Интонационные процессы в области стиха
ИНТОНАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБЛАСТИ СТИХА.
( Теория литературы. Вопросы стиховедения.)
Интонационность – это новое учение о природе и дисциплине интонаций. Обоснованием такого учения является то положение, согласно которому два похожих слова, имеющие общие инициалы – буквы, сведенные в одно созвучие, в одну рифму, и поставленные рядом – усиливают друг друга. Между ними образуется особая энергетическая связь, явление магнетизма, согласно этому явлению, такие слова взаимно притягивают одно другое. Чем усиливают не только звучание, но и значение друг друга.
Эти теоретические открытия необыкновенно важны в новейшей теории стиха, являясь его животворящей кровью, питающей все ткани стиха, проникающей во все клетки новейших поэтических творений.
Эти новые положения теории стиха позволяет нам по – новому взглянуть на некоторые привычные заключения стиховедения, пересмотреть роль и значение устоявшихся принципов и приемов.
Являясь краеугольным камнем стихостроения, они перестраивают структурность стиха, его текстуальность, исходя из звукоакустических, музыкальных, ритмо – мелодических возможностей и средств инновационно – поэтической речи.
Из этого следует, что стихотворение складывается из интонационных ячеек, интонационных ходов, точных (полные рифмы), и менее точных (полурифмы), неточных (анаграммическое письмо), как и содержащее в себе чужеродные, неинтонируемые слова (декларативные элементы). Интонируя слова, мы не только вскрываем их звуковой потенциал, но и усиливаем его. В этом случае поэзия становится более изящной, более грациозной и игривой. Что, в принципе, соответствует её природному назначению.
Поэтому, установка на тональное единство, превосходство интонаций, образующих единую узнаваемую тональность, системность интонаций (множественность однородных фонем), и отличает тот новый тип мышления, который в корне отличается от старого мышления, которое признавало только так называемую фразовую интонацию, содержащую психически – эмоциональный аспект.
Интонация – это соотношения, в которых находятся минимальные части человеческой речи. Минимальными частями речи, напомню, являются слоги. К ним относятся также служебные части речи: союзы, междуметия, предлоги, частицы.
Интонации характеризуются подобиями между собой этих частей речи.
Множественность таких подобий образует интонационный процесс.
Взгляните сами:
Привлекательной
каплей
капелькой,
Привлекательной
такой
Тут
участницей,
Привлекающей:
примешь
каплю
лишь —
будешь
Счастливым!
Привлекающей
лака
шалостью,
лака
алостью,
Привлечённому —
она
Видится,
Она
Значится,
она
Светится
В современности,
словно
Свечечка,
словно
весточка
Человечности
Я приведу несколько опоэтизированную ассоциацию, чтоб вы живее представили себе всю эту механику.
Вспомните, как водная рябь играет на поверхности. Солнце приводит в движение всю эту массу трепещуще – плещущих бликов. Они переливаются и перекликаются бесконечной, бессчисленной чередой. Своей сетью словно опутывая тело реки, речной организм.
Эти интонации – соотношения располагаются на перекрестке двух направлений:
1) В виде горизонтального хода, то есть в плане последовательности синтагм.
Зрячий – горячий.
Актив – компаратив
Иногда первое слово в таких последовательностях словно поглощается вторым. Такова
динамика этого явления.
2) В виде звуковысотного соотношения. Например, в словах:
кипеть
копать
Отмечаем, в таком виде эти части речи словно поставлены одно на другое:
КиПеть
КоПать
Даже если мы запишем их привычно, в один ряд, это звуковысотное соотношение сохранится:
1) Кипеть – копать. Выглядит вот так: 1) ки – 2) петь 1) ко – 2) пать
Вот как эти интонационные процессы будут выглядеть в стихотворной ткани:
Лицо
Глициний,
в линий,
Этом вот
Цикле,
Гламуром
ценимом,
в этом
Наливе,
наплыве:
Лицо такое
и
цоколь
Стана —
становят
и
Составляют
все
её
Совершенство:
всего
По
капле, —
В компанию
к платью —
Приятному
такому,
Словно
Истома,
это
знакомо…
и
это
Приятно!
(привлекательности
эта
капелла
(эта
копилка!)
притягательности
эта
эгида,
эта
поэмка,
тут
перед
поэтом!)
Интонационность, как видим, существует в определенной среде. Эту территориальность обусловливают заданные фонические союзы – пары однородных согласных, в стиховедении взаимозаменяемые между собою.
Я их вам напомню:
Т – д, б – п, с – з, к – г, ч – ц.
Также триады:
М – л – н, в – х – ф, ш – ж – щ.
Отдельно находится вибрант: р.
Отдельно находится также: й.
Поэтому интонируемые слова располагаются своими семействами, или группами: например интонируемое слово "костёр" притягивает к себе идентичное, сильно проинтонированное слово "костел", вследствии 2 похожих интонаций. В эту же группу войдут некоторые другие слова: повтор, простор, простёр, остёр, также корсар, кассир, косил, курсор, скор, и так дальше. То есть, применяя одно слово, мы тут же в воображении вызываем, привлекаем к нему целый табун других, подобных по звуковому составу. Это результат, следствие тех интонационных тяготений, того интонационного магнетизма, которые заложены в эти слова. Необходимо помнить: подобные слова притягивает друг друга. Это происходит просто "на автомате". Нет, это не итог инноваций, наших нововведений, эти свойства были внедрены в сами слова с момента их становления. Это физиология слов, качество, когда слова тянутся друг к другу просто телами.
Поэтому и возникло такое явление, как рифмы: не что иное, как различного качества и категории, интонируемые слова.
Рассмотрим интонацию в положении звуковысотной категории.
Звуковысотное соотношение определяется прежде всего акустическим положением гласной, как опорного тона интонации.
Все гласные фонемы, согласно их звуко – акустической природе произношения, располагаются в следующем порядке:
И
Ы
Э
Е
А
Я
Ё
О
У
Ю
Схема представлена от самого высокого частотного тона к самому низкому.
Как видим, всего десять опорных тонов речи – гласных фонем русского языка, вступающих в звуковысотные соотношения.
Частота этих звуков не является фиксированной величиной, и может колебаться в определенных границах. Главное – дистанция между тонами, а не их природная, натуральная частота звучания.
В музыке такая дистанция, как известно, именуется интервалом.
Она имеет фиксированную величину и постоянные наименования:
Прима,
Секунда,
Терция,
Кварта
Квинта
Секста
Септима
Октава
Нона
Децима
И так далее, в промежутке двух октав.
В нашей теории стихосложения, пока еще новаторской, эти наименования интервалов – дистанций пока не получили признания и не носят постоянных названий. На раннем этапе возможно, по взаимной договоренности, пользоваться теми же названиями, которые существуют в музыке, в пределах ее десятибальной системы.
Те же примы, секунды, терции, кварты, квинты и другие.
Музыкальные интервалы, однако же заключают в себе такие понятия как консонантность и диссонантность, противопоставления благозвучия.
В стихотворной теории акустической речи эти градации благозвучия определяются только особенностями согласной фонемы или сочетаний фонем.
Это относится прежде всего к так называемым рифмам. Что такое рифма?
Это такое созвучие, такое сочетание слов, где эти особенности благозвучия проявляются предельно, особенно ярко и сильно. То есть рифма – это хорошо проинтонированное сочетание слогов, затрагивающее контуры слов. В таком виде интонации хорошо видятся и хорошо слышатся. Воспринимаются, одним словом.
Интервально – дистанционная категория интонаций сочетается с горизонтальными последовательностями – ходами синтагматической породы.
В купели!
В капелле
В компактном
комплексе
капель
В компании
платьев,
В комплекте:
В кантате
анкете
тел
В последовательности первых 2 слов присутствуют 3 интонации:
ку – ка, пе – пе, ли – ле
Их дальнейшую цепочку возможно отобразить следующим образом, начиная с самого начала.
Смотрим слова:
в купели!
в капелле!
1) ку – 2) пе – 3) ли
4) ка – 5) пе – 6) лле
Затем эти интонации взаимодействуют таким образом:
… 1) ка
2 – 3) пель
В этом случае, как видим, интонации сливаются воедино.
Первая часть этого предложения, составленная из 5 слов, имеет довольно однородную структуру. К перечисленным интонациям присоединяется
4) ном в слове « компактном »
В дальнейшем оно создает свою цепочку:
1) Ком 2) пакт 3) ном 4) ком 5) плек 6) се 7) ка 8) пель
9) В ком 10) па 11) нии 12) пла 13) тьев
Здесь интонируется следующий ряд: 1) ком … 3) ном – 4) ком
Интонации консонирующие, благодаря однотипному о
Также еще: 2) пакт 7) ка 9) па 11) пла Это все интонации благозвучные,
консонирующие.
Затем: 5) плек … 8) пель … 10) па 12) пла. Интонации консонирующие.
Следует отметить диссонанс 3) ном … 11) нии
Зачем я привожу эти последние примеры? Таким образом мы можем воочию убедиться, проследить, как интонационность развивается в несколько аллитерационных линий, когда аллитерируются сразу несколько согласных. Они как бы растекаются струйками, ручейками, то растекаясь, то в некоторые моменты снова сливаясь. Это означает, что интонационное процессы обладают определенной полосой пропускания: в процессе интонирования сразу взаимодействуют несколько согласных, они передвигаются в одном направлении: из слова в слово.
Исходя из диалектической природы русского языка, постигаем диалектическую природу самих интонаций. Итак, интонации являются относительно сложной категорией, сочетанием 2 разнонаправленных векторов: в плане горизонтальных – интонационых тяготений между собой, и в плане – интервально – дистанционных сочетаний. Слияние этих векторов образует интонацию, согласно общей диалектичности русского языка.
Поясню вам ещё раз, что за процессы происходят в этих самых интонациях: горизонтально – синтагматические тяготения образуются за счет аллитерирования, переклички согласных; интервально – дистанционные сочетания возникают от единовременного наложения интервалов, то есть сочетаний, которые обусловлены гласными, как опорными тонами интонации. Поэтому в интонации всегда задействованы, участвуют 2 пары слогов: в результате совместного слияния горизонтального и вертикального образуется один звукокомплекс: интонация. В этом заключается грамматическая, гармоническая природа всех интонаций.
Ввиду инновационности самого определения интонаций, мы вынуждены признать их относительно более сложной
категорией, по сравнению с более доступными и простыми элементами в общей теории стихосложения.
Множественность, богатство интонаций создает ощущение интонационности – пространства, насыщенного интонациями.
В условиях, когда схожие интонации насыщают собою большое пространство, подчиняют себе некоторую масштабную территорию, участок текста, возникает что – то сродни ощущения единой тональности, так называемой: палитры.
Интонационность – процессуальна, то есть это процесс, который разворачивается в определенном времени и пространстве.
Например, в таком тексте:
Прелестница,
с лицом
известным,
с лицом –
призывом:
Очаровательным
и
красивым,
Негой
игривой:
В разливе
Так
Ручья
очарование
Вьется,
льется
С упоительной
гривой, –
Умопомрачительной
и
Красивой, –
во
всю
Свою
силу,
Льется,
смеется
В стремлении
Милом, –
мелькает
В игривом –
таким вот
мотивом!
(очень
красивым!)
В собственной
силе –
это
Лицо,
винцо,
лицензионно –
Коллекционное
целиком,
и оно
Никогда
никому
из
Мужчин
Не
бывает
Постылым, –
Кстати,
как
и
Не бывает
оно
стыдливым …
Ряд литературных приемов имеют все основания связывать свою природу с явлением интонационности. Это и рифмовка,
и повторы, и параллелизмы, и опевания слов и звуков, произвольные виды звуковой комбинаторики (рифмоиды), также эхо – эффекты.
Все эти мелодически – структурные элементы – и графически, и фонологически утверждают гармоничность творения и дисциплину стихотворной ткани.
Интонационность – это система интонационных притяжений, формирующая литературные приемы (уже перечисленные мною) и поэтому заглядывающая в синтаксис стиха. Эту систему предстоит ещё кропотливо исследовать.
Помните: произведение искусства – это всегда сбалансированный, гармонизированный,
дисциплинированный продукт. Чем больше изощрённого искусства будет в вашем искусстве, тем лучше для всего состояния поэтического искусства. Ведь поэзия - это психолингвистическая среда, имеющая гармоническую, дисциплинированную природу, преобразующая первичные, начальные впечатления до приподнятого состоянии психики, взволнованного состояния эффекта. Поэзия - это нечто среднее между полумузыкой и полуречью.
О природе интонационных процессов и состоянии интонаций я написала несколько статей. Другие вам могут быть
также полезны.
Свидетельство о публикации №121041601817