2. 4. Язык Разума. Kashf. Гата2. Иайят Хан

Vol.13 Часть вторая. KASHF. Проницательность. ГАТА 2. Хазрат Инайят Хан

2.4. Язык разума


Все, что человек выражает в своем искусстве, живописи, стихах, музыке, является воспроизведением ума. Не только это, но и его выбор, его симпатии и антипатии, его привычки - все это показывает, в каком состоянии он находится. Все, что человек говорит или делает, показывает линии, уже начертанные в его сознании. Не будет преувеличением сказать, что лицо человека - зеркало его сердца. Кажется, будто разум начинает говорить через каждую частицу тела. Поскольку голова является более преобладающим фактором, выражение человека больше всего говорит о состоянии его ума.

Несомненно, трудно дать определенное правило чтения этого языка, выраженного в лице, форме или движениях, но две вещи могут помочь человеку понять его: острое наблюдение для изучения человеческой природы и развитая интуиция. Тогда у человека появляется своего рода ключ к этому языку. Но если вы спросите его, он не сможет этого выразить. Из разных сочинений композиторов можно представить их характер, их жизнь и душевное состояние. Как в науке о звуке есть тон и обертон, так и в музыке определенного композитора есть чувство, которое присутствует вместе с музыкой. Только тот,  кто слышит ноты,  наслаждается музыкой. Тот, кто понимает смысл, знает ум композитора. Итак, стих - это душа поэта. Ведь поэзия - это не только поэзия, за ней стоит музыка. Только тот, кто читает стихи,  наслаждается поэзией. Но тот, кто постигает заложенный в ней смысл, наслаждается музыкой этой поэзии. Тот, кто задает себе вопрос, услышав определенное слово, увидев определенное движение, увидев определенное выражение лица, должен получить ответ от своей интуиции, сообщающую ему причину этого эффекта, который проявляется внешне. Таким образом суфий отправляется в путешествие во внутренний мир.

Перевод: Садананда Брамхачари


Рецензии