Мессир часть 929
Ассасины - фанатики-сектанты средневекового Востока, знаменитые своими тщательно спланированными и основательно подготовленными убийствами. Их считали идеальными убийцами, которых боялись все, вне зависимости от занимаемой должности и места положения. Само слово Ассасин происходит от арабского "хашашин" - "опьяненные гашишем". На Ближнем Востоке они были известны, как члены секты исмаилитов-низаритов (шиитская ветвь ислама), возникшей в XI веке на территории нынешнего Ирана.
Это были не знавшие ни сомнения, ни жалости жестокие убийцы. Тайная организация, состоявшая преимущественно из персов, с жёсткой внутренней иерархией и фанатичной преданностью своим лидерам. В результате своей террористической деятельности и окутывавшей ее атмосферы секретности ассасины приобрели влияние, совершенно не соответствовавшее их численности.
В историю ассасины вошли еще во времена крестовых походов. Отчаянно сопротивляясь ордам завоевателей, вторгшихся на их территорию, опьяненные гашишем воины-смертники наводили ужас на закованных в латы крестоносцев.
В своих разведывательных донесениях крестоносцы сообщали о Великом Магистре тайной фанатичной мусульманской секты ассасинов, шейхе Хасане ибн-Саббахе. Это был человек, бравший крепости, не проливая ни капли крови. Он был тихий, учтивый юноша, внимательный ко всему и охочий до знаний.
Но именно этот милый и приветливый юноша основал тайную секту, чье название и теперь считается синонимом коварного убийства. Ассасины расправлялись с любым, кто был противен их вере или ополчался на них. Они объявляли войну любому, мыслившему иначе, запугивали его, угрожали, или же просто убивали.
Хасан ибн-Саббах родился в 1050 г. в небольшом персидском городке Кум. Вскоре переехав с родителями в городок Райи, лежавший близ современного Тегерана. Здесь юный Хасан получил образование и уже «с младых лет», воспылал страстью ко всем сферам знаний. Больше всего ему хотелось проповедовать слово Аллаха, во всем «храня верность заветам отцов».
Ничто не могло поколебать эту веру вплоть до того дня, когда в семнадцатилетнем возрасте, Хасан не познакомился с профессором по имени Амира Зарраб. Который являлся рьяным сторонником исмаилитов. Хасан поначалу отвергал учение исмаилитов. Юноша всячески противился семенам странной веры, высеваемым Заррабом. Он со страстью отстаивал свои взгляды на веру, но в итоге все же оказался бессилен перед аргументами Амира Зарраба. Переворот в уме юноши произошел в то время, когда он тяжело заболел. Мы не знаем подробно, что же произошло; известно лишь, что по выздоровлении Хасан отправился в обитель исмаилитов в Райи и там заявил, что принял решение перейти в их веру. Так, Хасан сделал первый шаг по стезе, приведшей его и его учеников к преступлениям. Путь к террору был открыт.
Чтобы понять, кто такие исмаилиты, перенесемся на несколько веков назад.
После смерти пророка Мухаммеда в 632г., поднялся вопрос о том, кто станет его приемником (главой мусульманской общины), а значит, по тем временам весьма большого и могущественного государства. Из-за непримиримых разногласий по вопросу приемника и произошел раскол на два враждующих лагеря: суннитов, приверженцев ортодоксального направления ислама, и шиитов.
Часть мусульман выступала за то, что власть должна принадлежать только прямым потомкам пророка Мухаммеда, то есть прямым потомкам Али ибн Абу Талиба, двоюродного брата пророка, женатого на Фатиме, самой любимой дочери Мухаммеда. По их мнению, близкое родство с пророком Мухаммедом делало потомков Али единственно достойными правителями исламского государства и стражами истины и закона. Только из их числа мог появиться на свет долгожданный Спаситель, который устроит государство, угодное Богу. Отсюда пошло название шиитов — «ши’ат Али» («партия Али»).
В конце VIII века в шиитском движении произошел раскол. Когда умер шестой имам, сменивший Али, его преемником был выбран не старший сын Исмаил, а младший сын. Большинство шиитов спокойно приняло этот выбор, но некоторые взбунтовались. Они считали, что традиция прямого наследования была нарушена — и остались верны Исмаилу. Так зародилось движение исмаилитов, впоследствии получившее широкий отклик в исламском мире. Их проповеди снискали неожиданный успех. К ним влекло самых разных людей — и по разным причинам.
Правоведы и богословы были убеждены в правоте притязаний Исмаила и его прямых наследников, оспаривавших звание имама. Простых людей привлекали таинственные, полные мистики речи исмаилитов. Люди ученые не могли пройти мимо изощренных философских толкований веры, предложенных ими. Беднякам же более всего нравилась деятельная любовь к ближним, которую проявляли исмаилиты.
В X веке исмаилитами был основан Фатимидский халифат. К этому времени исмаилитское влияние распространилось на Северную Африку, Палестину, Сирию, Ливан, Йемен, Сицилию, а также на священные для мусульман города Мекку и Медину. Однако в остальном исламском мире, включая ортодоксальных шиитов, исмаилитов считали опаснейшими еретиками и при любом удобном случае жестоко преследовали.
Впрочем, когда Хасан ибн-Саббах родился, власть фатимидских халифов уже заметно пошатнулась — она, можно сказать, была в прошлом. Однако исмаилиты верили, что только они — подлинные хранители идей Пророка.
Итак, в мире в то время была следующая расстановка сил. В Каире правил исмаилитский халиф; в Багдаде — суннитский халиф. Оба они ненавидели друг друга и вели ожесточенную борьбу. В Персии (современный Иран) — жили шииты, которые знать ничего не хотели о властителях Каира и Багдада. Кроме того, с востока пришли сельджуки, захватив значительную часть Западной Азии. Сельджуки были суннитами. Их появление нарушило хрупкое равновесие между тремя важнейшими политическими силами ислама. Теперь верх стали брать сунниты.
Хасан не мог не знать, что, становясь сторонником исмаилитов, он выбирает долгую и трудную дорогу, полную борьбы. Враги будут грозить ему отовсюду, со всех сторон. В 22 года Хасан знакомится с главой исмаилитов Персии, когда тот приехал по делам в Райи. Юный ревнитель веры понравился ему и был направлен в Каир, в цитадель власти исмаилитов. Быть может, этот новый сторонник окажется очень полезен братьям по вере.
Однако целых шесть лет Хасану не удавалось отправиться в Египет. И только по прошествии столь долгого срока он наконец-то отбыл в Каир. В эти годы он не терял времени зря; он стал известным проповедником в кругах исмаилитов. Когда в 1078 г. он все же приехал в Каир, его встречали с почтением. Однако увиденное ужаснуло его. Халиф, коего он почитал, оказался марионеткой. Все вопросы — не только политические, но и религиозные — решал везир.
Возможно, во время встречи Хасан поссорился со всемогущим везиром. Во всяком случае, нам известно, что три года спустя Хасан был арестован и выслан в Тунис. Но тут судьба преподносит ему подарок, судно на котором его везли, терпит крушение. Хасан спасается и возвращается на родину.
Злоключения только еще больше уверили его в его решимости сделать Персию оплотом исмаилитской веры. Отсюда ее сторонники поведут сражение с мыслящими иначе — шиитами, суннитами и сельджуками. Надо было лишь выбрать плацдарм для будущих военных успехов — место, откуда можно начать наступление в войне за веру. Хасан выбрал крепость Аламут в горах Эльбурса на южном побережье Каспийского моря. Правда, крепость была занята совсем другими людьми, и этот факт Хасан расценил как вызов. Вот тут в первый раз проявилась типичная для него стратегия.
Хасан ничего не доверил воле случая. Он направил миссионеров в крепость и окрестные селения. Тамошний люд привык ожидать от власти лишь худшее. Поэтому проповедь свободы, принесенная странными посланниками, нашла скорый отклик. Даже комендант крепости радушно приветствовал их, но то была видимость. На самом же деле, под каким-то предлогом он отослал из крепости всех людей, верных Хасану, а затем закрыл за ними ворота.
Но фанатичный вождь ассасинов (исмаилитов) и не думал сдаваться. «После долгих переговоров он снова велел впустить своих посланников, — вспоминал Хасан свою борьбу с комендантом. — Когда он вновь приказал им уйти, они отказались». Тогда, 4 сентября 1090 г., сам Хасан тайком проник в крепость, через несколько дней комендант понял, что справиться с «непрошеными гостями» он не в силах. Он добровольно оставил свой пост, и Хасан подсластил расставание долговым обязательством на сумму — в пересчете на привычный нам валютный курс — более 3000 долларов.
С этого дня Хасан не сделал ни шагу из крепости. Он провел там 34 года — до самой смерти. Он даже не покидал свой дом. Он был женат, обзавелся детьми, но и теперь по-прежнему вел жизнь отшельника. Даже его злейшие враги среди арабских биографов, непрестанно черня и пороча его, неизменно упоминали, что он «жил, как аскет, и строго соблюдал законы»; тех же, кто нарушал их, карал. Он не делал исключений из этого правила. Так, он велел казнить одного из своих сыновей, застав его за распитием вина. Другого сына Хасан приговорил к смерти, заподозрив в том, что тот был причастен к убийству одного проповедника.
Хасан был строг и справедлив до полного бессердечия. Его сторонники, видя такую неуклонность в поступках, были преданы Хасану всем сердцем. Многие мечтали стать его агентами или проповедниками, и были эти люди ему «глазами и ушами», доносившими все, что творилось за стенами крепости. Он внимательно выслушивал их, молчал, а, простившись с ними, долго сидел в своей комнате, строя страшные планы. Их диктовал холодный ум и оживляло пылкое сердце.
Был он, по отзывам людей, его знавших, «проницательным, искусным, сведущим в геометрии, арифметике, астрономии, магии и других науках».
Свидетельство о публикации №121040702423