L impression. Впечатление
Новая редакция из книги "Осенний июнь".
http://stihi.ru/2015/09/26/1698
L'impression.
С этого слова начинаю сегодня свой разговор с поэтом и его стихами.
В переводе с французского - впечатление, в транскрипции- (эмпресьон).
Даже тем, кто не изучал французский язык становится ясно, к чему я клоню.
Импрессионизм- одно из самых заметных течений в живописи.
В своё время зачитывалась книгами о художниках- импрессионистах, листала альбомы с иллюстрацииями Клода Моне, основателя этой школы.
Художники вышли на пленэр, чтобы писать застывшее мгновение, показать ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ МГНОВЕНИЯ именно в определённый момент: днём, вечером, ночью, в дождь, зимой...
Моне представил целую серию картин с изображением всего лишь стога сена.
В цикл "Стога сена" входит двадцать пять картин.
Велика сила живописания! Сколько радости приносят пейзажи Клода Моне, Эдуарда Мане и других представителей этого течения в своей кажущейся небрежности мазков.
Несколько затянулось моё вступление. Пора переходить к поэзии и к работам поэта.
Величие Поэзии трудно переоценить. Она соединяет в себе все виды искусства: музыка но уже музыка стихов. Мелодия, позвляющая наслаждаться нам "звучанием стихов", созданная рифмой, словом, конструкцией строк и строф. Живопись в поэзии, которая позволяет поэту различать прекрасное в природе и живописать поэтической кистью великолепную пейзажную лирику. Представляю поэта держащим в одной руке кисть для живописания, а в другой-поэтическую кисть для нанесения словесных мазков.
Поразительные этюды на пленэре встречаю в стихах поэта:
"Серое море, низкие тучи" http://stihi.ru/2015/04/24/7506
"Отцвела переспелая осень" http://stihi.ru/2017/09/22/1766
Поэт, а может и тот, кто прочитает моё набольшое эссе, спросит:при чём же здесь импрессионизм, ВПЕЧАТЛЕНИЕ?
Всё началось с моего прочтения книги стихов "Осенний июнь", гдe я встретила отредактированные стихи автора, сравнила их с теми публикациями что находятся на сайте.
Неуёмно желание поэта работать над стихами уже опубликованными!
Сегодня я остановлюсь на стихотворении "Потемнело", которое отредактировано в сборнике стихов.
Великолепное стихотворение, показывающее настроение поэта на фоне пейзажа.
Скрупулёзность, тщательность, продуманность не только слова, но и реальности в описании картины вечера, заставили поэта заменить всего лишь пару слов в финале стихотворения. Изменилось его ВПЕЧАТЛЕНИЕ от видимой перед глазами картины, изменилось моё ВПЕЧАТЛЕНИЕ от восприятия стихотворения.
Вот оно l'impression!
Каким "рисует" поэт начало вечера своей словесной кистью?
Цитирую:
"Потемнело.
Свет полынный.
Льётся золотом река.
Небо девственно ранимо.
Тонут в омутах века."
Это первый этюд, краткими короткими мазками , очень чёткими, что отличает от небрежности и размазанности на полотнах живописцев -импрессионистов, изобразил поэт начало вечера, наблюдая изменения в природе на берегу реки.
Читаем далее. Бегут минуты... На закате, при наступлении вечера, картина изменяется быстро. Поэт, замечающий всё оттенки цвета и потемнение, учёл, если можно так сказать, свою "ошибку" в первом варианте произведения и уже изображает наступление более глубокого состояния темноты, когда даже звёзд не видно. Редактирует.
Уже нет "полынного света", свет "совсем тускл".
"Трудно.
Зябко.
И тревожно.
Вот и свет совсем уж тускл.
Кто-то так неосторожно
потревожил и уснул"
Это второй этюд "нарисованный" автором.
Изменение ВПЕЧАТЛЕНИЯ от пейзажа.
Не импрессионизм ли это ?
А почему бы и нет? Более того, с уверенностью скажу: да!
Клоду Моне нужно было двадцать пять вариантов картины "стога сена". Поэту достаточно двух вариантов строки, чтобы создать эффект изменения, происходящий в природе за определённый промежуток времени и показать изменения света и цвета. Краткость строк, их кажущаяся неуловимость, помогают передать быструю смену декорации, именно миг, краткий момент её существования, но поэт улавливает этот момент, передавая читателю, вызывая ВПЕЧАТЛЕНИЕ.
Лексика "участвует" в изменении окружения:льётся, тонут, потревожил.
Наблюдательность, переоценка, строгий спрос с себя самого и желание подарить читателям выверенное произведение высокого класса,думаю, этим руководствуется поэт, работая над стихами, обогащая палитру стихов, художественность приёмов и открывая "неоткрытое" для читателя в своих произведениях. "Неоткрытое", но при тщательном обдумывании, открывающееся и поражающее меня, читателя, снова и снова Мастерством поэта.
А всё строка "Вот уж свет совсем уж тускл"!
Это она помогла мне увидеть доселе не понятое в работе поэта.
Слияние Живописи, Поэзии и Мастерства поэта восхищает и очаровывает.
Светлана.
...
Здравствуйте, Свет льющая Лана!
Благодарю за очередную встречу и собственный взгляд на содержание работ!
Не стану говорить о том, о чём сказано в работах: добавить нечего. Скажу вот что: своими работами практически всегда не доволен, поэтому, когда начинаю перечитывать, вижу, что надо изменить. Стараюсь не перечитывать, иначе конца редактированию не будет. Когда формировался макет книги «Осенний июнь», вынужден был просматривать вёрстку, что толкало на редактирование, казалось, законченных работ.
Светлана, не знаю какого «класса» мои работы, но то, что редактировать можно без конца – для меня неоспоримый факт, что говорит о плохом художественном качестве. Безусловно, помещая очередную работу на странице сайта, а тем более печатного варианта книги, десять раз думаю, заслуживает ли она внимание читателей, ведь читать, возможно, будут не только те люди, что на сайте сегодня, что за фамилией Пашков мои дети, мои потомки, мой Род.
Для меня самое важное, что оставлю после себя: надеюсь, поймут, зачем жил. Простите: в очередной раз говорил не совсем в тему Вашей аналитики, но так, как Вы, не умею, не дано. Светлана, Вам правильно говорят читатели, что «читать Ваши статьи о нём - удовольствие», «о нём» - это о Пашкове: это не то, читать его работы – там такого удовольствия не получишь: вчитываться надо, думать, переживать.
Думаю, большинство делает правильно: не заходят и не читают. Остальных мало, они другие: искренние, бескорыстные, бесхитростные - не отягощены отношениями, сложившимися на сайте. Меня устраивает: и те, и другие поступают честно.
С уважением и признательностью, Виктор Пашков.
Виктор Пашков 13.04.2021 04:48 Заявить о нарушении
...
Здравствуйте, Виктор.
Спасибо за Ваш продуманный ответ.
Очень жаль, что на сайте пока не сложилась традиция - обязательно читать исток. Читая мои эссе, не все читатели-поэты прочитывают Ваши стихи. У меня это вызывает недоумение. Разве можно дать полноценный отклик, не зная первоисточник?
Что касается Вашего редактирования стихов, понимаю Вашу высочайшую требовательность к работам. Перегружая себя, "болея", Вы доводите стихи до совершенства. Цель благородна. Вы прекрасно сказали об этом в ответе.
Всего хорошего, Вам в Вашем творчестве. Оно прекрасно!
Светлана.
...
Спасибо!
Не согласен с последним!
Виктор Пашков 13.04.2021 10:25 Заявить о нарушении
...
Не сойдёмся во взглядах на стихи никогда. Это нормально!
Поэт ищет в стихах самого себя, а этот путь бесконечен, непредсказуем и очень труден. Он длится всю жизнь.
Вот почему,иногда, неудовлетворение своей работой, вечное редактирование.
Виктор, разговор с Вами всегда интересен и полезен. Для меня очень полезен. Спасибо.
Светлана. 13.04.2021 11:17
Свидетельство о публикации №121041303881
глубокое эссе об импрессионизме в поэзии, и о примерах этого
стиля в стихах В. Пашкова. Спасибо за тонкий анализ, и Ваши суждения. Рад был прочесть, очень понравилось.
В пейзажной лирике лично мне часто хочется выразить впечатления от меняющихся картин природы. Больше всего это относится к рассвету и закату, также к дождю и снегу, метелям, бурям. Это не очень легко в стихах, соблюдая ритм и размер, так как автор ими ограничен. Иногда хочется описать природную красоту просто в прозе. Иногда, для себя, я это делаю. Есть ещё такое, что пейзажные стихи некому представлять, их считают неинтересными. Несколько раз я детально описал в стихах потрясающие быстро меняющие картины весенних и летних ливней, разместил эти стихи, н мало кто их оценил, а несколько людей верное отображение, подбор слов и выражений в картинах природы называли чем-то вроде тупого занудства.
Просто они не в состоянии видеть красоту природы, улавливать её изменения, и не понимают, что отображать это – очень сложная задача, гораздо сложнее, чем рассуждать в стихах о чём-то, излагать произвольные мысли, неуёмные чувства и фантазии, так как оценить их соответствие не с чем, нет объекта, и потому – пиши хоть что, они считают эти наборы слов ни о чём стихами.
По этим причинам, отчасти, у меня несколько десятков незаконченных пейзажных стихов, по 2, или 3, или 5 не вполне доработанных строф.
Нет мотива дорабатывать и размещать, так как читать и ценить их некому. Храню для себя, иногда некоторые завершаю.
А из французских художников-импрессионистов мне кажется наилучшим Сислей. Посмотрите его «Весну в окрестностях Парижа», например. Кстати, при жизни,
его не ценила публика, только отдельные настоящие художники, его картины мало стоили, их не покупали, им не было рекламы, потому он умер в нищете и безвестности. Теперь, после смерти, его многие называют лучшим.
Тонкие меняющиеся впечатления есть не только от пейзажей, но и от любви, и отношений с людьми, но здесь всё ещё сложнее.
Что касается звучания стихов, это другая тонкая задача, и 90 процентов авторов и читателей звучания стихов не слышат, не чувствуют ритм, и потому ритм во многих стихах вообще никакой, а без ритма стихов нет.
Всегда рад общению с Вами!
С наилучшими пожеланиями,
Владимир Сучилин 17.03.2024 09:00 Заявить о нарушении
Вы думаете, я сдамся. Никогда. Пока есть хоть один читатель, даже не это, булу писать. Это МОЁ.
Ваше желание писать и "ловить мгновения" прекрасно. Это, конечно, интересно для специалистов, которые исследовали бы Ваше творчество.
Вспомните 31 картину из серии "Стога" Моне.
Ничего примечательного, казалось бы. Но, только специалист поставил цель и разобрался до капельки в его "Стогах".
Описания в прозе тоже прекрасны. На сайте прозу читать не любят. Желание пробиться в рейтинге заслоняет желание читать прекрасное. Но, не разочаровывайтесь. Пишите,хотя бы для пары читателей.
Вы не издаете книги со своими работами? Не хвастаюсь, но я сохраняю все свои "разговоры с Виктором" в книгах. Они есть в крупных библлиотаках городов России.
Вам это надо делать. Вам есть, что сохранить.
Может быть стихи в Вашем любимом стиле публиковать компактно, указав на стиль, чтобы знающий читатель нацелился на восприятие. В разрозненности не заметят.
В общем , не опускайте руки, идите своим путём.
Это моё доброе пожелание.
О ритме. По простому, неаоторые стихи льются, строка за строкой. Это уловить совсем не сложно. Тем более, Вас читают поэты.
Надо сказать: не все обладают тонким слухом. Пишут так, как будто едут на хромой кобыле.
Да, и ещё добавлю, что очень меня огорчает. Нет у многих "поэтов" элементарного: такта, благодарности, элементарной воспитанности. Души в панциях, никак не души тонко чувствующих поэтов, как должно бы быть. Видят только себя.
Простите, сказала много. Всего не скажешь, но думаю , обмен мнениями всегда полезен.
Сислея посмотрю. Заниматься вплотную всем не хватает времени. Хочется читать, писать, слушать музыку, а в сутках всего ...
А то, что не ценят при жизни- это беда. Мне кажется , бояться сказать своё мнение о том, кто творит. А вдруг ошибусь?
Высказаться смело, не страшась, нужен характер и уверенность.
Владимир, всё, до свидания.
Светлана Климашова Дерягина 17.03.2024 10:41 Заявить о нарушении
Светлана Климашова Дерягина 17.03.2024 10:44 Заявить о нарушении
за Ваши реакции, мысли, советы! Подумаю над ними.
Опечатки значения не имеют.
С теплотой к Вам.
Владимир Сучилин 17.03.2024 10:58 Заявить о нарушении