. Поэтому: либо твори свою ситуацию, либо не поддавайся не своей, либо на самый худой конец спроси - как я здесь оказался?
Сопротивляйся, беги - любая ситуация - заранее заданная объективность, а если в ней есть моё участие, то она уже не ситуация, а нечто большее. Так что в ситуациях оказываются те, кто плутает не в своём. У кого объяснение - ситуация, и она же - предлог - в конечном счёте - обманщики.
Видать и с "седьмого этажа" Сартру видно хорошо лишь человеческое существование, но не свобода.
Предельные возможности всякой ситуации при моей экзистенциальной возможности - то же бытие. Не иное и не другое, а моё - то же самое. Вот почему будучи закованным в цепи можно выбрать свободу и... наоборот.
Если же ты, человек, хочешь благих для себя "ситуаций", то подумай - стоит ли искать их методом перебора и подходящести под себя самого, ведь в таком случае ты рискуешь не заметить разницы между этими ситуациями и удовлетворённым собой. Может быть моё отличие от любой ситуации и есть главная истина, которую я должен понять?
Но тогда не произволен ли я? Я стал бы абсолютно произвольным и сумасбродным, если бы не испытывал на себе давление случая. Если бы я, как раз, искал лишь "своего", не принимая реальности мира.
Так что, может быть, и "найти" для меня ещё не счастье, пока я не скажу вместо "найти" - "создать".
Конечно, всем известно, что люди могут действовать "по ситуации".
Пожарные, которые приехали и тушат пожар, без сомнения действуют "по ситуации". Но если кто-то из них, или же из собравшегося народа вдруг рванёт спасать горящего ребёнка прямо из под падающей крыши, допустим, то можно ли о нём сказать, что он действует "по ситуации"?
Ведь если так задуматься непредвзято, то все наши "ситуации" не более, чем осадки наших же прошлых действий, и стремлений - моих, твоих и чужих. Может быть я просто должен бороться со своими именными осадками, чтобы они ни в коем случае не превращались в мою раз и навсегда сложившуюся "ситуацию"? Это если речь идёт о борьбе - пусть она не будет глупой, пусть она видит, что борется сама с собой.
А если не о борьбе, то я - всегда возможность себя другого - как "ситуативного", так и "безосновного" - не дурно произвольного, а выстреливающего бытием, как тот, спасающий ребёнка на пожаре.
Так что, дорогие философы, если заводите речь о ситуациях, то... Кто будет подгребать эти Авгиевы конюшни? Эти твои, мои и чужие остатки и осадки наших действий, отныне заявляющие о себе лишь как наши "ситуации"? Только человек мира - разобравшийся со своими осадками и всегда держащий их при себе, как своих личных врагов, - человек, для которого и чужие ситуации уже не чужие.
Человек мира - свободно растворяющий чужие остатки в бытии.
Свидетельство о публикации №121041604636
Дмитрий Добрый 77 21.08.2022 10:21 Заявить о нарушении