Тайны северной черни
- северная чернь Великого Устюга
Мне кажется, я понял эти тайны,
Что чернью Севера назвали: им в Париже
За сказки Пушкина дана медаль Сребра.
Ещё в дремучий век, как князя хоронили,
В могилу Чёрную несли ему дары,
Чтоб странствовать в Загробье было споро:
Оружие, кольчугу, два сосуда
Из рога тура (солнечна быка!),
В оправе серебрёной с яркой чернью.
Поднимет рать за князя этот рог,
Вскричит, как ворон, войско громовое –
Из серебра вмиг выскользнет искра,
Отточенная чернотой узора…
Так мы теперь, наследники тех битв,
Золу рассыпем в рыхлый лёд весною,
Чтобы скорей растаяла беда,
Чтоб наши земли ворог чуть затронет –
И нет его, в могиле чёрной спит…
Ах, сколько раз ремёсла убывали,
Машины их теснили и купцы
Люд приучали к торжествам безделок,
И к пошлости, безвкусице, к туфте…
Но чернь вновь восставала, серебрилась:
Евстафий мастер, родом с этих мест,
Вкусив академических изысков,
Золу из углей высмотрел в снегах,
И солнцем растопил пространства для узоров.
И расцвела та Северная чернь,
Что ныне всем известна, Русью славна.
А весь секрет так прост: вот печь, зола,
Кидаешь в снег её, и смотришься глазасто.
Вот Райский куст, вот Пушкина строка,
Вот братина от дружеского пира,
А вот и серьги – милой так к лицу.
А здесь узор серьёзный: в кольцах вечность
Для новобрачных – жизни целой круг!
Жизнь – снег блистающий, где чернь и жар сребряный.
11 апреля 2021 года – размышление о древнем промысле Великого Устюга «Северная чернь».
Древнейшее произведение, связанное с черневым делом, было найдено в языческом княжеском захоронении конца IX — начала X в.: два сосуда из рогов тура в серебряной чеканной оправе из кургана Чёрная могила.
К концу XIX в. ремесленники Великого Устюга оказались не в состоянии конкурировать с крупными столичными фабриками, что ознаменовало закат устюжского чернения.
«Евстафий мастер…» - Возрождение искусства северной черни - плод трудов уроженца деревни Кузнецово Великоустюжского уезда Евстафия Павловича Шильниковского (1890-1980 гг.), получившего образование в Академии художеств Петербурга, и в 1936 г. ставшего художественным руководителем фабрики «Северная чернь». Всеобщее признание возрожденного промысла пришло после выпуска серии по сказкам Пушкина. Сначала она экспонировалась на проходившей в 1937 году в Москве Всесоюзной выставке памяти Пушкина, а затем и на Всемирной выставке в Париже.
«Золу рассыпем в рыхлый лёд весною…» - развитие темы стихотворения «Черненье льда на Унже». На реках Русского Севера проводят «черненье льда» для защиты опор мостов от разрушительных ударов во время ледохода. Затороопасные участки обрабатывают россыпями из золы. Под лучами весеннего солнца тёмные участки нагреваются быстрее: так лёд под золой будет таять активнее.
Свидетельство о публикации №121041106067