Мессир часть 350
Линии и фигуры в долине Наска
Приблизительно в 400 километрах к югу от Лимы, неподалеку от города Наска расположены долины рек Пальпа и Наска, пересекающие пустынную местность, именуемую Эль-Инхеньо. Эта негостеприимная пустыня, имеющая длину свыше 60 километров при ширине почти 15 километров, на местном языке называется «пампа». По ту сторону Анд, в Аргентине, слово «пампа» означает травянистая степь. Но на языках индейцев кечуа и аймара это слово используется для обозначения пустынной и ровной поверхности, не связанной с каким-либо типом растительности. Поэтому удивление Эриха фон Дэникена по поводу того, что «обитатели называют всю область пампа, хотя о растительности здесь не может быть и речи»128, необоснованно.
На темной поверхности равнины Эль-Инхеньо резко выделяются своей белизной ровные линии — метровые и километровые, местами густо переплетающиеся друг с другом, геометрические фигуры — треугольники и трапеции, а также изображения животных — обезьян, птиц, пауков, змей — и растений.
В поисках причин появления этих изображений нередко забывали о геологии. И напрасно. Зденек Кукал убедит нас в этом: «Эти линии и фигуры располагаются на неровных поверхностях, покрытых обломочным материалом. Они сложены осадками, принесенными водными потоками, устремлявшимися с гор. Впоследствии ветер выдул из них мелкий песок, и остался лишь грубый щебень. Иногда его называют пустынным булыжником. Щебень представляет собой обломки и кусочки изверженных горных пород, андезита или базальта, размером от нескольких миллиметров до метра. Щебень имеет темный цвет, поскольку покрыт примерно миллиметровым слоем пустынного загара, состоящего главным образом из окислов марганца. Напротив, рыхлые породы, сцементированные гипсом, так называемая гипсовая корка, лежащие под щебнем, имеют светлый цвет.
Линии и фигуры не нарисованы и не процарапаны в горной породе, а получились благодаря удалению щебня и, следовательно, обнажению светлой гипсовой корки, которая с течением времени гоже покрывается пустынным загаром, поэтому цветовой контраст постепенно ослабевает. Но в момент своего возникновения фигуры должны были светиться. Я убедился в этом, когда во время экспедиции в пустыню Наска попытался нанести новую линию. Мне это удалось быстро и легко — удаление щебня за край проводимой полосы не представляет ничего сверхчеловеческого. За несколько лет до этого таким же способом местный учитель с помощью 24 школьников за 12 часов «нарисовал» в пампе весьма приличную пятидесятиметровую рыбу. Пожалуй, больше, чем грубая и утомительная работа, требовалась в этом деле хорошая организация труда и определенные познания в геометрии»129.
Эрих фон Дэникен полагает, что «без современных механизмов и вспомогательных средств подобные работы заняли бы целые десятилетия. Они были бы попросту бессмысленными и бесцельными, если бы не были призваны служить знаками для существ, которые с высоты опустятся на Землю. Следовательно, остается лишь ответить на волнующий вопрос: зачем бы все это делать древним жителям Перу, если бы они не предполагали, что такие летающие существа действительно есть?»
Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны прежде всего выяснить, что за люди жили здесь когда-то. На протяжении нескольких тысячелетий охотники и собиратели проходили долиной реки Наска, одной из целого ряда долин, по которым воды с Анд, минуя перуанскую пустыню, устремляются к тихоокеанскому побережью. Постоянные поселения были основаны здесь лишь первыми земледельцами в период, относящийся примерно к 2500 году до н. э. Они выращивали кукурузу, ловили рыбу и морских звезд и занимались изготовлением различных инструментов, керамики и тканей. Процветавшие деревни два тысячелетия назад превратились в города, ставшие опорными пунктами центральной власти, распространившей свое влияние на весь край. Под ее руководством были возведены обширные ирригационные системы. Около 500 года н.э. насканская «империя» (ее жители были представителями так называемой культуры Наска) достигла наивысшего политического подъема и завоевала соседнюю долину реки Акари. И в культурном отношении насканцы были в это время на высоком уровне, ткали цветные ткани, изготовляли изящные керамические сосуды и миски. Они покрывали их рисунками в несколько красок, изображавшими разные бытовые сцены и сюжеты из мифологии, растения и животных (в том числе обезьян, привозимых из амазонских джунглей, раскинувшихся по ту сторону Анд), а также человеческие фигуры, держащие в руках головы побежденных врагов. На этой керамике встречаются и уменьшенные изображения тех рисунков, что расположены на равнине. Следовательно, нет сомнения в том, что авторы последних тоже относились к представителям культуры Наска.
И все-таки остается вопрос, каким образом люди смогли разрисовать такую огромную площадь. Быть может, сначала они наносили прямоугольную сеть на предварительный небольшой набросок, а затем использовали увеличенную копию той же сети для создания огромной картины в пустыне? Слабо различимые следы, напоминающие именно такие пересекающиеся под прямым углом направляющие линии, были обнаружены неподалеку от некоторых фигур.
Быть может, они руководили работой с воздушных шаров, наполненных дымом? Некоторые европейские миссионеры высказывали предположения, что южноамериканские индейцы располагали какими-то воздухоплавательными средствами. Сами насканцы оставили на одном из черепков рисунок, напоминающий мешок, наполненный воздухом; сохранились огромные костровые ямы поблизости от некоторых линий, которые могли использоваться для получения горячего воздуха; насканцы умели делать легкие воздухонепроницаемые ткани. Модель шара, изготовленного из реплик таких тканей, успешно поднялась в воздух в 1975 году.
Итак, остается единственный вопрос — для чего насканцы создавали свои огромные знаки.
Изображение паука на плато Эль-Инхеньо. Его длина 90 м, и нарисован он одной непрерывной линией.
Дорогами они, вероятно, не были, ибо в противном случае вели бы из ниоткуда в никуда. Такое предположение абсурдно и способно удовлетворить любопытство лишь некоторых наиболее простодушных современных обитателей долины. Но Эрих фон Дэникен приписал авторство подобного предположения археологам, что ошибочно и совершенно несправедливо.
Не были эти знаки и оросительными каналами, поскольку, во-первых, очень мелки, а во-вторых, не соединяются ни с какими источниками воды.
Не могли они быть и космодромами инопланетян, как полагал Эрих фон Дэникен. Обломочный материал и рыхлый песок под ним не образуют достаточно твердой основы для старта тяжелых космических кораблей; кроме того, космические корабли и приземляющиеся модули вовсе не нуждаются в каких-либо посадочных или взлетных полосах.
Не были эти знаки и «приманками», которыми «несведущие насканцы» приглашали к новому визиту добрых богов-космонавтов, как решил Дэникен позднее130, не были и, наоборот, «пугалами», с помощью которых насканцы пытались предотвратить повторный визит злых богов-космонавтов, как полагал Людвик Соучек131. Археологи не обнаружили ни в культуре Наска, ни в других культурах, более ранних или более поздних, никаких следов миссионерского воздействия инопланетян, безразлично, негативного или позитивного. Не обнаружили они в процессе скрупулезных и длительных полевых работ на всей территории долины никаких следов фундамента контрольной башни, никаких остатков инструментов, никаких обломков или других деталей. Если бы речь все-таки шла о космодроме, это был бы самый чистый космодром на свете. Давайте поверим археологам! Ведь поиски остатков и последующее их изучение — это их профессия.
Мы обратились за объяснениями к немецкому математику Марии Райхе, которая уже несколько десятилетий живет и работает в городе Наска132.
Вместе с выдающимся американским археологом Полом Косоком и другими специалистами я на протяжении многих лет занималась изучением и нанесением на карту большинства этих изображений. Я обнаружила, что большая часть линий и фигур лучеобразно расходится примерно от дюжины исходных точек, обозначенных небольшими холмиками или искусственными грудами камней, которые иногда соединяются с расчищенными прямоугольными или треугольными поверхностями — возможно, местами отправления обрядов священнодействия. В этих исходных точках можно видеть, что многие линии и знаки ориентированы на Солнце, Луну и некоторые звезды. Таким образом, это, вероятно, своеобразные обсерватории для слежения за движением небесных тел. Но доказать такое предположение нелегко, ибо восходы и заходы звезд на протяжении последних тысячелетий изменились для земного наблюдателя вследствие изменения местоположения Земли в Галактике.
К счастью, такие изменения, происходившие в прошлом, поддаются исчислению, что и является одной из важнейших задач нового научного направления — археоастрономии (или палеоастрономии), одним из основателей которого является Джеральд Хокинс133. Ему слово.
В долине Наска я провел три экспедиции, посвященные тщательному изучению рисунков с воздуха. Результаты, вошедшие в мою книгу «По другую сторону Стонхенджа» и содержащиеся в книге Тони Моррисона «Дорога к богам», показывают, что некоторые знаки были ориентированы на астрономические объекты: на Солнце в период солнцестояния, на восход или заход Луны, на одну либо две звезды в созвездиях Орион и Большая Медведица. Из этого я делаю вывод, что древние предки перуанцев проявляли большой интерес к фиксированию календарных небесных событий, так же как это делали обитатели Стонхенджа.
Астрономическое толкование знаков в долине Наска подтверждает и факт, что все народы доколумбовой Америки верили в то, что небесные тела могут оказывать влияние на земные события. «Эти индейцы постоянно наблюдали за небом и небесными явлениями, и это сделало их большими прорицателями», — написал один из испанских хронистов.
С таким объяснением соглашается и этнограф Вацлав Шольц134.
Для обитателей прибрежной полосы тогдашнего Перу было чрезвычайно важным наблюдение за поведением небесных тел и создание для этого календарной памятки. Ведь в этих краях природные условия на протяжении всего года практически одинаковы, поэтому здешним жителям необходимо было знать, когда выпадают страстно ожидаемые скудные осадки, когда по высохшим руслам течет с гор к морю живительная влага для орошения полей и для нужд домашнего хозяйства. Жрецы культуры Наска, вероятно, пришли к созданию некоего календаря, который они затем в огромном масштабе перенесли на плато Эль-Инхеньо. Это облегчило им задачу определения сроков подготовки почвы и проведения сева так, чтобы они совпадали со сроками прихода воды для орошения. В противном случае их подстерегали неурожай и голод. Фигуры и линии, нарисованные на земле, были для них в этом смысле относительно точным трудовым календарем. Например, восход Солнца в определенном вырезе горной гряды над изображением паука означал приход долгожданной воды.
Примерно в 200 километрах к северо-западу от города Наска, на полуострове Паракас в заливе Писко, «светится» на склоне, обрывающемся к морю под углом 24 градуса, изображение так называемого «трезубца». Его высота 128 метров, ширина 74 метра. Он вырезан в древних окаменевших песчаниках и сверкает от белизны соли, а не фосфоресцирует, как полагают некоторые сторонники палеоастронавтических теорий.
Изображение напоминает ствол дерева с тремя ветвями, покрытыми листвой и цветами. Мы не знаем, когда оно было создано, поскольку не обнаружено ни одного, связанного с ним археологического артефакта. Вероятно, это произошло где-то на протяжении первого тысячелетия н. э., когда в этой области ткались ткани с подобными мотивами. Мы не знаем даже, почему было создано такое изображение; на перуанских тканях деревья символизируют приход счастья. Согласно местной легенде, рисунок на склоне — дело рук христианской монахини. Верующие устраивают к нему ежегодные шествия, очищая его от наносов песка. Следовательно, верующие, а не какие-то тайные силы поддерживают изображение в таком состоянии, что при падении на него солнечных лучей оно сияет. Людвик Соучек, однако, полагает, что «речь идет, по-видимому, об огромном, весьма чувствительном и эффективном сейсмографе, сообщающем о колебаниях почвы... Весьма трогательной представляется мне в этой связи мысль о желании древних обитателей не пропустить момента сотрясения почвы при посадке космических кораблей инопланетян...»135.
Область залива Писко тщательно исследовал Вацлав Шольц136.
Объяснения местных жителей не основательны, равно как и трактовки Эриха фон Дэникена и Людвика Соучека. Речь не идет ни об опознавательном знаке, ориентирующем либо предупреждающем космонавтов-инопланетян, ни о сейсмографе. В прибрежной полосе Перу и Чили на скалах имеется множество подобных изображений — разнообразнейших фигур людей, лам, ящериц, а также орнаментов, относительно которых Эрих фон Дэникен утверждает, что их значение до сих пор не выяснено. Я сам в этих краях обнаружил более ста таких больших изображений. Мы изучали их вместе с видным чилийским археологом Лаутаром Нуньесом и пришли к следующему выводу. Изображения отмечают верховья и устья долин, в которых есть вода, тех долин, которые ведут к морю. В отрогах Анд долин множество, можно сказать, бок о бок одна с другой, но лишь в немногих из них есть вода, примерно в каждой десятой или двенадцатой. Поэтому древние индейцы те долины, что вели с гор к морю, к селениям на берегу Тихого океана, к населенным пунктам, постоянно контактировавшим с селениями в предгорьях Анд и на андском плоскогорье, отметили подобными огромными фигурами. Свернуть не в ту долину — значило неминуемо погибнуть от жажды.
Свидетельство о публикации №121040101748