О странствии в раннем средневековье

В раннем средневековье странствующий человек - это нормально, а с XIV в. всё переворачивается с ног на голову и нормальными становятся домоседы. Именно о тех людях, не отягощенных грузом материальных благ, лёгких на подъем и при этом неспешных, без интереса относящихся к прямым, вымощенным римским дорогам, готовых охотно сделать круг, чтобы обойти замок рыцаря-разбойника или, напротив, посетить святилище, едва ли имевшем родину конном и пешем народе, перевозки которого производились в основном на спинах вьючных животных или на допотопных телегах, пойдет речь в новом стихотворении из рубрики #страницыистории .Известно, что индивидуальная и коллективная крестьянская эмиграция была одним из крупных феноменов средневековой демографии и общества.

Все шёл средневековый человек
Тропинками, окольными путями,
Не торопясь он наслаждался днями
И коротал меняющийся век.

Он пилигрим сначала средь лесов,
Храм ищущий, бегущий от сеньора,
Нарушивши условность договора,
Не плох и не хорош, он есть таков.

Тут клирик предписанье исполнял
И странствие - его честнАя доля,
Хотя порою он шагал вдоль поля,
Когда с монастырём совсем порвал.

Школяр сбивает ноги средь бродяг,
Он жаждет знаний университетов,
В изгнанье сослан в terra aliena*,
Студента жребий брошен кое-как.

Паломник ли, крестьян или рыцарь,
Так самый дух христианского столпа
Выталкивает крепкого юнца
На длинные дороги, скинув панцирь.

Скудны пожитки, невелик доход,
Права на землю временны и зыбки,
Не держит ничего, легко калитки
Распахивают, сделав разворот.

Уходят враз куда глаза глядят,
Согбенные скитаньем, по дорогам,
Одни идут в поход по зову Бога,
Других свобода, путь и мир пленят.

Адепты fuga mundi* города,
Поместья, виллы, замки покидают
И взор свой к лесу часто устремляют,
Что Кто-то как убежище им дал.

terra aliena* - лат. "иностранная страна".

fuga mundi** - лат. " бегство от мира".


Рецензии