пси-898 пси 30. 03. 2021-8
КЛИП-ТЕКСТ
КЛИП-ПРОЗА
КЛИП-ЧЕЛО
КЛИП-ЗАРИСОВКА
КЛИП-РАЗМЫШЛИЗМ
КЛИП-ПЕРЕСМЕШНИК
================
===========
=======
.
.
.
ОБЕСЦЕНИВАНИЕ -
ЛИШЕНИЕ
СИСТЕМЫ
КООРДИНАТ\ОПОР
в ЖИЗНИ...
.
.
ОБЕСЦЕНИВАНИЕ
ПОДОБНО
ВАКУУМУ -
ВЕЗДЕ
ПУСТОТА...
.
.
.
01.04.2021г. 05-23
.
.
.
http://stihi.ru/2021/02/28/772 - Оглавление - 104 психология 28. 02. 2021г
.
http://www.stihi.ru/2018/01/14/1914 - Оглавление - 32 психологическая 15. 01. 2018
.
.
.
=================
из интернета
.
.
=================
Осторожно — обесценивание
20 февраля
Осторожно — обесценивание
В статье поднимаются вопросы: Что такое обесценивание? Как оно влияет на обесценивателя и на окружающих его людей? Для чего люди это делают? Как они это делают? Что это им дает? И как вылечиться от этого.
Обесценивание – это механизм психики, который защищает от негативных переживаний. Мы можем применять обесценивание, когда терпим неудачу (да не очень то и хотелось…), когда не получаем того, что хотим ( оно мне и даром не надо… ), когда хотим выделиться на фоне других (да кто так делает… да что она из себя представляет… ). Как и все защитные механизмы психики, обесценивание ведет к отдалению от себя, своих потребностей и отдалению от людей.
Думаю, обесценивание одно из самых опасных защитных механизмов. Я бы даже сказала, это вид психологического насилия (над собой или другими). Обесценивание может быть направлено на ценности другого человека, его убеждения, которые ему помогают жить; на его мировоззрение, которое дает ему устойчивость. А также на свои способности, возможности и на себя, как личность вообще. И так как обесценивание, по сути, – это разрушение ценности, оно проникает в бессознательное и разрушает то, что ценно, дорого, важно, то, что может быть поддержкой и опорой.
Обесценивание – как вид психологического насилия.
Даже простые высказывания, вроде «все женщины – глупые», «все мужчины – примитивные», «если ты родилась женщиной, то это уже проблема», и т.д., может проникнуть в подсознание и изменить поведение человека.
Чем ближе эмоционально человек, который сеет такие мыслеформы, тем меньше фильтров использует бессознательное против этой информации, и тем больше разрушений может принести обесценивание.
Есть и другие формы недовольства миром: осуждение и критика. Если осуждение больше похоже на требование наказания за действие, критика – как указание на недостатки, то обесценивание похоже на обрезание или удаление (то , что обесценивается — не имеет право на существование, а следовательно, какая-то часть вас должна быть спрятана или «удалена»…)
«лучше бы посуду помыла…, книги – бесполезное занятие» (та, часть меня, которая увлечена чтением – бесполезная, значит не имеет право на существование)
Когда попадаешь в «поле обесценивания» – пропадает желание действовать, творить, реализовывать себя , свои способности, таланты. Тем более, если это поле распространяется на профессии, творчество, искусство, сферы деятельности человека. «Поле обесценивание» удаляет смыслы человека, погружая его в скуку, а иногда и в ощущение бессмысленности жизни вообще.
«Поле обесценивания» может распространяться на любую сферу жизни человека: гендерную, творческую, профессиональную, семейную, духовную. Это поле может погрузить сознание в мрачное, депрессивное состояние, и выбраться из него бывает очень сложно…
«психология – ничего не дает»
«медицина сегодня не способна вылечить»
«женщины…. мужчины…»
«жизнь – это …»
«счастье невозможно»
«любви не существует»
Обесценивая других, мы обесцениваем и себя. Мы так устроены, когда мы говорим о другом человеке, наше бессознательное воспринимает это на свой счет.
Если рядом с тобой осуждаются и обесцениваются действия других, часть этих осуждений воспринимается на свой счет.
Обесценивание – это уменьшение значимости кого-то или чего-то в жизни. Причем, уменьшается значимость объективно, а не субъективно (то есть, дается оценка явления для всех людей, а не только для себя):
«это бесполезно для жизни всех людей», «это никому не нужно», «это глупо вообще»…
В процессе обесценивания всегда есть элемент сравнения (хотя иногда и не явный):
«Это ерунда, а вот это полезно» или «это не важно», подразумевая, что есть более важные вещи.
В процессе обесценивания перечеркиваются (не имеют право на существование) не только поступки, мысли, чувства людей, но и целые отрасли знания, профессии, народы, категории людей.
«кому нужно это творчество…», «медицина сегодня не способна лечить», «если ты не достиг высокого уровня, нечего и высовываться»
Обесценивание дает ощущение внутренней силы (правоты, компетентности, уверенности в своих знаниях).
Только эта внутренняя сила – иллюзорная и нестабильная, сменяется разочарованием, обидой, обвинением, ощущением несправедливости.
Обесценивание также дает ощущение границ (только границы выстраиваются не адекватным путем: это мне подходит – это нет, а путем осуждения и непринятия (это не имеет право на существование).
В случае обесценивания, убеждения могут быть примерно такими: Я сильный, важный, нужный, полезный, а вокруг много слабых, неважных, бессмысленных и бесполезных людей… То, что я знаю, умею , делаю – это важно, нужно, интересно и правильно. То, что я не знаю – это бесполезно, глупо, неправильно. Те способности, которые у меня развиты – важны и полезны, способности других — неважны.
А в случае идеализации, такие убеждения: я слабый, неважный, бесполезный, а вокруг есть сильные, важные и полезные люди… (где , конечно, обратной стороной является обесценивание себя).
Идеализация и обесценивание не дают жить реальной жизнью, в настоящем, с реальными обычными людьми.
«я верю, что есть чудесные волшебные люди, которые, когда появятся в моей жизни, сделают ее счастливой, интересной…» « я верю, что есть города, страны, где можно жить счастливо», «есть интересные профессии, хорошие коллективы, работы И т.д.»
Люди, склонные идеализировать и обесценивать ожидают, что то, что они будут получать от мира – это будет что-то супер совершенное, лучшее, идеальное!
Что стоит за обесцениванием:
В первую очередь – слабая структура Я: нет контакта со своим Я, со своими способностями, желаниями, ценностями, потребностями. Непонимание, непринятие своей ценности – вызывает тревогу и боль у обесценивателя, если он видит достижения других.
Потеря чувства собственных границ и границ других людей. Само мышление в стиле «люди должны», уже стирает эти границы. Ведь каждый пришел в этот мир со своими задачами…
Страх соприкоснуться со своим несовершенством, узнать о своих ошибках, неспособностях, неразвитых сторонах (от непонимания дуальной природы человека )
Избегают соприкоснуться со своей болью, обидами, страхами (избегают, потому, что не знают что это такое и что с этим делать)
Не сформирована ценностная система, система ценностных ориентиров (поэтому подвергают сомнению ценность внешнего; опираются на обобщающие критерии: хорошо-плохо, правильно –не правильно, должен -не должен)
«Вылечиться» от обесценивания можно таким образом:
Осознание проблемы – уже действует исцеляющее. Понимание, какой вред приносит обесценивание, уже позволяет увидеть его в себе и вызывает желание перестать им пользоваться.
Как любая психологическая защита, обесценивание растворяется в осознанности.
Обесценивание – защищает нас от боли и проблем. Поэтому, чтобы «убрать» эту защиту, можно сформировать другую (сублимация, фантазирование). Если я страдаю от фрустрации (не получаю то, что хочу) —
я могу дать себе то, что я хочу в фантазиях или обратиться за помощью к творчеству.
Познакомиться с собой поближе : со своими потребностями, желаниями, ценностями. Начать вести дневник, записывать туда – кто я? Чего хочу? Мои ценности? Дайте свое определение понятию : «ценности». Напишите список ценных для вас вещей.
Напишите эссе на тему: «Мои границы». Представьте их метафорически ( на что они похожи, на дверь, ворота… или на что-то другое). Как вы понимаете, что такое «границы личности».
По сути границы личности – это понимание что мое, а что не мое. Выпишите в дневник: как должно выглядеть ваше личное пространство, напишите правила, как с вами должны обращаться близкие, что они могут себе позволить, а что нет.
Найдите свои сильные стороны и слабые. Научитесь извлекать позитивный опыт из негативных ситуаций и адекватно относиться к ошибкам. Признайтесь себе в том, что вы не совершенны. Простите себя за это. Записывайте в дневник свои успехи и свои ошибки.
Научитесь проходить через боль, страх (избегая боли, мы избегаем видеть вещи такими, какие они есть, легко предаваясь идеализации или обесцениванию).
Разработайте новую философию жизни, где будут базовые убеждения:
этот мир кем-то создан, мы здесь гости; важно научиться уважать этот мир;
здесь нет бесполезных вещей, если это создано, значит кому-то это надо;
не бывает глупых людей и умных, сильных и слабых…
Разработать свою философию, значит посвятить какое-то время важным вопросам жизни, таким как любовь, доверие, уважение, ценности, смыслы, душа и т.д. Дайте свои определения этим понятиям. Узнайте, что думали мыслители прошлого и настоящего по этим вопросам.
Выпишите, какие конкретные действия помогают вам реализовать такие важные вещи , как любовь, доверие и т.д. Своя личная философия дает человеку опору в жизни, помогает организовать свою жизнь в соответствии со своими , личными смыслами.
--
Автор статьи: Ештокина Евгения ( психолог)
=================
.
.
Свидетельство о публикации №121040100784