эзо-мать-525 пси 16. 04. 2021-25

КЛИП-ТЕКСТ
КЛИП-ПРОЗА
КЛИП-ЧЕЛО
КЛИП-РАЗМЫШЛИЗМ
КЛИП-ПЕРЕСМЕШНИК
================
===========
=======
.
.
.
МАЛЬЧИКАМ
НУЖНА
АКТИВНОСТЬ
СОРЕВНОВАНИЕ
СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ
.
МАЛЬЧИК
ГЕРОЙ
которым
ВСЕ ГОРДЯТСЯ...
.
.
из НЕЖНЫЙ
МАЛЬЧИШЕК
ВЫРАСТАЮТ
ШИКАРНЫЕ
МУЖЧИНЫ
.
.
.
16.04.2021г. 10-24
.
.
.
http://stihi.ru/2021/04/12/901  - Оглавление - 105 эзо-мать 14. 04. 2021г.
.
http://www.stihi.ru/2018/01/20/1610 - Оглавление - 34 эзо-мать 20. 01. 2018
.
http://www.stihi.ru/2017/12/08/1503 - Оглавление-17 МОЯ мать 08. 12. 2017
.
.
.
.
================
из интернета
.
.
================
Наталья Баева

Воспитание Мужчин
12 апреля

Воспитание Мужчин
Повесть Николая Лескова "Кадетский монастырь" - о том, КАК "получилось" русское офицерство, ставшее легендой. Безо всяких романтических красивостей - рассказ о мальчишках, знающих о жизни не больше барышень - смолянок. Что если бы кадет женился на смолянке...
Но в этих стенах мечтали не о женитьбе - о подвигах. Кадет чувствовал себя несчастным, если его выпускали не прямо на передовую. Что делать офицеру без войны? Идеалисты были ужасные. Каждый, прощаясь с товарищами, говорил: "Следите за газетами. Я на каждом приступе буду первым!"

А ведь принимали в это учебное заведение... пятилетних. И учили до восемнадцати.

Огромное роскошное здание над Невой - Меншиковский дворец, было "отдано кадетам", и из его стен вышли фельдмаршалы Михаил Каменский и Михаил Кутузов, драматург Михаил Херасков (в свои кадетские годы он стал основателем кадетского любительского театра), поэт Кондратий Рылеев, адмиралы Фёдор Ушаков и Иван Крузенштерн, писатель и составитель толкового словаря Владимир Даль , конструктор первого самолета контр-адмирал Александр Можайский, композиторы Николай Римский - Корсаков и Александр Скрябин... Все мы родом из детства!

Воспитание Мужчин
Лесков, однако, рассказывает не о выпускниках - о наставниках. И называет их ПРАВЕДНИКАМИ. Казалось бы, военное училище не располагает к праведности? Но "воспитывать мальчиков должны мужчины" - это считается аксиомой сегодня, и тем более, считалось тогда. У кого же ещё можно перенять мужские качества, понятия, и даже манеры?

Едва рассказчик (тогда шестилетний) впервые переступил порог корпуса - его встретил директор Михаил Степанович Перский. Очень красивый и щеголеватый.

Воспитание Мужчин
Сразу же, при первом знакомстве, предупредил, что он здесь не всесилен, благополучие новичка в корпусе зависит не столько от начальства, сколько от отношений с товарищами. А товарищи никогда не простят того, кто жалуется и доносит. Таких здесь называют "подъегозчиками", и решают самосудом!

Самосуд в корпусе, и офицерские суды чести после корпуса - это было "корпоративной" нормой. До настоящего суда дела не доходили почти никогда: довольно было осуждения товарищей, чтобы виновный... застрелился. Ужасно?

Понятия о чести здесь воспитывались не просто высокие - заоблачные. Неприменимые к жизни? Но разве мы не сами эту жизнь создаём? Бесчестно быть счастливым, когда другому - плохо. Немыслимо не прийти на помощь. Струсить. Выслужиться перед начальством.

Чем дальше - тем больше подрастающий рассказчик восхищается директором, который сумел наладить всё: от снабжения и питания до образования и медицины. Подобрать уникальный коллектив - чтобы самому не контролировать мелочно всё и вся. Жил директор тут же, в Корпусе, и кажется, не имел никаких связей, кроме служебных. Жил и дышал службой, при этом не зная "служебного страха", не заискивая ни перед каким "начальством", вплоть до императора.

Авторитет Перского был таков, что хватало одного его замечания, чтобы лентяй, запустивший учёбу, бросался навёрстывать - "утешить Михаила Степановича."

Удивительно ли, что корпус воспитал нескольких декабристов? Что и в самый день восстания мальчики спрятали, перевязали, накормили раненых "бунтовщиков" - тех, кому удалось перебежать Неву, и их порыв поддержал директор?

Воспитание Мужчин
Куда больше удивишься маленькому эпизоду: визиту императора Николая I в "мятежный" корпус. Раненые арестованы, а "деткам" государь привёз конфетки. Кадеты гостинцы взяли, чтобы не подвести своих наставников, но есть их не смог никто. Все, вплоть до малышей, выбросили царские гостинцы в нужник.

И ведь это не было тайным сочувствием делу декабристов - едва ли мальчишки догадывались об их целях. Это - убеждение великодушных русских воинов, что раненный враг - уже НЕ враг. Убеждение общее для кадет и их преподавателей, и их директора.
И если новый император с этим не согласен... что же он такое?!

Воспитание Мужчин
Если по его распоряжению поведение кадет отныне будет оцениваться по стобальной шкале, и у кого менее 75 - тот будет отдан в унтеры?! Само начальство не понимало, какая разница между 74 и 76...

***

Эконом Андрей Петрович Бобров - тот, кого любили, как родного, не догадываясь, однако, что и он достоин не меньшего восхищения.

Воспитание Мужчин
Как восхищаться добродушным старичком, до смешного неряшливым, который для порядка хмурится и ворчит, но тайком кормит арестантов, запертых в карцере, изобретает из самых простых продуктов блюда сытные и разнообразные, причём - никаких "порций"! При Боброве ели, кто сколько хотел. Он же ведал всей материальной частью - и находил, чем "побаловать мошенников" не из казённых средств, а из собственного жалования!

Каждому неимущему выпускнику "Бобёр" справлял приданое: два комплекта белья и шесть серебряных ложек. Две столовых и четыре чайных: "Зайдёт товарищ к обеду - будет дать, чем щей хлебнуть. А к чаю могут зайти и двое, и трое - так вот, чтоб было чем..." Всю жизнь кадеты хранили "бобровское благословение" и годы спустя при встрече показывали ему ложечку!

Воспитание Мужчин
- Мой! Важной птицей стал, но я тебя сегодня никуда не отпущу. Пришёл ко мне - так почавкаем из старого корыта!

***

Доктор Зеленский - ещё один праведник Кадетского монастыря. Принадлежа к новой медицинской школе гигиенистов, Зеленский старался прежде всего о НЕДОПУЩЕНИИ болезней. Чистота, одежда по сезону, температурный режим в классах и спальнях, своевременная изоляция заболевших, полный ассортимент лекарств в лазарете... малейшее упущение, допущенное персоналом, каралось немедленной зуботычиной. Держиморда? Нет, просто человек своего времени.

И тоже - ни своего дома, ни своей семьи. Только служба, только забота о здоровье ТЫСЯЧИ ТРЁХСОТ чужих детей...

"Шалость" Зеленского состояла в том, что он снабжал учеников хорошей литературой и вёл с ними долгие беседы "о жизни".

Дело в том, что лучшие времена корпуса миновали с воцарением Николая Первого. Последовал приказ кадет "подтянуть", то есть прежде всего ... уничтожить богатейшую корпусную библиотеку, дабы прекратить "вольнодумство"! И предметы теперь - только специальные, никакой "словесности". Открыто не повиноваться было невозможно, и доктор стал записывать наиболее способных кадет "больными" - давать им время и возможности для самообразования. "Он любил нас, он желал нам счастия и добра, а какое же счастие при круглом невежестве?"

И архимандрит, не названный в рассказе по имени, был очень интересным человеком именно потому, что много знал, многим интересовался. Из его кабинета даже торчала труба телескопа! И рассказывал он обо всём так интересно, что кадеты ходили за ним толпой. А он внушал и внушал, что их образование совершенно недостаточно, но впереди целая жизнь - не останавливайтесь!

***

Вот такая повесть "без начала и конца" - просто зарисовка мужской школы и мужского воспитания. Хорошо ли это? Судя по выпускникам - прекрасно. А можно ли рассчитывать на ПРАВЕДНИКОВ в каждом "монастыре"? НЕЛЬЗЯ. Ведь что общего у Перского, Боброва, Зеленского и Архимандрита? Они были друзьями - и всецело доверяли друг другу. Они "понятия не имели ни о какой "педагогии" - просто любили детей". И что ещё важнее - они сами были такими мужчинами, на которых мальчишкам хотелось быть похожими.

Воспитание Мужчин
И по сегодняшним временам совсем уж дико отдать пятилетнего в закрытое учебное заведение, не имея права даже забрать его на каникулы. Вот как это?!

А это - ярчайший штрих к портрету ВРЕМЕНИ: для дворянина жить и не служить - БЕСЧЕСТНО. И о таком жизненном старте, без денег и связей, но - офицером в 18 лет, большинство могло только мечтать.

И это было ПОСЛЕДНЕЕ поколение дворян, считавших себя обязанными государству.
================
.
.


Рецензии