Эрудиция автора и выразительность образов в стихах
"Поэзия есть высший род искусства."
В.Г. Белинский.
"Настоящая Поэзия практически вся состоит из образов,
иначе это стихи, но не поэзия"
В.А.Пашков.
Заглянула на книжную полку поэта. Ряд книг, не чистеньких, в нетронутых "одеждах", а уже в потёртых обложках Не удивительно! Поэт, признанный эрудит, постоянно расширяет горизонт своих знаний, бережно касаясь их руками , читает и перечитывает литературные произведения, хранящиеся на книжной полке.
Пытливость поэта, глубина ума не дают возможности книгам "застояться или залежаться". Великое богатство скрывается под обложками, заключено в слова, разбежавшиеся по ровным линеечкам строк.
Чтение не просмотровое, а чтение с погружением в глубину сюжета, характеров, с анализом прочитанного. Назовём так: аналитическое чтение.
При этом тщательный отбор книг для чтения. Именно книг, а не чтение в интернете.
"...думаю, что интернет не заменит книгу, от которой идёт дух автора, запах типографской краски, что можно подержать в руках, на чём можно получить автограф....Время книги ... не уходило для тех, кто понимает разницу"
(Виктор Пашков.)
Беру одну из книг с книжной полки. Конечно, я не ошиблась. Одна из любимых книг, которая перечитывается из года в год, заставляя глубже вникать в особенности окружающего мира, погружая поэта в странную нереальность происшедшего , так незаметно переходящюю в действительность - "Мастер и Маргарита" М. Булгакова.
Рядом томик стихов, который всегда под рукой поэта:
"Да, Есенина, не то, что вспоминать не грех, а и не помнить непростительно: он наш, свой" (Виктор Пашков.)
Перечитывает часто Пушкина, Лермонтова. Соседствуют в ряду с Есениным.
Кроме Булгакова обращается к классику русской литературы Шолохову.
"Закончил перечитывать "Тихий Дон" и всё ещё под впечатлением. Обидно и жаль всех шолоховских героев, но не менее обидно за большинство живущих сейчас." (Виктор Пашков.)
Книга уводит в прошлое, переносит в наше настоящее и даже позволяет заглянуть в будущее. Прочитать-это одно. Поэту удаётся вчитаться, критически осмыслив прочитанное,сделать вывод, не всегда лицеприятный дла авторов, пусть даже их нет с нами.
"...эту строчку(речь идёт о строке А.Блока " покой нам только снится"), воруют такие, как например И. Бродский, причём не закавычивая..."
(Виктор Пашков.)
Продолжаю просматривать книги на полке, на которой обязательно нахожу произведения уважаемого Виктора Потанина.
" Виктор Фёдорович Потанин - живой классик. Мне повезло быть с ним знакомым , более того,считаю его крёстным Отцом в литературе".
(Виктор Пашков.)
Хорошо зная творчество И. Тургенева, поэт напоминает его стихотворение в прозе "Как хороши ,как свежи были розы", навеянное стихами Мятлева:
"автор этой строчки Иван Мятлев,
но благодаря именно Тургеневу, мы её помним. Не могу
не написать хотя бы первую строфу всего стихотворения:
"Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщался мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!"
Книжный ряд не заканчивается только произведениями русских писателей и поэтов. Формируя свой вкус, расширяя кругозор и развивая мастерство в поэзии , поэт обращается к творениям мировой литературы, а также с большим вниманием к произведениям религиозного толка.
Помогает ли ему начитанность? Утвердительно отвечаю :да!, подходя к тому моменту в своём эссе, из-за которого я с большим любопытством "порылась" на книжной полке поэта.
Поэт использует свои литературные знания, имена персонажей из известных произведений, символы для БОЛЬШЕЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВ в своих стихоторениях.
Иногда, невольно усложняет знакомство читателя со стихами. Приведу примеры его произведений.
Стихотворение ""Земля спит. Испарения августа".http://stihi.ru/2018/06/29/653
Цитирую строку:
"Льётся исповедь ВЕЧНОГО ФАУСТА
из сплошных переполненных туч".(крупный шрифт мой).
Перед нами знакомый всем Фауст из философской трагедии Иоганна Вольфганга
фон Гёте.
Бессмертная трагедия о великом искателе истины и счастья, вознесённого ангелами на небо.
Многие читатели проскочат эту строку, не задумываясь. Считаю, стоит оценить умение автора, заглянувшего в "бездоннаю пучину" исканий Фауста, вчитавшегося в его исповедь, чтобы в своём стихотворении усилить образ льющегося с неба дождя, посланника Фауста, располагающего автора стихотворения к очень важным и бесконечным , так сложилось у поэта, размышлениям.
Вечный Фауст, вечные мысли о поисках счастья, незаканчивающиеся "мысли в дождь" поэта. Слово"вечный" можно отнести и ко времени , в течении которого писалось произведение -60 лет. Вечность!
Очень тщательно выстраивает поэт "архитектуру" каждого произведения, "собирая камни" своего жизненного опыта.
Его произведение "Конечно, могу на сцене"- пример такой работы.
http://stihi.ru/2018/05/26/1378
Упоминание музы трагедии, именно трагедии , Мельпомены, накладывает отпечаток на всё стихотворение, где звучат не требующие объяснения строки:
"Стихами пишу сценарий,
копируя жизнь, как есть:
сюжетная цепь страданий,
фанфары, обман и лесть"
Обращение к герою древнегреческой мифологии Персею (удивительно разнообразно литературное меню поэта!) не случайно.
Как Персей в крылатых сандалиях,(в образ заложено движение), поэт мечтает "встать и уйти, не прощаясь"
и, " монахом по жини скитаясь,
не касаться её берегов"
http://stihi.ru/2018/09/28/1050
Именно "не касаться", словно Персей взлетая над землёй.
"Вижу всё, а печалить себя ненадоело".http://stihi.ru/2018/08/10/5819
Обращение к религиозной тематике, упоминание имени апостола Матвея.
По свидетельсву апостола, один из сподвижников Иисуса, носил нож для защиты Учителя.
Строка философской лирики поэта говорит о невозможности защиты от "лихоимцев", приходиться "прятать нож за кулисами строк"
Поможет ли поэтическая строка, ведь "путь к возможности ложью завален".
Не пренебрегая символами доставшимися нам иэ советской эпохи , поэт вспоминает крейсер "Аврору" в стихотворении "Насмотрелся я действительности вдоволь". Образ крейсера напоминает о недавнем счастливом прошлом, когда верилось в великое революционное действо. Ушло, осталось разочарование...
http://stihi.ru/2018/07/06/5944
Намёк на события из романа М. Булгакова ""Мастер и Маргарита " в работе "Ухожу от тебя память злая" http://stihi.ru/2018/05/11/7881
"Жду теперь неестественной смерти:
нет рассвета, лютует луна,
чушь несут сексуальные черти,
приглашает на бал сатана"
Создаётся в стихотворении некая нереальность происходящего, как в романе, поиски выхода и желание жить под защитой креста, в "белом мраморе откровений" который уносит "необузданный бред". Затягивет, заманиват необыковенно это стихотворение. Хочется думать и думать над ним.
Упоминание о племени Берендеев в стихотворении "Опушкой иду одиноким".
http://stihi.ru/2018/08/19/1737
Прогулка, вечер, лес, мысли, в которых "стремится холодная воля взять истину наперевес"(борьба истины и воли!) и богатое воображение автора "рисует" образ забытого племени отважных воинов - славян берендеев, защищавших Русь от половцев.
Немного грустным получилось стихотворение "Нет, не стану просить снисхождений"
http://stihi.ru/2018/04/20/2287
Поэт ввёл образ Архангела (высший чин Ангелов), с которым словно разговаривает , "встречаясь
в канун дней рождений".
Подводит итоги прожитых лет:
" нет ли лжи
и чиста ли слеза,"
Не всё так было гладко "в православии стравленных дней", сам себя осуждает.
Мне хочется другими глазами посмотреть на образ Архангела. Строг, но он ещё и Ангел Хранитель. Пожалуй это его главная забота, а не напоминание о печальной дате.
Неподражаемы, часто неожиданны стихи поэта. Читая и снова удивляясь, поражаясь таланту автора , выражая своё понимание его образов, могу только сказать:"Браво,автор! Браво, Поэт! Вы великолепны!"
Светлана.
...
Здравствуйте, Свет льющая Лана!
Благодарю за внимание и «посещение» одной из полок личной библиотеки!
Договоримся сходу: не эрудит, не поэт и, уж тем более, никакого таланта –
все, о чём Вы говорите, анализируя, пишет обычный человек, пытающийся разобраться в окружающей действительности и найти своё место в ней.
Конечно, читаю, а кто не читает – читают все. Есть авторы близкие по духу и отношению к слову, их много - есть избранные. Вы назвали не всех, что естественно: библиотека состоит из нескольких полок.
Безусловно, что-то пишу, пытаясь высказать отношение к происходящему, но пишут все, кто находится на сайте и многие другие.
А о таланте и говорить не стоит: талант – Есенин, Лермонтов, Блок, Шолохов, Булгаков, Достоевский. Называть можно и многих других, но места не хватит.
Моя беда, как автора, та, что писать проще не получается, хотя стараюсь – образы не воспринимаются большинством. Правда, понимаю, что и люди разные, и литература кем-то воспринимается, а кем-то и нет. Как пример, Игорь Растеряев. Текст до минимализма прост, мелодии ещё проще, укладываются в три, четыре аккорда, а народ толпами приходит в концертные залы. И это замечательно: не всем же слушать Свиридова, Чайковского, Вивальди, Баха.
К великому сожалению, так писать не умею. Ладно, что Бог дал - этого вполне хватает для того, чтобы чувствовать себя человеком. Главное Он даёт понять, зачем живу, зачем та самоотдача, которая не даёт покоя, всё остальное - мишура, наносное, не нужное, безусловно, исключая другую часть реальной жизни.
Вот ещё что скажу: удивительно, как Вам удаётся, никогда не видя вживую человека, зная его только по работам, так исчерпывающе говорить о нём – странно и значимо для автора работ.
Простите, вновь «понесло» немного в сторону. С уважением и признательностью, Виктор Пашков.
Виктор Пашков 06.04.2021 06:41
...
Здравствуйте, Виктор.
Рада, что встретились сегодня, а ещё больше меня радует то, что Вам дал Бог!
Я благодарна небесным силам за это!
Виктор, обязательно доберусь и до самых дальних книжных полок! Всё впереди!
До встречи! Светлана.
Светлана. 06.04.2021 10:40
Свидетельство о публикации №121040605666
Хорошо написали.
Спасибо Вам огромное.
Дмитрий Ахременко 10.04.2021 13:46 Заявить о нарушении
Светлана Климашова Дерягина 10.04.2021 20:26 Заявить о нарушении