Древнерусский собор ярославский Михаила Архангела
воспевают достойнейших самых – он небесное войско возглавил!
Не понять нам незримых явлений – злом Добро искушается вечно.
Все проблемы от страха и лени. Верой, правдой, любовью нас лечат.
Битвы тонкого мир незримы. Дьявол – зло – порождает все войны.
Он повержен… Вновь копятся силы. Учат нас, чтобы жили достойно!
Не о суетном мысли о вечном в ярославском прекрасном соборе.
Служба – свечи, иконы и речи – лечат мир – суетливостью болен!
Пост Великий и миропорядок изменяется непостижимо.
Люди молятся. Ангелы рядом. Изгоняем, что злобно и лживо.
Мы постимся – готовимся к битве – люди, ангелов войско, Архангел –
бесов, дьявола злобные визги – покарает Всевышний их адом!
Для людей - Воскресение – Пасха, вызволяя из рабского плена.
Страшный Суд – в ад иль Божие Царство… Жил достойно? В раю жизнь нетленна.
04.04.21
"заложи церковь иную в большем граде, у врат, брусяную, собор Архистратига Михаила" - возведение деревянного Архангельского собора принято относить к 1215 году. Рукопись конца XVIII века, хранившаяся в церкви, относит построение "брусчатой" церкви «близ ворот, потом от церкви наименованных Архангельскими", к 1213-16 годам и сообщает, что здание простояло 79 лет, до 1295 года, когда жена князя Фёдора Чёрного, именем Анна, дочь ордынского хана Ногая (возможно от его греческой жены, дочери Михаила VIII Палеолога), "созда новую Архистратига Михаила церковь и в ней честную Богоматери икону постави и украси её златом и сребром, и камением драгим… наименовав оную церковь соборною". Предание связывало посвящение церкви с дедом ярославской княгини, императором Михаилом, либо с её пасынком, рано умершим Михаилом Фёдоровичем. В настоящее время тестем Фёдора Чёрного принято считать не Ногая, а другого ордынского хана, Менгу-Тимура. В XVII веке Архангельский собор оказался расположенным в Стрелецкой слободе и с тех пор (и по сей день) служит гарнизонным храмом. Тесной его связи с военными благоприятствовало не только географическое соседство, но и его посвящение Архистратигу Михаилу, покровителю военного дела. Финансирование храма со стороны оборонного ведомства, впрочем, было довольно скудным. Он строился дольше любой другой ярославской церкви — 25 лет с 1657 по 1682 годы. За это время вкусы ярославского купечества изменились, поэтому в храме оказались соединены черты двух этапов развития ярославской культовой архитектуры. В плане храм почти идентичен ранним ярославским храмам Николы Надеина и Ильи Пророка. Это четырёхстолпный трехапсидный храм на высоком подклете, где складировались товары для близлежащего торга. С севера и запада четверик окружён галереями, на которые вели два живописных, высоких домообразных крыльца на ползучих арках. В настоящее время из них сохранилось только западное. С северо-западного угла, по ярославской традиции, к храму пристроена грузная квадратная колокольня с невысоким шатром. Имеются два придела, северный и южный; из них первый решён в виде башни и посвящён Соловецким чудотворцам. Верхняя часть храма роднит его с ярославскими памятниками 1670-х и 1680-х годов: мощное пятиглавие и большие окна. Это едва ли не первый в Ярославле храм, изначально крытый на четыре ската, а не позакомарно. Такое покрытие считалось более практичным, так как не давало скапливаться на крыше снегу, а также акцентировало вертикализм постройки. В оформлении фасадов применены традиционные для Ярославля оконные наличники и ширинки (кессоны) с изразцовыми вставками, особенно многочисленные на паперти. Стенопись храма выполнила в 1731 году артель изографов из городов Ярославля и Галича Костромского, во главе с художником-иконописцем Фёдором Фёдоровым. В 1924 году церковь была закрыта советскими властями и стала приходить в запустение. Возвращение храма верующим состоялось в 1994 году. Сначала восстанавливалась тёплая церковь; затем холодный храм. К началу 2000-х он был оштукатурен, воссозданы витражные окна.
Свидетельство о публикации №121041100355