Чен Ким. Экспертный обзор. Март-2021

Большой литературный клуб. Поэтический конкурс
Лонг-лист. Март-2021 – ЛОНГ-ЛИСТ

Обзор от Чена


1. ЯН БРУШТЕЙН «Венка»
http://stihi.ru/2020/06/16/7416 номинатор электронный литературный журнал «Филигрань»

Занюхивая одуванчиком,
Мы помянули нынче Венку.
И серые волосья венчиком,
Штанишки с дыркой на коленке,
И речь его полупонятную,
И пляски в нашей вечной луже...
Его куфайки клочья ватные
И плач, что никому не нужен.
Валился с одного фанфурика
В пространства сныти и крапивы,
А поутру катился дуриком
И клянчил на бутылку пива.
Так где ж следы его недолгого,
Почти бессмысленного века?
А просто был добрее доброго,
Чего ж не вспомнить человека

------------
Из стихотворения видно, каков он – этот человек, которого помянули. Простое стихотворение. В разных местах жительства нашей огромной страны чекушку по-разному называли. На Урале и в Москве – «фунфырик». А есть места, где, как в стихотворении – «фанфурик». Ясно, что фанфурик здесь прав. Он рифмуется с дуриком).

2. АННА АРКАНИНА «Ускользая»
http://stihi.ru/2020/08/27/4589 номинатор электронный литературный журнал «Филигрань»

Списывая лето со счетов,
окунувшись в мыльный  морок лени,
смотришь вдаль – не видишь ничего. 
Дом пустой и пыльные ступени.

Ну, закрой-открой ещё глаза,
лишь мгновенье – пшик – и улетело.
Вспомнится зачем-то стрекоза –
лёгкое мерцающее тело.

Дон паук и фрау стрекоза,
извините, вновь к вам обращаюсь.
Ничего нельзя вернуть назад,
честно говоря, и не пытаюсь.

Бьётся ритм – ступенек чёткий строй.
Вот и осень бросилась под поезд.
Там, в траве озябшей луговой,
я иду – невидима по пояс

--------------
Очень понравилась сцена из Анны Карениной в последнем четверостишии. Придает этому всему делу должный трагизм. Ну вот для меня приход зимы – всегда трагедия. Поэтому я солидарен с драматической составляющей стиха.


3. СЕРГЕЙ ДЬЯКОФ «Мне казалось, что я научился терпеть...»
http://stihi.ru/2010/08/10/1118 номинатор "Термитник поэзии"

Мне казалось, что я научился терпеть.
Я бродяжьим портвейном мог сердце согреть.
Но сегодня я грустью разрушен…
Разреши мне в глаза твои тихо смотреть
И настенные ходики слушать.

Предпоследний виток развернула спираль.
И от звездной полыни качнулся февраль
Над верхушками кольев острожных…
Это робкой надеждой оттаяла даль,
Растворяясь в округе тревожной.

А в округе все та же чертежная тьма.
И, как прежде, на выбор – тюрьма и  сума.
Но уже не спасает привычка…
Посмотри, это снова чернеет зима,
Догорая, как серная спичка.

Это бледное пламя, как медленный яд.
Я таких уже выбросил сорок подряд.
Я живу, как плененная птица…
Посмотри, это белые крылья горят,
Шелестя, как пустые страницы…

Я себе говорю: “Я от мира бегу”.
Но смотрю на него, как цыган на торгу.
Сам себя я у Бога ворую…
Почему я боюсь, почему не могу
Разлюбить эту землю сырую…

------------------
Мне показалось, что это очень хорошее, очень настоящее, очень русское стихотворение… Как всякий русский стих – оно состоит из одних лишь вопросов. На которые человек уже и не ждет никакого ответа. Ни от кого. Потому что скоро сам все узнает. Я люблю такие стихи.


4. ФЕЛИКС ГОЙХМАН «Марш»
http://stihi.ru/2016/07/02/2559 номинатор Владимир Цюпин

Какое там к чёрту «пиано»!
Озвучат удары судьбы
тугая щека барабана
и огненный узел трубы.

А время снаружи и свыше
навалит такого песка,
что грохот, как будто по крыше
шагают в атаку войска,
покажется детскою шуткой,
покажется небылью час,
который казался нам жуткой
десницей, карающей нас...

Мы станем глупее и старше
чем были в начале пути.
Но хватит рассудка под марши
не плакать, а в ногу идти.

--------------
Чеканно получилось. Видимо, все получилось так, как автор и задумывал. Это всегда хорошо. Это удача. Чуточку меня растянуло на две половинки то, что «шагают в атаку войска» – «шагают» как-то склоняет более к параду, чем к атаке. И в последних строчках автор ввернул меня в норму. Т.е. в конце все-таки походный марш звучит.
Хотя подумал. Если это психическая атака, как в «Чапаеве», или старинная атака, как при Бородине… Вполне даже могут и шагать.


5. ЯНА-МАРИЯ КУРМАНГАЛИНА * * * («под шкафом мышь разделывает булку...»)
http://stihi.ru/2021/03/13/4242 номинатор "Термитник поэзии"

под шкафом мышь разделывает булку,
на чайном блюдце сгорбилась свеча.
висит звезда над темным переулком,
где кто-то злится в поисках ключа.
лишь тополей белеющие гетры
в прозрачной тьме отчетливо видны,
и на веревке хлопают по ветру
печальные спортивные штаны.
короткий день мгновеньем бирюзовым
мелькнул, ударив светом по лицу.
и жмет ноябрь, как парочка кирзовых
сапог у новобранца на плацу.
смотри, смотри, невидимый свидетель,
здесь все равны, – в начале всех начал, –
и я, и ночь, и крошки на паркете,
и шкаф, и мышь, и звезды, и свеча.

------------------
Ну, прямо очень зашло стихотворение. Как хорошо здесь наша жизнь увязана с жизнью вещей… Т.е. обычно мы чуть что – в стихах особенно – сразу бац и напрямую к Богу, к ангелам, к библейским делам… А ведь на самом деле наша жизнь – это более всего просто отражение жизни вещей, нас окружающих. Которые одни лишь и доступны нам как обозначение реальности нашего собственного существования. И мысль наша начинается именно с таких вот разбросанных вокруг крошек, раскручиваясь постепенно до тихой жалости к быстротечности нашего существования.


6. АЛЕКСАНДР ОБЕРЕМОК «бетельгейзе»
http://stihi.ru/2021/01/01/6036 квота Татьяны Смирновской за редактирование отборочного тура

человек к человеку пришёл говорит открой
я уже не могу ночевать на земле сырой
я продрался сквозь сумрачный лес и гнилую гать
я полжизни в бегах я устал ото всех бежать
догоняют враги не откроешь и мне каюк
человек человека послушал и дверь на крюк
у него сыновья и жена и белья бадья
у него именины и правда всегда своя
*
человек удивляется снится такая чушь
в подошедший трамвай забирается неуклюж
и садится и молча глядит в ледяную тьму
и гадает гадает к чему этот сон к чему
почему что осталось внутри то сидит внутри
а из слабой груди на полметра торчат штыри
почему за окном и на сердце полярный лёд
и трамвай альтаир бетельгейзе в депо идёт

----------------
Мне очень нравится слово Бетельгейзе… Не знаю почему. Но очень нравится. Я б за одно лишь это слово отметил стихотворение. Но в нем и без того полно оказалось того, что получилось хорошо. Ну, например, то, что на первый взгляд вообще непонятно про что и зачем это стихотворение, а потом вдруг понимаешь, что это для того написано, чтоб ты испугался собственной бессмысленности. Собственной закрытости испугался и внутреннего холода. Который, конечно, позволяет долго сохраняться в товарном виде, но человеческий облик при этом вполне можно и потерять…
Вот такие вот ощущения читателя.


7. МАРИНА МОЛЧАНОВА «Вторая песенка о науке расставания»
http://stihi.ru/2021/03/14/10344  номинатор Айна Кэм

Мы однажды поедем на дальний круг,
километров за пятьдесят,
где под ветром шумит раскаленный луг
и в траве фасетки блестят.
Под землею кроты копают ходы,
на землей летят мотыльки,
и, куда ни глядишь, никакой воды –
ни ручья тебе, ни реки.
Говоря слова, не слыша слова,
побредем по жарким полям.
Камень, ножницы, решка, орел, трава,
давний спор, где все по нулям.
Обрывая ромашки и васильки,
отдалимся к исходу дня
на дистанцию больше длины руки,
потому что не тронь меня.
Предположим, чуть позже солнце зашло,
облака ложатся ковром.
Между ними мотается НЛО,
проклиная свой космодром.
И тогда мы на станцию врозь пойдем,
без труда поняв, что к чему:
в эту сцену артисты входят вдвоем,
а уходят по одному.
На обратном пути из тучи вода
наконец проливается,
и колеса стучат свое “никогда”,
и ни голоса, ни лица.
Засыпаешь в вагоне, хотя рюкзак
упирается пряжкой в бок.
И упавший на землю медный пятак
возвращается в кошелек.

----------------
Про любовь – самые трудные стихи. Часто они получаются грустными. Когда читаешь печальные строки о любви, хочется найти внутри стихотворения что-то, что даст опору и поможет сдержать слезы. И здесь я нашел эти строчки. Про НЛО. Я вообще фанат НЛО. И всего такого. Вот.


8. АЛЕКСАНДРА ЮСУПОВА 2 «Немосковское»
http://stihi.ru/2021/01/12/5419 отборочный тур

Хочется плакать, уткнувшись лицом в январь.
Хочется выпить и снегом заесть тоску.
Если я в Туле сейчас угоню трамвай,
можно ли за ночь на нём прикатить в Москву?

Выпью — и славно! Коньяк шелковист на вкус,
с лёгкой горчинкой в желудок скользит бальзам.
Мне бы насытиться мёдом из божьих уст,
чтобы тебя не искали мои глаза.

Мне, тонкокожей, отчаянно жмёт развод.
Виски, коньяк, лимончелло... А я — трезва.
Ты не вернёшься ни в гавань мою, ни в порт.
В нас, одиноких, не верит твоя Москва.

От незакрытых гештальтов штормит ковчег,
к тварям по паре с похмелья ползёт мигрень.
Завтра впускать внутривенно больной четверг,
завтра сажать в опустевшей душе женьшень...

------------
Я никогда не сталкивался с печальной стороной любви. Не знаю, что это такое. Но эта история трогает даже необученное сердце.


9. АНДРЕЙ СЕВОСТЬЯНОВ «Бегло капал дождь февральский...»
http://stihi.ru/2021/03/09/3614 отборочный тур

Бегло капал дождь февральский,
таял снег и падал с крыш.
На ветвях качали сказки
ветер-папа, мама-тишь.
Дальше больше, дальше ближе
подбирался тихий свет.
Жизнь и смерть молчаньем свыше
Льются на намокший цвет.
Мыслей смешанных палитру
ловят руки бытия,
разноцветную молитву
вобрала в себя земля.
Разбросала всюду песни
В расточаемых садах.
Сердце в сказочные сети
ловит вечное в словах.

--------------
Стихотворение вроде бы происходит в феврале. Но финал радостный и отдает настоящей поздней весной. Я почему-то даже при втором и третьем прочтении вместо слова «сердце» в предпоследней строке читал – «солнце». Почему? Не знаю. Потом лишь поймал себя на этой ошибке. А может, и не ошибке вовсе…


10. АЛЕКС ЗИНГЕР «Голод поэтов»
http://stihi.ru/2020/07/21/3850 отборочный тур

В каждом темном зрачке по осколку погибшей луны,
в каждом ухе ее океаны и их берега,
ты входила спасительной силой в голодные сны,
коктебельских орлов превращая в цыплят табака.
Черный голод поэтов – все выше к вершинам кресты,
черный голод поэтов – слабее и легче рука.
Но, когда без орлов, небеса оказались пусты,
их наполнили вмиг дым полыни и дух табака.
И когда, наконец, старый Крым отпускала беда,
выздоравливал медленно после зимы Коктебель,
отъедаясь орлами, бродили поэтов стада,
оживала земля, и опять тяжелела постель.

------------
Представил поэтов стада. Голодных. А ничего такая картина.) Занятно получилось. Это небось с Волошинского фестиваля зарисовка.)


11. ТАИНА КИМ «Кысмет»
http://stihi.ru/2021/01/01/3201 номинатор Соэль Карцев

Отсюда видно птиц над Куш Кая, здесь сосны вековечные хвоят.
Курбан вздыхает прошлому в затылок и пробует на ощупь небеса.
В левкоях утопает летний сад, и стол для сыновей Айла накрыла.

– За что? Куда?
– Шагай, Курбан, вперёд.
Не дрейфь, татарин, точно не в расход,
а в край, где горы выше, лето суше.
В руках солдата дёрнулось ружьё.
– Аллах...
– Молчи, старик, тащи тряпьё.
Приехал эшелон по ваши души.

Семь дней в пути с отарой крымских мух.
Жужжание привычно режет слух.
Жируют тиф, чесотка, малярия.
На станциях, как сгнившую айву,
через окно и двери на траву
вышвыривают мёртвых конвоиры.

Томится плов, на блюде ждёт долма. Хабиль с Кабилем сводят мать с ума,
во вражеских объятьях сжав друг друга. Один пришёл в пилотке со звездой,
в фуражке с Totenkopf пришёл другой, и сам шайтан их встречей загнан в угол.

Семнадцатая ночь под стук колёс,
Курбан к дороге намертво прирос.
За что, куда? – никчемные вопросы.
На облаке спускается Айла,
поддерживая небо:
– Иншаллах...
Ей суховей расчёсывает косы.

По коже старика бежит озноб.
Жена, целуя мужа в липкий лоб,
сгибается, как тоненькая ветка.
И удивлён Курбан: вот это да! –
от оспы не осталось и следа,
которая в Айлу вонзилась метко.

Айла, луны безжизненной бледней, по чёрным кудрям гладит сыновей:
– Ни в том, ни в этом мире нет покоя. Мои ягнята, свет очей моих,
здесь нет войны, здесь даже ливень тих, здесь каждый и накормлен, и напоен.

Несётся поезд, накреняясь в сон,
и в лодку превращается вагон –
её волной грохочущей качает.
На небе месяц вспыхнул и потух.
Курбан привстал и вышел в пустоту,
залитую тягучим криком чаек...

---------
Чем хороши такие стихотворения, это тем, что они позволяют не одолевать многобукв творений Гузель Яхиной, а в сжатой рифмованной форме представить читателю общественно-политическую позицию автора.
За сбереженное время, за освобождение от чтения современной премиальной прозы – сердечная читательская благодарность.


12. РЫЖАЯ ЛЯЛЯ «Автостоп»
http://stihi.ru/2019/01/26/2478 номинатор Ильдар Харисов

Лаванды острый аромат,
и вечер –  смел, тягучий взгляд,
и дождь не в меру.
В салоне слышен тихий альт,
а убегающий асфальт –
как заяц серый.

Растает речь – всё ясно так:
воздушно-капельный контакт,
и мне неловко.
Все светофоры обрекло:
одни зелёные назло,
нет остановки.

Переключатель скоростей –
поддержка гибельных страстей:
моё колено –
его рука, и взгляд в глаза.
Погибнем вместе, станем за…
почти мгновенно.

И белый свет, где плачет дождь –
неожидаемо хорош, –
для нас погаснет.
Едва касаемся земли,
господь, скорее  свет пошли:
на счастье – красный.

-----------
Яндекс-такси или убер… Точно кто-то из агрегаторов должен следить за страстными томными водителями! Хотя… Тоже ведь здоровске, когда тебя возит какой-нибудь испанский актер. Или вообще даже сам Бандерас. Считай повезло).

13. ВЕНЯ БЛИН «Блудный сын»
http://stihi.ru/2021/01/26/1466 квота ГР за редактирование отборочного тура

Вернулся я. Спешил, как в Божий Храм.
Во мне мой город ныл по вечерам
И столько лет под утро детство снилось!
Мотался я по джунглям и горам,
Монмартрам, брайтон бичам, северАм,
А здесь – ну ни хрена не изменилось:
Ни кирпича, ни звука, ни гвоздя:
Вороний гвалт, цыганки, хрип шансона,
На площади вокзальной бюст вождя,
У почты лужа – в дождь и без дождя,
И голая скамейка у газона.
За стенкой бьет подругу новый жлоб –
Дала на опохмелку, сука, чтоб,
На рынке беспредел кавказских кланов,
Удобство во дворе на восемь жоп
И мочеиспускательных каналов.

Я женщин не знаток, но не профан –
Глазам не верю: Зойка, это ты ли?!
Зачем же я всю жизнь шерше ля фам
С размером бюста минимум четыре?
Зачем же я по миру так давно
Мотаюсь, словно в проруби говно,
Как полтанкиста в обгоревшем танке...
Зачем сказал «люблю» американке?
И мне «O, yes!» ответило оно.
Уж лучше бы глядел на двор в окно,
И по субботам с другом на полянке
Пил пиво из пятилитровой банки
И трахал всласть супругу Зойку, но
Бил крайне редко, разве что по пьянке,
И целовали б смачно, как в кино,
Меня в подъезде шустрые пацанки.
Но всем на эти тонкости начxать,
Как мне на геометрию Евклида,
Как Господу на факт, что Сталин – гнида,
Как нашей смене (ей бы лишь бухать!),
Что дохнет барс и тает Антарктида.

Я снова здесь. Приехал подыхать
От сплина, передоза или СПИДа.

----------
Такое залихватское получилось стихотворение. Мальчишеское. Как будто бы в нем не прожитая жизнь, а только лишь юношеское представление о ней – будущей жизни.
Этой вот юной смелостью стихотворение и держит. Меня.


14. КЛАВДИЯ СМИРЯГИНА «Летний сон»
http://stihi.ru/2020/12/01/3717 квота ГР за редактирование отборочного тура

На закате солнце стынет,
окунаясь в синеву.
Ходят кони золотые,
топчут сизую траву.
Век смотреть – не насмотреться,
не напиться тишиной.
Пахнет сеном, пахнет детством,
пахнет заводью речной.

А за речкой – место голо
и корявая ветла,
да и медного обола
я пока не припасла.
И какие тут оболы
в нашей лужской стороне?

От росы подол тяжёлый
холодит лодыжки мне.
По утоптанной по тропке
на дымок, в печной уют,
где на стенке не торопко
мерно ходики идут.

Ну, и мы ещё походим,
посминаем мураву.

Бродят кони на свободе,
снятся кони наяву...

---------------
После того как я погуглил слово «обол» – стихотворение внутри меня срослось.
Все-таки я слабообразованный человек. Но преодолевать этот недостаток помогает сеть. Ура интернету!
Стихотворение ладное, песенное даже.
Немного тормознули страшноватые слова про «в печной уют». Но это уже мелкие придирки.


15. НАТАЛЬЯ РАЗУВАКИНА «Гаси ночник – и так от снега свет»
http://stihi.ru/2021/02/13/522 номинатор журнал "Витражи"

Гаси ночник – и так от снега свет.
В окне метель – и по небу, и ниже.
Живых насквозь, нас на живульку нижет
От снега свет на целый белый свет.

Заметил, заметелил, охранил
От странных непрощений и иллюзий
И завязал в неукротимый узел,
Испепелив – иссопом окропил.

Иссоп – трава, по Далю – зверобой.
Про синий зверобой приснятся дали.
В сандалиях по февралю и дале
Легко, легко повязаны с тобой.

Кто зверь кому, и кто к кому приник?
Снаружи плен, и нет нежнее плена,
И снежный пепел сеешь на колено,
Задумчив, как послушный ученик
Последнего светила во Вселенной.
Всё снег да снег. Гаси уже ночник.

-----------
Вживление непонятных слов в стихотворение обычно происходит довольно болезненно (для меня). Но здесь автор подумал о читателе. Позаботился о нем. «Иссоп – трава, по Далю – зверобой». Прямо вот спасибо! Это очень верный и даже трогательный ход.


16. АЛЁНА РЫЧКОВА-ЗАКАБЛУКОВСКАЯ «Позвонок»
http://stihi.ru/2020/04/06/6810 квота Ланы Юриной за редактирование отборочного тура

Все ничего. Но отдаёт в плечо –
Последствие давнишней травмы.
Июльские во всю пушили травы
И солнце припекало горячо.
А на дворе качель. Туды её в качель!
Сказал бы дед, да нету деда боле.
И я почти не ощущаю  боли –
Так далека та знобкая метель.
Так что же травма?
Маленькая драма.
Её и вспоминать-то не с руки.
Не сметь качаться! – говорила мама.
Но видно нужно было позвонки
Свернуть тогда мне,
Как курёнку шею.
Трухлявое сиденьице скрипит
И я лечу! И песня как умеет
В колоратурном горлышке звенит.
И дом летит! И палисадник косо!
И провода! И птицы в два ряда –
Моих собратьев взвод звонкоголосый.
И неба всеохватная вода!
На все хватало воли и сноровки.
И сил хватило не реветь потом,
Когда гнилые лопнули верёвки,
Когда меня, покрытую репьём,
В дом принесли и косточки считали.
И все сочли. Так, значит, будем жить!
Благословенны детские печали.
А позвонку, как не води плечами,
Саднить по ним.
Саднить. Саднить. Саднить.

--------
Я люблю такие острые и точные, вплоть до запахов строчки про детство.
«В дом принесли и косточки считали.
И все сочли». По-моему, это великолепно. И в смысле поэтическом. Ну и в медицинском, конечно, большая удача).


17. МАРИЯ ФРОЛОВСКАЯ «Целую жизнь»
http://stihi.ru/2021/03/05/7699 номинатор Владимир Цюпин

Целую жизнь
Капля золотой крови во мне
борется с тёмным, солёным,
пахнущим смертью, зверем и временем.
И чем выше и неотвратимей взлетает эта волна,
чем яснее становится, что тело моё – одноразовое,
тем сильней она разгорается, эта малая искра,
и сквозь тонкие стенки кровеносных сосудов и капилляров
она светится в темноте радиоактивным каким-то сияньем.
И когда я сожмусь до размера лесного яблока,
и когда мои кости станут ломкими, как метёлки травы в феврале,
эта странная жидкость, это подкожное золото,
ослепительно вспыхнет и сожжёт всё, что осталось,
и отпустит меня.

------------
Я не очень понимаю стихотворения без рифмы и правильного столбика. Я отсталый человек. И с этим ничего не поделаешь. Я ничего не могу сказать. Кроме того лишь, что мне, видимо, нужно работать над собою. Чем, пожалуй, и займусь.


18. РОСТИСЛАВ ЯРЦЕВ «мужскую красоту печально...»
http://stihi.ru/2020/02/14/6673 квота Дианы Рыжаковой за ведение Гостиной

e.

I.
мужскую красоту печально понимать.
он в небо смотрится, и говорит теперь он:
«я в вас увижу то, что и не надо знать
тем, кто не ослеплён. — я, слеп и легковерен,

кричу себя и вас: не голова-сорви,
не пушечный кошмар, не плаха-недотрога,
но звон бубенчика, кузнечика любви,
запёкшийся в слезах, и — мрамор на крови —
неловкий поцелуй несбыточного бога».

так он себе кричал: жила-была печаль,
печаль была жива, перекрывала жилы, —
ты за неё один на свете отвечай
за это всё один на свете отвечай
за это всё — чтоб неповадно было

II.
как лишнее отсечь так начинают речь
прорехи без конца канцоны без начала
тебя тебя стеречь меня меня привечь
я царь я червь я вещь
и вещь всему прощала

так и тебе простят за доброту
мужскую красоту без поволоки падкой
приём приём ахилл я гектор твой во рту
я музыка в порту
смотри меня украдкой

---------
А мне нравится смелость рифмы любви – крови. Потому что да. Эта рифма выше наших иронических суждений о ней.


19. СОНЯ ПАЩЕВСКАЯ «Джек, который»
http://stihi.ru/2020/05/11/5656 номинатор Айна Кэм

11 мая 2020, под Петербургом

Скрыли тугие шторы комнаты неглиже
дома того, который строил когда-то Джек.

Да и зачем их трогать — виды расстроят взор:
сбита ступень порога, сер одичалый двор,
крыша блестит от влаги, меркнет под сажей сруб;
Джек обрывает флаги, ругань роняя с губ.

Джек не простится с домом, сплюнет в проём двери,
станет и сам проёмом, — что у него внутри?
Можно ли жить иначе в сумрачном мираже
дома, который начал строить когда-то Джек?

Белый ларёк неведом крепости под луной —
Джек отошёл за хлебом в простенький мир иной.
Джек притворил калитку, сделал беспечный вид:
будто бы без улитки раковина болит...

Слушайте: дом приятен, поле и горизонт;
сыщется покупатель — сам завершит ремонт.

----------
Давно уже надо было с этим Джеком, который построил… разобраться! И сделано это красиво.
Прекрасная смерть – «Белый ларёк неведом крепости под луной — Джек отошёл за хлебом в простенький мир иной».
И отдельное радостное удивление от точности глаза поэта «Джек притворил калитку, сделал беспечный вид». Такое вот точно описанное движение человека внутри жизни позволяет поверить и автору, и в неизбежность смерти. Полностью и безоговорочно.


20. ПОЛИНА ТАУ «Зарисовки. Предзимье»
http://stihi.ru/2020/11/01/1203 номинатор Юрий Семецкий

*** (на автопилоте)

Из трясинных снов — в рассвет,
воздух утренний творожист;
в незнакомом существе
разглядишь собаку;
ожил
двор кимарящий — готовь
всем воды, еды, заботы.
Квёлой лампочки желток
в рыхлой темени разболтан,
и снуёшь туда-сюда,
в грязь растаптывая иней,
сон пытаясь разгадать —
недосмотренный
в трясине.

*** (поздняя оса в сенях)

Винный дух закисающих слив
и размятого терпкого тёрна
по сеням полутёмным разлит,
и к высокой бутыли сластёна —
дребезжащая сонно оса —
липнет, пробу снимая с подтёка,
прежде парочку груш покусав,
и побившись в запале о стёкла.
Ей, затворнице, всё — задарма,
но предсмертны и сладость, и сытость:
за дверьми — жар печной и зима,
и какую оставить открытой?


*** (искажение)

Пробный лёд узнаваемо хрупок
и под шарканьем скользких подошв
ненадёжен.
В шуршащую крупку
превратив припозднившийся дождь,
вечер глянет на сад исподлобья:
вид босяцкий — смотри не смотри,
не стволы, а кривые оглобли
дотлевают на углях зари.

------------
Почему эти стихотворения соединились в некий маленький цикл? По какому такому признаку?
Да по тому, наверное, что все эти стихотворения написаны талантливой рукой.
Мне все картинки понравились. Это хорошие кадры. Да. И пожалуй вместе все – это завершенное черно-белое кино.


21. ОЛЕГ ГАЦЕНКО «Маршрут не виден»
http://stihi.ru/2021/03/11/1726 номинатор журнал "Тропы"

Маршрут не виден в пятнах мутной тины
Болотных ряск, покрывших серость дней.
Куда ступить, не угодив в трясину,
Пробиться светом в сумраке теней?

Куда бежать, когда сжимает горло
Тоска утрат в отвергнутом пути?
Блажен поэт, бредущий тропкой горной,
Молящий небо: Господи прости.

Возможно там, где пики держат звёзды,
Сплетает Бог судьбы усталой нить,
В хламидах туч струится чистый воздух,
Меж них душа поэзии парит.

Искрящихся стихов сгребая горсти,
Подлунный мир сверкает словом острым…

-----------
Стихотворение напоминает стихи поэтов XIX века. Хорошо это или плохо? Мне кажется, что хорошо. Сейчас поэты стали слишком ироничны, слишком боязливы… Ирония – это ведь от боязни оказаться беззащитным. Искренним и слабым. Задать детский вопрос и получить издевательский ответ… Конечно, страшно.
Тут автор не побоялся и все сказал искренними детскими словами. Как в то время, когда поэты были смелы и открыты.


22. НАТАЛЬЯ ВОЗЖАЕВА «сиюминутность»
http://stihi.ru/2021/02/11/292 номинатор журнал "Витражи"

Что мне нападки и хула–
Закрою, где сквозит.
Мой дом уютен, как халат,
И так же неказист.

Но прибран, вычищен, умыт –
На окнах кружева.
Любовь поблекла, как и мы,
Но, как и мы, жива.

Остыла печь, в ней нет огня,
Но под золой тепло.
Теперь у нынешней меня
К тебе так мало слов.

Считать не станем январи,
Отпущено – прими.
Смолола мельничка–вари,
От кофе ли щемит?

На завтрак немудрёна снедь –
Оладий напеку.
Смотри, идёт незрелый снег,
Стучит по козырьку.

Ты на крыльцо? Пальто надень.
Не искушай зимы.
Как краток век, как долог день,
Сиюминутны мы.

------------
Прочтешь такое стихотворение и утешишься… Ты не один такой. Не одному тебе печально на краю… Не один ты жалеешь о неостановимости жизни. Не один ты пытаешься объясниться с таким жестоким понятием как время.
Все мне по душе. Немножко царапнуло «как и мы» – всегдашняя уловка русского языка, если произносить текст вслух.


23. АЛЕКСЕЙ ЧИПИГА *** («Сколько идущих людей...»)
http://stihi.ru/2021/03/05/68 номинатор Вадим Гройсман

Сколько идущих людей.
Сколько вестей с цветущих окраин.
Сколько замёрзших морей.
Сколько тепла у спален.

Сделал нить паучок,
Безыскусного искуса повар.
Прикуси язычок.
Нет азарта охотиться дома.

Только время молчит,
В наших душах готовя то блюдо,
Что слезою бежит
Ниоткуда. Совсем ниоткуда.

Та слеза, словно грань,
За которой тепло встретит холод.
Горизонты исправь,
Не исправишь пощаду и голод.

Удивление тем,
Что несётся-несётся посланье.
Ловкий ветер на всех.
Драгоценная почта дыханья.

------------
Немного сбивался с ритма. В предпоследней строфе особенно. Но это не так важно. Это мои проблемы. Стихотворение примечательно тем, что в нем можно переставлять четверостишия практически в любом порядке. Ну вот кроме двух, которые связаны между собою словами о слезах. Мне кажется, в этом фишка стихотворения. Мне это нравится в нем. Такие вот независимые друг от дружки штрихи на абстрактной картине мира.


24. СЕРГЕЙ ВОРОШИЛОВ «Старое костровище»
http://stihi.ru/2004/12/01-1071 номинатор Андрей Данилов

Налетели, скуля, ветра.
Одиноко. Тоскливо. Пусто.
Чёрным глазом глядит «вчера»,
Голой веткой моргая грустно.

Паутинится дней быльё,
Память нить в лабиринте ищет...
Я случайно нашёл своё,
Очень старое костровище.

Я увидел так ясно, вдруг,
Как потухшую сигаретку
Мой навечно ушедший друг
Зажигает костровой веткой,

Как смеётся, кормя собак,
А в ночи говорит о звёздах...
Шапку тискает в хруст кулак,
Взгляд упёрся в ноябрь морозный.

Сыплет стужа снежком седым,
А я слышу, как друг, без злобы,
Всё ворчит, отгоняя дым,
Мол, здоровье отнял Чернобыль...

Вот и новый огонь дрожит,
Лижет пламя снежинок стаю.
И снежинки летели жить,
А приходится просто таять.

Ох, не спится, а в путь с утра,
Растревожила память чувства.
Как живое, глядит «вчера»,
Огоньками моргая грустно.

--------
Друг ушел. Умер друг. Друг умер. Эти слова обжигают вначале. А потом горе гаснет. И вроде бы все… А в какой-то момент раз – и пишется вот такое стихотворение. Кажется, что оно важнее автору, чем читателю. Но на самом деле это не так. Читатель (почти каждый) тоже вспомнит костер и своего товарища. И веточка эта, от которой прикуривают… Правильная картина.


25. АННА ХАБИБУЛИНА ЛУГАНСК «Аритмофобное»
http://stihi.ru/2020/03/12/4529 номинатор Илина Гумер

Когда, унявшись, холодный ветер
Листву оставит на перекрестках
И дождь за ливнем пойдёт нахлёстом,
Ты — на мгновенье и чист, и светел —
Взойдёшь с надеждой ростками смысла.

Глотнув тягучий осенний сумрак,
Пытливый Роршах размажет умбру,
А ты сквозь пятна увидишь числа,
Поймёшь, что болен неизлечимо,
Впервые примешь, как есть, диагноз.
Ведь тридцать девять — всего лишь разность
По исчисленью, где величины
Начальной датой, конечной датой
Отрезок жизни ознаменуют.

Тебе не страшно. И ты, ликуя,
Сам выйдешь в город — судьбой помятый,
Давно не бритый — и ртутным телом
Обмякнешь сразу за поворотом.

Идущий следом, уняв зевоту,
Привычно нолик очертит мелом.

----------
Стихотворение про то, что в крестиках-ноликах победителей не бывает.
Но на самом деле – это не ничья. Проиграют все. И этот скучающий с мелком – тоже не победит несчастных нас.


26. СВЕТА НОСОВА «Дед Пантелей»
http://stihi.ru/2020/07/05/1513 номинатор Ильдар Харисов

А утро пахнет вереском и мятой.
Вдоль тропки, на траве, слегка примятой,
горят на солнце бусинки росы.
Дед Пантелей, бруском косу подладив,
собрав обед из кваса и оладьев,
шагает, тихо крякая в усы,
полянкою ромашковоцветущей
за речку, где трава чуток погуще,
чтоб накосить для кроликов еды.
Они – не просто серые зверушки,
они для внучки – лучшие игрушки:
с игрушками в деревне нелады...
Сын со снохой (не вызрела б помеха)
пообещали к празднику приехать,
чтоб на недельку внучку привезти.
Шагает дед, от радости хмелея,
глядит как ивы клонятся к земле, и
вдали река на солнышке блестит...

Коси, коса!
Эх, не болели б ноги...
Коси обиды, хвори и тревоги.
Подумаешь, сын не был пару лет!
Всё пишет, что со временем – засада.
А деду Пантелею много ль надо?
Письмо пришло – и радуется дед.
Ему житьё давно уже не мило:
то кашель бьёт, то сердце защемило,
осьмой десяток всё-таки – не мёд.
Он о мечтах несбывшихся не плачет.
Приедет сын – и будет всё иначе.
Хоть на недельку счастья привезёт.

---------
Такими стихами, мне кажется, мы пытаемся вымолить себе старость, которая не будет унизительной… А будет просто окутана тихой безнадежной грустью. Надеюсь, автору этого стихотворения удастся заручиться поддержкой судьбы. Стих ведь не просто так родился. Он совершенно не зря записан человеческой рукой.


27. СМАГИНА ВИКТОРИЯ «колючка»
http://stihi.ru/2020/12/09/3395 отборочный тур для резидентов

и маммиллярия цветёт
прозрачно-снежными цветами.
колючий век, болючий год
уходят в сны, приходят снами.

и зацветают на снегу
следы ушедших и уснувших
среди страниц, на берегу
смородин-рек, в запретных пущах.

где о забытом шелестят
седой осинник с лунной долькой,
и учит совка кукушат
не отвечать на «сколько-сколько?».

не отвечай, не говори,
пускай летят кукушки, совы,
подмоченные сентябри,
ивановы и ивановы,
переводные времена,
вневременные vidi-veni,
пин-коды облака и дна,
дежурный хор заплечных теней.

переверни слова и год,
пусть всё укроется снегами,
покуда белым, словно память,
колючка в декабре цветёт…

----------
Очень понравилась игрушечка с «ивановы и ивановы». Красиво!
Сижу думаю про стихотворение, потом вдруг – дай-ка посмотрю, чего такое за маммилярия. Бац – а это оказывается кактус!!!
Вот те раз. И весь стих начал на глазах у меня перестраиваться, как помещения в фильме про гарри поттера или еще про какого-нибудь фокусника.
В общем многие знания – многия печали.


28. МИХАИЛ ЭНДИН «Кто-то...»
http://stihi.ru/2021/02/22/4833 отборочный тур для резидентов

Для кого февраль — короткий месяц,
для кого февраль — чернильный плач.
Пастернак взирает, перевесясь
через край своих небесных дач.

Пастернаку радостно, что в мире,
где царят айфон и монитор,
кто-то вспоминает о черниле
(или о чернилах?..) до сих пор.

Кто-то вспоминает о бумаге
и, скрипя пером, за пядью пядь
силится о докторе Живаге
(или о Живаго?..) написать.

Кто-то отмеряет деловито
вехи непонятного пути,
чтобы из последних сил до сыта
(или же до сути?..) добрести.

Кто-то в лабиринте тёмных лестниц
времени, себя не укротив,
вспоминает вдруг, что этот месяц
короток, чернилен и плаксив.

-----------
Ну а что? Остроумно. И удалось удержать эту игру до конца. Кто только с этими чернилами плаксивыми не игрался. И это получился яркий и занятный вариант такой игры.


29. JAG «В Саду Идей»
http://stihi.ru/2018/02/27/3778 отборочный тур для резидентов

Где-то в чаще, в лесу глухом
заблудился старик Пахом.
Он сидит на бревне верхом
и колотит тяжелым обухом.

И, хотя он почти оглох,
даже в уши засунул мох,
стук о помощи, как горох.
Лес – стеной, и стена без продуха...

Ибо сказано древними греками:
звука нет, коль услышать некому.

Где-то в городе свой парад
принимает старик Панкрат.
Он построил бутылки в ряд.
Брюхо банки консервной вспорото.

Солнце катится за бугор
под махорочный хриплый хор.
Да висит над столом топор.
Просто так – ни к селу, ни к городу...

Человек – квинтэссенция бренности
вне своей социальной валентности.

Где-то в древности, сняв хитон,
отдыхает старик Платон.
Так легко погрузиться в сон,
как Сократу принять цикуту, но

в мире столько пород людей,
от кентавров до лошадей,
что философ в Саду Идей
повторяет лишь фу-ты ну-ты на

древнегреческом. Нет закона –
нет Сократа и нет Платона...

Где-то за морем, за камнями
вижу озеро с окунями.
В нем вода темна, будто ночь без сна,
да светла на песчаной отмели.

Мой отец на озеро то ходил,
окуней ловил и меня учил:
– Наловить – пустяк! Донести-то как?
Сотню дали, да сорок отняли...

А за озером – белый сад.
Там под вишней сидит Сократ.
Угощает его вином
лучезарный старик Пахом.
У Платона в руках – свирель.
У Панкрата в ручье – форель.
Время вязкое, как кутья.
Все сияют, и это – я.

Будь и ты, на правах Создателя.
Текста нет, если нет читателя.

------------
Довольно-таки хитрая шаманская вещь получилась. Ритм такой – что прямо впадаешь в некоторое особенное состояние. Мне вот выпить захотелось. Потом еще чего-то. Превращений всяких, как в мультике «Шел прошлогодний снег». Ну где мужичок за елочкой пошел.)))
И так вот и ждал, что в конце чего-нибудь у меня на столе бабахнет и дым алхимический заполнит мою мало-мало-габаритную квартиру. Хорошее стихотворение. Не скучное.


30. ИНГА СТАШЕВСКА «Здесь каждый прав, по-своему, не прав…»
http://stihi.ru/2020/01/02/1130 отборочный тур для резидентов

Здесь каждый прав, по-своему, не прав,
В оправе окон – негатив двора,
Дождь барабанит по чердачной крыше.
Над городом – курлы-курлы гусей,
И Рим спасен, и это знают все,
Париж и Петроград – увы, не вышло.

Опять ноябрь. У каждого своя
История, религия, семья,
И даже – не поверишь – карта мира.
Надсадно повторяют поезда _
"Когда-нибудь, когда-нибудь, когда?..."
А ты всё ждешь, застыв по стойке смирно.

Здесь утро или вечер – всё равно,
Опять водой становится вино,
Сосед-полковник курит на балконе.
Идет война, чтоб не было войны,
И нет зимы, тем более – весны,
Макондо...Как не вспомнить о Макондо?

Колеса повторяют: " ни-че-го",
Вращается земля – за годом год,
День выстиран и заново разглажен
Добавишь – " не судьба, и как ни жаль..."

Простое счастье – не принадлежать
К зажатому мирку пятиэтажек.

--------
Если человек сообразил, почему к полковнику монтируется Макондо – значит, человек довольно начитан. И может считаться более-менее культурным. Я сообразил, что к чему – и вполне удовлетворен толщиной своего культурного слоя.)))
Про то, что карта мира у каждого своя – это очень хорошо. Это очень правильно. У меня именно так устроено. Я нигде никогда не был. Никуда не ездил. И у меня свой глобус – он состоит из рассказов тех людей, которые уверенно говорят, что куда-то ездили.


31. ЛАНА ЮРИНА «Такая зима»
http://stihi.ru/2021/03/07/5548 отборочный тур для резидентов

По зиме забываешь, что было, плевать, что будет.
Тощей псиной февраль притулился под левый бок.
Не скажу, что одна – где-то есть воробьи и люди,
а шепнёшь в пустоту – непременно услышит Бог.

Шерстяные носки, подоконник, и чашка с чаем.
Зимний мир за стеклом – нереально-прозрачно-бел.
Словно сон предрассветный, который всегда случаен.
Словно линии наших сплетённых под утро тел.

Пробежаться б за хлебом, да как белизну нарушить?
Обросла вся планета невиданным снежным мхом.
Осторожно по птичьим следам семенят старушки.
Разноцветных детей высыпает в сугробы дом.

И такая зима – что не знать бы, не ждать, не помнить,
сколько слов умещается в нашей привычной лжи...
Я стою у окна, жмётся к боку февраль бездомный.

А потом ты приходишь.
И я начинаю жить

--------------
Я понимаю, что стихотворение в общем-то не об этом. Оно глубже и тоньше.
Но прям вот мне очень понравилось про старушек и детей. Ну прямо очень!


32. ДЕНИС ТКАЧЕНКО «Марш Шопена»
http://stihi.ru/2015/01/20/5199 отборочный тур для резидентов

                Это было у моря, где волна бирюзова,
                Где ажурная пена и соната пажа.  //  Игорь-Северянин

Безупречным камнем не взлететь в упрямые небеса,
И безумным кроликом не сделаешь мир добрей.
Если двери открыты, почему остаешься там,
Где гуляют огни над курганами горьких дней.

Бесконечный причет автоматически теребит
Моей памяти постоянной катушечный магнитофон.
Ты была тихой девочкой, сплетенной из лент и обид,
Любовавшейся ракушками. Все остальное потом.

Это было у моря, твержу, не веря тому совсем,
Где ажурная пена Шопена. Только я не паяц, не жуир.
Я стою на набережной, как тогда стоял и смотрел,
Бестолково считая чаек. Казалось, притягивая буксир

Силой взгляда. Ведь так бывает, особенный магнетизм
Разворачивает предметы, включает обратный ход.
Но буксир от докучных зрителей успел укатить за мыс.
Магнетизм на тебя не действовал. Скорее наоборот.

— Где соната пажа? – исполняют пожарные марш,
Похоронный Шопена марш. За оркестром толпа детей.
Остается одна забота, ты знаешь, мамаша Кураж.
Запрягай фургон и в дорогу, за музыкой, поскорей.

------------
Очень длинные для меня строки. У меня короткое дыхание. Я трудно читаю длинную строку. Ведь в ней много слов – и надо, читая следующие строки, не забыть к какому слову будет пристроена рифма…
Но я поборол в себе эту дурацкую черту. Потому что я у меня есть прием против длинной строки и моей короткой памяти (маразм уже подтягивается)… Надо стихотворения с длинной строчкою читать вслух!
Опа! Да. Это работает.
И в этом стихотворном чтеньи почему-то во мне наибольший отклик нашла строчка, которая может быть и не значит ничего… А у меня вот застряла и все тут.
«Магнетизм на тебя не действовал. Скорее наоборот.» – Какая-то ее разговорная простота меня на ней держит. Может от того, что я читал стих голосом, и такие вот простые слова выговариваются привычно и просто…


33. ОЛЬГА БЕССНЕЖНАЯ «Синица»
http://stihi.ru/2021/03/01/7482 отборочный тур для резидентов

Играет март, и так заметен
капельный твист на парапете,
взволнован офисный планктон.
Отчёт в прорехах и заплатах,
готова без чернил заплакать –
ладонью сдерживаю стон.

Когда едва минуло тридцать,
в руках журавль, а не синица,
не стоит сетовать на жизнь:
в любом вопросе копенгаген,
пою не хуже Леди Гаги,
и в доме острые ножи.

Всё чаще сон под утро снится:
садится на руку синица
и трелью заглушает шум;
я на листе бумаги белом –
но не пером, а белым мелом –
стихи отчаянно пишу.

-------
А вот хорошо ведь! Да.  Февраль этот с чернильными пальцами. Опять. А как вы хотели? Каждый год))

«Когда едва минуло тридцать,
в руках журавль, а не синица,
не стоит сетовать на жизнь:
в любом вопросе копенгаген,
пою не хуже Леди Гаги,
и в доме острые ножи.»

Ну чем вам не энциклопедия русской жизни? И наизусть такие стихи учить – одна сплошная радость.



34. ИСХАКОВ АЛЕКСЕЙ «чай»
http://stihi.ru/2021/01/28/10172 отборочный тур для резидентов

Завариваю:
молодые побеги третьей сигнальной системы,
присутствие определённости, гроздь рябины,
отодвигающуюся Камчатку.
Отхлебнув, добавляю:
листья смородины, корки необычайности,
пару игристых капель соснового жира,
щепотку толчёной воды.
Процеживаю сквозь зубы –
Давайте пить чай.
В любых непроветренных обстоятельствах,
при  однокомнатной температуре, утрируя каждый глоток.

Это же очень просто на самом деле –
транжирить играючи мышцы лица,
имитируя мудрость.

-----------
Ну так-то круто. Т.е. понятно, что я не врубаюсь в такие стихи – где рифмы и размера нету. Но тут полно сияющих мелочей, которые хороши. Хороши безусловно, и мое непонимание общего строя стиха на их хорошесть никак не влияет.
Это и «однокомнатная температура» и мышцы лица, устающие от имитации мудрости. И много еще чего.


35. МАРИЯ АБАЗИНКА «Объятие kks»
http://stihi.ru/2021/03/06/2613 номинатор журнал "Тропы"

Киммерийский (крымский) сонет
                De asini umbra (лат.) – "о тени осла"
                т.е. – "о пустяках"
               
Причина многих бед, порой, мала:
Привычка, глупость, скука, лень… и скоро
Становится уже предметом спора
Меню на завтрак или тень осла.

Мы слишком долго рядом, будто вечно.
Казалось – нескончаемо везло:
Влечению всегда есть шанс ответа.

Но вот и в мир уже закралось зло:
Из жизни исчезает незаметно
Рукопожатий мирное тепло.

Встречаться привыкаем без объятий,
Порыв добра в своей душе убив…
Он был не просто мелочью приятной –
Свободным проявлением любви.

-------
Ну прямо Пушкинский зачин. И дальше, похоже, планка автором не уронена. Спокойное и умное рассуждение, которое не ново. Но ведь об этом самом собственно и написано стихотворение! Вот какая штука. Стихотворение написано о самом себе (в смысле об этом же стихотворении). Удивительный и мастерский финт.


36. ОЛЬГА ФЛЯРКОВСКАЯ «Звонок»
http://stihi.ru/2021/02/11/6666 номинатор Илина Гумер

Врач озвучил диагноз, а после – прогноз,
Но ошибся, и вышло – как смерть понарошку.
И тебя в феврале навестил Дед Мороз,
Вместо фанта достав из-за пазухи кошку.

Кошка с рваненьким ухом: робка, но мила.
Покормить бы да выгнать, но минус – за двадцать.
И пока в коридоре на тапках спала,
Ты решил, что до завтра ей можно остаться.

Восемь тридцать. Пора на работу...
                – Прощай!
Ты поела консервов, прости, чем богаты...
Если выдастся случай, валяй, навещай.
Не пугайся так, это наш дворник с лопатой.

...Шесть пятнадцать. Метёт, не стихая, метель.
Но житья не даёт неспокойная совесть:
Не вчера ли себя изменить ты хотел,
Потому что к финалу приблизилась повесть?

А потом оказалось, что всё как всегда,
И обратно бежит вдоль больницы дорога.
А твоя постоялица нравом горда:
Растворилась в метели, помедлив немного.

И теперь эту гостью зови-не зови,
Отыскать не получится – даже не думай!
Но беззвучно кричит о добре и любви
В нас доверчивым Богом заложенный зуммер…

-----------
Стихотворение суровое. Кошка ушла. Не оставили кошку в доме. Я вообще-то собачник. И кошек я не очень… Но тут меня все-таки интересует ее дальнейшая судьба).
Хотя когда прочел еще пару раз стих – показалось мне что кошка эта не так уж и мила. Похоже, она запомнила все. И унесла с собою жизнь.


37. ДМИТРИЙ ЗОТОВ 07 «Античный привкус соли на губах...»
http://stihi.ru/2011/07/02/1849 номинатор Андрей Данилов

Античный привкус соли на губах,
И Мандельштам за пазухой в кармане
Сердечной сумки. Ветреное  – ах!
В забывшем увядание каштане.

Ладонь. Песок. Песочные часы.
Тот список кораблей от середины
Начнешь читать. Потом забрешут псы,
Где Бахусу справляют именины.

Курчавых строк кудрявый виноград
Густым вином вольется в шум прибоя.
Ты тенью за тенями выйдешь в сад,
Ничем не нарушая их покоя.

Горит огонь, щадя бумаги плоть,
Когда над ней чернил витает запах.
И лишь перо сумеет побороть
Сон миражей в своих воздушных замках.

И Млечный Путь над пепельным челом
На миг отпустит душу на свободу
Послушать, как Харон своим веслом
Лениво перемешивает воду.

---------
Моего безнадежного самообразования хватило на то чтоб сообразить и про явно представленного Мандельштама, и про Бродского. Тут я прямо загордился. Но автор быстро поставил меня на место. Но я был упорен в чтеньи. И подарком мне – последнее четверостишие. Прям очень плотное и величественное. Блеск.


38. ВЕРА ДА ЮРА «Вокзально-рояльное»
http://stihi.ru/2016/06/16/9637 номинатор Соэль Карцев

Рабочий день по колее привычной
устало докатился  до исхода.
Толпа из подоспевшей электрички
лавиной устремилась на свободу – 
oт дребезжащей суеты вокзала
к покою телевизоров и спален.
Вдруг музыка негромко зазвучала –
играл солдат на стареньком рояле,
не для друзей, не заработка ради.
Oн ехал в увольнительную, к маме,
а тут – рояль. Он  клавиши погладил,
и пальцы заиграли что-то сами –
сначала неуверенно, вполсилы,
и вот уже, людей  не замечая,
мелодией прощения просил он,
а, может быть, прощался, не прощая.
Забыв про всё,  мальчишка в форме пыльной,
рассказывал доверчиво роялю –
о девочке, которую любил он,
и о друзьях, которых потерял он.
Толпа не попыталась бег замедлить,
неслась себе безудержной лавиной,
но что-то изменилось в людях этих –
необъяснимо и неуловимо.

Я той толпы была частичкой мелкой,
казалось мне, что будто в одночасье,
нам дали шар земной на переделку,
но не сказали, как с ним обращаться.

------------
Я вообще не понял, откуда взялся рояль. Я пытался понять, в какое время это произошло. И на каком вокзале… А потом оказалось, что и понимать ничего не нужно. А просто нужно идти вместе со всеми. Понимать не нужно. Потому что изменяет нас не понимание, а случающаяся иногда в нашей жизни музыка. И не важно, откуда взялся рояль. Ничего не важно. Надо просто идти.
Такое вот стихотворение. Так прочлось.


39. ШАБАЛИНА ЛЮДМИЛА «Человек из дома вышел»
http://stihi.ru/2021/02/06/10033 квота Ильдара Харисова за редактирование отборочного тура

Пришла зима. Включила свет,
наставив свечек выше крыши.
А человека дома нет –
намедни он на небо вышел.
Где день иной, другая суть
и груз прошедшего в заплечье.
Прощальный звон – Сорокоуст,
и путь близ облака помечен
мережкой маленьких шагов
к невидимой черте на грани.
...А дома нету никого,
И некому полить герани...

------------
Много можно говорить о смерти. О ней вообще можно говорить бесконечно, умно и разно… Можно даже красиво говорить. А можно и вот так… «А дома нету никого, и некому полить герани». Вот так. И точка.


40. БРАТИСЛАВА «Еловая дорога»
http://stihi.ru/2018/04/21/6126 номинатор Юрий Семецкий

Откинут борт, ковром застелен кузов –
У "похоронки" здесь такой дизайн.
Шофер – детина в ватнике кургузом –
Протянет руку: "Внучка? Залезай!"
Мне выжигает слёзы холод едкий,
Присяду рядом с гробом на ковёр.
Охапку веток сунет мне соседка:
"Кидай пореже, путь у нас не скор!"
Перекрестясь, махнёт шоферу: "Трогай!",
Чихнёт машина гарью выхлопной...
О чем молчит еловая дорога,
Что мягкой хвоей стелется за мной?
О светлом детстве в бабушкином доме,
Где в летний полдень пили мятный чай?
Что взрослый мир волнующе огромен –
И недосуг звонить и навещать?
О том, что путь последний не окончен,
Но бытия земного не вернуть,
И веткам, что ложатся вдоль обочин,
Не разделить невольную вину?
Что, слыша траур в клекоте вороньем,
Ворота сторож отомкнуть спешит?...
Так в городах теперь уж не хоронят,
Но бабушка преставилась в глуши.
И эта глушь с провинциальной грустью,
Не тронутой столичным холодком,
Её в могилу, словно в душу, впустит,
Припорошив январским снегом холм.
А я уеду. Чтоб когда-то снова
Из суеты мирских перепетий
Своей дорогой – призрачной, еловой,
Смолчав о многом, к прошлому прийти.

----------
Какое хорошее получилось стихотворение. Самое удивительное в русских стихотворениях для меня это то, что составленные в единственно верном порядке простые-простые слова оборачиваются светлой, светящейся строчкой. Спасибо автору.




Десять стихотворений, которые выбрал.

3. СЕРГЕЙ ДЬЯКОФ «Мне казалось, что я научился терпеть...»
http://stihi.ru/2010/08/10/1118 номинатор "Термитник поэзии"

5. ЯНА-МАРИЯ КУРМАНГАЛИНА * * * («под шкафом мышь разделывает булку...»)
http://stihi.ru/2021/03/13/4242 номинатор "Термитник поэзии"

16. АЛЁНА РЫЧКОВА-ЗАКАБЛУКОВСКАЯ «Позвонок»
http://stihi.ru/2020/04/06/6810 квота Ланы Юриной за редактирование отборочного тура

19. СОНЯ ПАЩЕВСКАЯ «Джек, который»
http://stihi.ru/2020/05/11/5656 номинатор Айна Кэм

20. ПОЛИНА ТАУ «Зарисовки. Предзимье»
http://stihi.ru/2020/11/01/1203 номинатор Юрий Семецкий

28. МИХАИЛ ЭНДИН «Кто-то...»
http://stihi.ru/2021/02/22/4833 отборочный тур для резидентов

33. ОЛЬГА БЕССНЕЖНАЯ «Синица»
http://stihi.ru/2021/03/01/7482 отборочный тур для резидентов

38. ВЕРА ДА ЮРА «Вокзально-рояльное»
http://stihi.ru/2016/06/16/9637 номинатор Соэль Карцев

39. ШАБАЛИНА ЛЮДМИЛА «Человек из дома вышел»
http://stihi.ru/2021/02/06/10033 квота Ильдара Харисова за редактирование отборочного тура

40. БРАТИСЛАВА «Еловая дорога»
http://stihi.ru/2018/04/21/6126 номинатор Юрий Семецкий


Рецензии
Занятно. Как много пересечений получилось в наших обзорах.
С другой стороны - чему удивляться, если мы почти из одной песочницы.

Тейт Эш   23.04.2021 00:19     Заявить о нарушении
И то верно)))

Чен Ким   25.04.2021 13:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.