Иволга

Приближение Вербного воскресения напомнило народную песню,
Которую в своей редакции и привожу для желающих петь.

Помню, помню мальчик я босой
В лодке колыхался над волнами,
Девушка с распущенной косой
Губ моих коснулась вдруг губами.

Помню близко девичьи глаза,
Шёпотом смущенное «не надо»,
А шатер ракиты укрывал
Наше счастье от чужого взгляда.

Иволга поет над ручейком,
Иволга в гнезде своём тоскует.
Нас восторг, что не был нам знаком,
Охватил, кто это растолкует?

Ветку краснотальника возьму,
Вспомню вдруг про юность и удачу,
Иволге пугливой вслед махну,
Засмеюсь от счастья и заплачу.

ПС. Это не иволга, это грач, который жил в лесу
    по соседству с той иволгой. А иволга на такие
    отношения не поддалась.
И ещё, в сети я сталкивался с разными мнениями о предполагаемом авторе и поэтому предлагаю своё. Предполагаемые авторы имели на момент появления песни (по крайней мере в моей жизни, конец 60-х) около 20 лет возраста, но из текста видно, что автор был значительно старше, такого рода тексты с философским осмыслением появляются годам к 40.
Попробую пояснить. Первый куплет содержит очень художественный образ - «девушка с распущенной косой», этот образ появился во второй половине 19 века: портрет кисти Ивана Крамского, т.е.  автор был знаком с живописью. Появление такого образа в 60 годы маловероятно, это было время отрезания кос и появления женских брюк у девушек, которые начинали целоваться.
Второй куплет пока пропустим.
Третий куплет(классического текста, Маркин, Осин) имеет форму воспоминания и содержит «смех радости» и «заплачу». 20- летний никогда не признается в слезах (даже, если такие по каким-то причинам случились). Но в чем дело?
Причину находим во втором куплете (классического текста, например у Осина, Маркина), ключевое слово – «босяк». Я пытался выяснить понимание смысла у окружающих, не знают. Видимо я вырос в таком районе – промпригород большого города, где после войны шло большое строительство и люди собрались из разных мест и с разной историей. Так вот «босяк» в специфической лексике имеет смысл снисходительного поощрения молодого приблатненного и характеризует не то, что ему нечего одеть, а характер его жизни. Это фартовый парень, но который все тут же с шиком спускает.
То-есть, автор оглядывается на свою жизнь и понимает, что были удача и любовь, но ничего не сберег. 40 летний может себе позволить сказать такое вслух, не стесняясь.


Рецензии
Здравствуйте, Михаил. Прочитал ваше высказывание по поводу песни. Удивляет, спасибо. Я - не художник и не поэт, но рад посвятить произведения девушке, в глаза которые люблю смотреть любое время суток. Я записываю строчки, которые приходят откуда-то из космоса. А как это научно объяснить - я не знаю. Может когда-нибудь мой мозг будут изучать. А сейчас мне важно признаться в своих чувствах, что девушка мне интересна и я не могу без нее. Я написал свое продолжение произведения "Иволги", которое можно исполнить каждому.
Посвящается Татьяне Николаевне.

Убегав околицами в даль,
близятся межлиственные руки,
губ твоих осколочных не жаль,
пристань, перелистываньем утра.

Видно довели нас до беды
слезы облепиховые веток,
и наивно следовали мы
в розы одноливневого лета.

Где же розмариновая грусть
вены разлинованные прячет,
сдержанная изморозью чувств
спеет как клиновое запястье.

3 ноября 2024 год.

Михаил Кубекин   03.11.2024 20:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.