Человеческая вина

ВинА-это оказывается не очень простое понятие,хотя и расхожее.Достаточно
вспомнить,как героиня известного фильма кричит-не виноватая я.Мы задумываемся
о вине в случае вредного для нас или для окружающих так называемого  злого
явления или поступка.Но как только речь заходит о причинах сего,возникают
большие юридические или философские трудности.Невменяемость,дурная наследственность,плохое воспитание,черт попутал и многое другое как бы
снимают вину с человека.Христос на кресте говорит- не ведают они,что творят.
Чистая вина-случай,когда человек совершает зло,твердо осознавая и твердо
ведая,что творит именно зло  безо всяких иллюзий  и самооправданий.
Это очень редкий случай.Обычный  он только для бесов.В человеке же присутствует
камуфляж,так называемые благие намерения и прочая внутренняя дымовая завеса-
все то,что в религии мешает искреннему покаянию.Существует таинственный голос совести,который может  прорвать завесу и  который был  признан самим Кантом
голосом Бога.И не только этим великим мудрецом,но практически всеми людьми.
Неверующие правда не называют совесть голосом Бога,но признают ее действенность.
Кант хитро отнес совесть к  вещи в себе,то есть признал невозможность ее объяснить.

Так вот даже в разбойнике Господь может пробудить эту самую совесть,как и поется в известной песне.До пробуждения разбойник творит зло,задумываясь или скорее всего не задумываясь о вине и невиновности.Предположим,что реализуется случай
сознательного злого действия без камуфляжа.Это значит-человек перестал быть
человеком и фактически превратился в беса.Святые допускали это и говорили,
что в таком случае Бог навсегда может оставить  злодея как фактически бывшего человека.Психоанализ трактует этот процесс как оставление  так называемым сверх я.
Есть интересный рассказ о том,как бесы  приводили человека к большим грехам
с их влиянием,но по свободной воле человека,а Бог не отступал.
Итак мы вынуждены  анализировать понятия -свобода воли,свобода выбора
liberum arbitrium,а это значит обращаться и к Канту и к богословам,защищая
компатибилизм или инкомпатибилизм.Объем запредельный для эссе.Поэты-сторонники
свободы воли-иначе им не о чем будет писать.Поэтому у Мартынова читаем-
и вскользь мне бросила змея-у каждого судьба своя,
но я-то знал,что так нельзя жить,извиваясь и скользя.
Во времена жизни на земле Иисуса Христа ессеи все приписывали предопределению,
то есть полностью отрицали свободу воли,в то время как саддукеи
были сторонниками абсолютной свободы воли ,а фарисеи занимали промежуточную позицию


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.