Сослан и три сына Телберда ч. 2
Часть III. Сослан
Окончание
Начало здесь:
http://stihi.ru/2021/04/01/1341
Сослан всё сделал, время зрится,
Спустился утром старший сын,
Стоит чуть поодаль, боится,
Глядя в корыто, говорит:
«Да, ты ж Сослан!», - глазами впился,
«Придумал хитрость видно, ждёшь!
Уверен - мёртвым притворился,
Но тем меня не проведёшь!»
И робко так сказал три раза,
То подойдёт, то отойдёт,
Сослан же «мёртвый» - нет показа,
Лежит в корыте, словно лёд.
Тут брат приблизился, споткнулся,
Но режет уши резкий звук.
«Мертвяк» в корыте повернулся,
На звук послал свою стрелу.
Убил, а тело быстро спрятал,
Никто, чтоб не нашёл в лесу.
Коня поймав, стреножил, свято,
Беречь от всех его красу.
Вот средний брат туда ж спустился,
Чуть огляделся, выдолб зрит.
Лежит там кто-то, он боится,
Глаза прищурясь, говорит:
«Да, то ж Сослан!», - глазами впился,
«Надумал хитрость видно, ждёшь!
Ты верно мёртвым притворился,
Но так меня не проведёшь!»
И робко так сказал три раза,
То подойдёт, то отойдёт,
Сослан же «мёртвый» - нет показа,
Лежит в корыте, словно лёд.
Тут брат приблизился, споткнулся,
Но режет уши резкий звук.
«Мертвяк» в корыте повернулся,
На звук послал свою стрелу.
Убил и среднего, а тело
упрятал в чаше, там в лесу.
Коня поймав, стреножил, свято,
Беречь от всех его красу.
И младший брат сюда ж спустился,
Чуть огляделся, выдолб зрит.
Лежит там кто-то, он боится,
Глядя прищурясь, говорит:
«Да, то ж Сослан!», - глазами впился,
«Надумал хитрость видно, ждёшь!
Ты верно мёртвым притворился,
Но так меня не проведёшь!
Пустил б стрелу в тебя проверить,
Но ты молчишь – мертвяк, дать-взять.
Отцу поклялся сердцу верить,
И в мёртвых вовсе не стрелять».
Он долго говорил в сомненьях,
То подойдёт, то отойдёт,
Сослан же «мёртвый» - нет движенья,
Лежит в корыте, словно лёд.
Решился младший, но споткнулся,
И режет уши резкий звук.
«Мертвяк» в корыте повернулся,
На звук послал свою стрелу.
Убил и младшего, а тело
упрятал в чаше, там в лесу.
Коня поймав, стреножил, свято,
Беречь от всех его красу.
Настала пятница, день дани,
Собрались нарты трёх родов.
Явились все в большой печали,
Но нет, Сослана, где таков?!
«Где ж наш Сослан?», - в тревоге нарты,
«Да не случился ли с ним грех?»
Сырдон******** насмешливо с азартом:
«Опять он прячется от всех».
Сослан тем временем не мешкал,
Собрал оружье братьев трёх.
И на конях крылатых в спешке
В селенье нартов ввёл под вздох….
А сам им всем не показался,
Шёл уже созванный нихас*********.
И каждый знатный нарт терзался,
От Телберда кто нартов спас?!
Но, помолившись, догадались,
Сослан всех спас, его нам чтить!
С тех пор и с мыслями расстались,
Что надо дань кому платить…
*)Сосруко; или Сосла;н (абх. Сасры;;а, адыг. Саусэрыкъо, кабард.-черк. Сосрыкъуэ, осет. Сослан, карач.- балк. Соcурукъ) - богатырь, один из главных героев во всех вариациях нартского эпоса. Был рождён из камня, который оплодотворил пастух, воспылавший страстью к Шата;не (Сатаней).
**)Хамыц - имя одного из героев нартских сказаний, отца Батрадза. Хамыц - распространенное имя в Осетии. От него образована фамилия Хамицата - Хамицаевы. Ковыль по-осетински называется «Хамыцев ус».
***)Сыбaлц - один из героев эпоса, сын Уархтанага.
****)горы Ауар-Хан - между реками Койсу и Аксай расположен лезгинский округ, который лезгины называют Хунзаг и татары и персы - Ауар, им правил Ауар-хан, или, по-русски, Аварской хан; в лезгинском языке он носит титул муцал или нуцал. Ауар-хан по груз. Хунзагис батони (Между реками - Хунзагис батони. Г. Ауар - по-лезгински, Хунзаг - по-грузински. Вверху у Койсу. Татары и персы называют его Ауар и их властителя, который по-лезгински называется муцал или нуцал, Ауар-ханом
*****)день Тутра - день, когда погода и Боги благоволят путешественникам.
******)Телберда - семья, которая в древние времена покорила нартов. С тех пор нарты платили каждую пятницу месяца им дань.
*******)Сырдон (диг. Сирдон) — герой осетинского нартского эпоса, сын Гатага и Дзерассы, в котором переплелись черты характерные для трикстера и культурного героя.
********)Ныхас или нихас (осет. Ныхас - буквально «беседа, речь, разговор») - название места собраний, игравшее роль общественной самоорганизации осетинского общества. В нартском эпосе ныхас обозначает место общих собраний нартов.
Свидетельство о публикации №121040202360
Висколия Юрина 18.04.2021 08:33 Заявить о нарушении
Игорь Апрельский 19.04.2021 06:07 Заявить о нарушении