Мессир часть 349
Наскальные рисунки в Кимберли, Северо-Западная Австралия. Аборигены из племени вороров рисуют подобные фигуры, которые они называют «вандьины», и сегодня; более древние изображения охраняют и подновляют. Рисунки являются частью их племенного культа.
Деталь наскального рисунка из Кимберли. Если современные «вандьины» не являются символическим изображением космических пришельцев, то нет никаких оснований думать, что иначе обстояло дело в прошлом. Можно смело предположить, что и в прошлом эти рисунки носили сугубо культовый характер.
Во-вторых, сандаве пытаются при помощи рисунков заручиться поддержкой во время охоты. Молодой мужчина, рисовавший антилоп куду, говорил, что у этих животных много хорошего мяса и что он видел нескольких таких антилоп в паре миль отсюда. На следующий день он отправился на охоту, но возвратился с пустыми руками. «Мои рисунки были совсем плохими, — сказал он, — поэтому я ничего не добыл».
В-третьих, рисунки как бы символизируют жертвоприношения духам клана, которые, по представлениям сандаве, живут в расселинах скал под камнями, вдали от жилищ. Рисунками они пытаются продлить воздействие этих жертвоприношений. Сандаве молятся своим духам и ищут у них помощи в ниспослании дождя или спасения от болезней. Духам они предлагают домашних животных и в качестве наглядного доказательства своей веры кропят кровью и содержанием желудка жертвы скалы неподалеку от того места, где живут духи. Поскольку следы жертвоприношения быстро исчезают, сандаве кажется, что духи требуют более надежного доказательства о принесенных жертвах. Тогда старейшина племени, руководящий ритуалом, рисует на скале изображение животного и свое собственное (это он имеет право сделать по традиции), дабы наглядно дать понять духам, что они должны быть признательны ему и его соплеменникам.
Впрочем, есть и иные причины, заставляющие сандаве рисовать: они изображают танцы, связанные с культом плодородия, фиксируют необычные роды, например рождение близнецов, рисуя новорожденных в виде взрослых людей, чтобы они выросли здоровыми и сильными, как на рисунке. Запечатлевают они и другие важные и неординарные события, например появление немецких солдат, намеревавшихся захватить территорию их племени. В данном случае рисунок преследовал ту же цель, что и заклинания перед охотой: если нарисуем оккупантов, то легко их выгоним!
Важно, что сандаве, как и вардаманы, рисуют на скалах по самым разным поводам и используют метод, очень далекий от фотографического копирования действительности. Изображая как животных, так и людей, они всегда прибегают к определенным условностям, в разной степени то приближаясь к реальности, то удаляясь от нее.
Составив представление о художниках первобытных племен, отправимся в некоторые широко известные области доисторического искусства.
В центре Сахары находится плато Тассилин, которое древние художники в период между 10-м и 1-м тысячелетиями до н.э. покрыли множеством рисунков. Здесь есть изображения огромных фигур, напоминающих людей, с круглыми одноглазыми головами, из которых торчат пять или шесть рогов, а также двух существ, похожих на шерифов с Дикого Запада, готовых вот-вот выхватить кольт.
Если рассматривать эти фигуры изолированно, то они выглядят странно и даже уродливо. Поэтому взглянем попристальнее не только на отдельные изображения, но и на все тассилинское наскальное искусство в целом.
В Жаббарене, одной из областей плато Тассилин, доисторические художники оставили на скальных поверхностях более пяти тысяч рисунков. Они создали здесь фигуру высотой в пять с половиной метров, которую специалист по первобытному искусству Анри Лот назвал «Великим марсианским богом», а также изображения нагих либо почти нагих фигур с круглыми головами; груди и гениталии некоторых из них указывают на то, что это женщины. Иногда на шарообразных головах древние живописцы дорисовывали рога (это могли быть либо антенны, либо прически), иногда вооружали фигуры луками, стрелами, копьями и дубинами.
В Сефаре рядом с огромными фигурами с шестью рогами поместили фигуры нескольких женщин с шарообразными головами, причем одни их них имеют два глаза, другие — один, третьи — ни одного. У существ с рогами не прорисованы лица. Возможно, это мужчины в масках.
Тассилинские художники использовали в своем творчестве все возможные стили, от почти сюрреалистического до натуралистического. Человеческим существам пририсовывали шарообразные, звериные и птичьи головы, с прическами и без; маленькие заостренные головки произвольно размещали по телу с правильными пропорциями отдельных частей.
Столь же разнообразно изображали и животных.
Некоторых, особенно домашних, рисовали весьма тщательно, так, как будто было очень важно точно воспроизвести все их основные черты. Вероятно, это было необходимо, скажем, в случае, если художник запечатлевал свой скот, а не чей-либо чужой. Современные африканские жители тоже очень точно могут описать приметы любой коровы из своего, иногда довольно большого, стада.
Наоборот, зверей они изображали либо с искаженными, либо с вообще отсутствующими частями тела: слонов с маленькими головками и тремя ногами, страусов с туловищем в десять раз большим, чем шея, скачущих лошадей с ногами, вытянутыми и вперед и назад, как на английской картине XVIII столетия.
Рисовали они и фантастических животных, например зверей с туловищем слона и головой антилопы.
Существовали ли такие создания? Большинство из нас сказало бы, что это вымышленные существа, нарисованные по определенным, сегодня уже неизвестным правилам людьми, которых интересовала не фотографическая точность, а нечто такое, что и они, и окружавшие их люди, и духи умели распознавать. Если этот довод справедлив по отношению к изображенным животным, можно ли его распространить и на изображенных людей? Вероятно, можно, поскольку в изображениях людей на плато Тассилин мы обнаруживаем ту же амплитуду стилей — от натуральности до полной стилизации, — что и в изображении животных. Только у людей несоответствия мы схватываем быстрее, так как речь идет о нас самих. Лишь в этом и заключается разница.
Художники, жившие на плато Тассилин, были не начинающими фотографами, а творцами. Они создавали свои творения в рамках определенных стилистических условностей, причем подчеркивали то, что было для них существенно, и оставляли в стороне прочие детали. И мы поступаем так же, когда, например, рисуем автомобиль: изображаем силуэт кузова и колеса, справедливо полагая, что остальные узнают в нем машину. Такова наша стилистическая условность. Свои условности были и у тассилинских художников. Широкий веер их «космонавтов» берет начало из человеческих форм. Однако их изображения не похожи на изображения «космонавтов» в Северной Австралии, Центральной Африке или Северной и Южной Америке. В чем же отличие тассилинских «космонавтов»? Это могли быть человеческие существа, одетые в совершенно определенную одежду, в масках и с соответствующими аксессуарами, запечатленные во время танцев или празднеств. Но что-то мы, разумеется, уже не в состоянии полностью понять.
Напротив плато Тассилин, на другом берегу Средиземного моря, в северной Италии есть горная долина Валь-Камоника, на склонах которой ее древние обитатели создали тысячи небольших рисунков. Они изобразили фигуры, напоминающие человеческие, с головами, окруженными подобием нимбов, которые соседствуют с людьми такого же вида и размеров, но только безволосыми. Люди с нимбами вокруг головы в основном заняты тем же самым, что и остальные. Некоторые машут пиками и щитами, а один восседает на животном, напоминающем лошадь. Изображены на рисунках и сцены из обыденной жизни: мужчина, бьющий по наковальне, две лошади (или быки), тянущие телегу на колесах, мужчины во время сражения и охоты.
Наскальные изображения различных фигур в долине Валь-Камоника, северная Италия.
Художники вместе с соплеменниками обитали здесь с 3000 года до н. э. вплоть до 16 года до н. э., когда сюда пришли римские завоеватели. Жили они в обычных домах, пользовались каменными и железными орудиями и глиняной посудой, остатки которых были найдены неподалеку от описанных рисунков. Занимались обычным сельскохозяйственным трудом, как и в любом другом месте в ту эпоху... и изображали свою жизнь на близлежащих скалах. Некоторые из них, вероятно, гордились своими «африканскими прическами» либо при определенных обстоятельствах носили маски. И почему бы им не быть обычными обитателями долины Валь-Камоника?
Верхнепалеолитические наскальные рисунки в пещере Альтамира, северная Испания. Бизоны и другие животные нарисованы красной, коричневой и черной краской. Для придания животным динамичности древний художник использовал неровности стен пещеры.
Сможем ли мы найти какие-либо следы влияния внеземных существ хотя бы у самых древних художников верхнего палеолита? Увы, и в этом случае нас ждет неудача. Эти люди по физическому и психическому складу были такими же, как мы, строили себе обычное жилье под открытым небом, а на стенах пещер рисовали в основном для того, чтобы на охоте им сопутствовала удача. Пещеры они освещали с помощью каменных светильников, в которых горел животный жир. Они сохранились на многих стоянках, в том числе и в пещере Ласко. Антропоморфные рельефы на камне или кости в пещере Ла-Марч (Люссак) выполнены с поразительной изобретательностью и напоминают карикатуры (аналогичные изображения встречаются и в других пещерах среднемадленского периода*, например в Габилуа). Мы, однако, должны были бы обладать слишком большой фантазией, чтобы увидеть в этих наскальных рисунках «совершенно современных людей, одетых в шляпы, куртки или шорты».* Мадлен — финальная культура палеолита большей части Западной Европы, получила свое название по стоянке Ла-Мадлен в Дордони.
Свидетельство о публикации №121040101740