Мессир часть 348
Происшествие в Джамбе
Если судить по письмам, приходящим от читателей, Икрянинский район нашей области оказывается одним из наиболее часто посещаемых НЛО. Вот одно из сообщений. 18 октября 1990 года житель села Джамба в двух километрах от дома увидел горящий камыш. Подойдя поближе, он сквозь клочья стелющегося дыма наткнулся на странный чечевицеобразный предмет темно-малинового цвета размером в поперечнике около 5 метров. Когда очевидец решил подойти поближе, "тарелка" взмыла вверх и исчезла. На этом можно было бы закончить описание этого мало чем примечательного наблюдения. Но последовало неожиданное продолжение.
Ровно через 14 дней, как утверждает очевидец, у него дома состоялась встреча с инопланетянами. Около 18 часов вечера прямо на глазах у изумленного хозяина стали проступать очертания двух фигур, похожих на человеческие, ростом около 1 метра 20 сантиметров. Когда процесс "формирования силуэтов" завершился и стали отчетливо просматриваться светящиеся белым светом фигуры непрошенных гостей, хозяину мысленно был задан вопрос и последовал следующий диалог:
- Что бы ты хотел узнать от нас?
- Хочу узнать наше будущее.
- Самое страшное для вас - это человеческое зло. Если это зло победите, то земная цивилизация будет процветающей, Если нет, то сами себя уничтожите.
Как утверждает очевидец, мысленно разговор с пришельцами длился около 10 минут. Но запомнилась только приведенная часть. Остальное из памяти выпало.
Скорее всего, оказалось "стертым" визитерами. Обычно недостающие звенья в таких случаях удается восстановить, введя потенциального контактера в гипнотическое состояние. И только с добровольного согласия.
Конечно, всяк волен описанную историю толковать по-своему. Мало ли кому что пригрезится... Но как объяснить следующее? Еще через 14 дней на ноге у хозяина появилась черная точка, которая стала быстро разрастаться. Нога сильно распухла. Обращения к врачам не помогли. Никто не мог даже поставить диагноз, в том числе и врачи г. Москвы. Не помогла и знахарка. Через 2 месяца опухоль на ноге стала сама проходить, пока не спала совсем. Но зато стали по всему телу появляться и быстро проходить гнойники. Что еще можно добавить? Может, это имеет какое-то отношение к изложенному, а может, и нет...
Рассказавший эту историю житель Джамбы поселился в своем доме сравнительно недавно, этот дом длительное время пустовал, так как у местных жителей он пользовался недоброй славой. И последнее, В этих местах жители часто наблюдают непонятные светящиеся летающие шары. А с 1990 года из ближайших сел Боркино, Восточное и Карабулак стали, как рассказывали местное жители, безвозвратно исчезать люди...
Произведения искусства
Доисторические наскальные рисунки, огромные фигуры в долине Наска и других местах Земли, рельефы на саркофаге в Паленке окутаны тайной. Какие загадки хранят они: отражают визиты инопланетян на Землю или «всего лишь» сложную духовную жизнь их создателей — людей?
Наскальные рисунки рассказывают...
По всей нашей планете разбросаны натуралистические, сюрреалистические, реалистические и абстрактные рисунки, рельефы и другие художественные произведения, создававшиеся с эпохи палеолита и до наших дней, что-то отражающие, что-то сообщающие, что-то означающие. Но что? Всегда ли мы понимаем искусство своего времени? Многие ли из нас в состоянии объяснить творчество Пабло Пикассо, Сальвадора Дали, австралийских аборигенов или кровожадных африканских дикарей? Конечно, мы можем, рассматривая какие-то картины или предметы, высказать свое мнение об их значении, но, вероятно, единственный способ постичь истину — спросить самих создателей. А потому не бессмысленно ли рассуждать о значении доисторического искусства?
Нет, сколь бы сложным это ни казалось.
При этом мы опираемся на аналогии, а такой способ мышления предполагает, что если предметы или обстоятельства действия соответствуют друг другу некоторыми своими качествами, то, как правило, общими у них оказываются и другие характеристики. Подобное предположение, впрочем, может оказаться и весьма обманчивым — некоторые очень ядовитые грибы похожи на съедобные, но быть беде, если употребить их в пищу. Для китайцев символ печали — белый цвет, а японцы полагали, что на европейских портретах изображены только умершие люди — они не знали нашей условности передавать тень темным цветом. И все-таки аналогия — единственный метод для наших исследований, и, если не забывать о его подводных рифах, метод достаточно надежный.
Если учесть различные мнения, высказываемые современными художниками того или иного племени о наскальной живописи, мы получим определенное представление о возможных побудительных мотивах, проясняющих доисторическое наскальное искусство. Но при этом необходимо рассматривать искусство данного региона во всем его контексте.
Единственное, чего нельзя допускать, если мы хотим прийти к более или менее достоверному выводу, это вычленение одного или двух произведений и изучение их изолированно от остальных. В противном случае мы, по существу, искали бы нужный ответ еще до постановки вопроса. Если по поводу некоторых рисунков мы хотим сказать, что они изображают нечто необычное, мы должны сначала доказать, что изображенный сюжет действительно является чем-то необычным. Кроме того, мы должны подтвердить, что эти рисунки точны в своих реалиях и, наконец, что они создавались с заранее поставленной целью, а не являются результатом лишь определенной художественной традиции, которую мы произвольно трактуем как нечто иное.
Например, доисторические космонавты на доисторических рисунках должны были бы выглядеть совершенно иначе, чем обыкновенные доисторические люди. Было бы естественным ожидать, что эти космонавты окажутся похожими друг на друга на рисунках во всем мире. Ведь похожи друг на друга советские и американские космонавты.
Сопоставим теперь эти размышления с действительностью.
Эрих фон Дэникен полагает, что наши «простые и примитивные предки» поклонялись внеземным космонавтам как богам, населяющим далекие планеты. Они изображали их в шлемах (часто с антеннами) и одеждах, напоминающих космические скафандры. Такие рисунки (чей возраст колеблется от нескольких столетий до нескольких тысячелетий)
обнаружены на плато Тассилин в Сахаре, в долине Валь-Камоника в Италии и во многих других местах; к ним Дэникен причисляет даже рисунки и рельефы, относящиеся к верхнему палеолиту: «К наиболее интересным следует отнести доисторические наскальные рисунки в Люссаке, во французском Пуату. На них изображены совершенно современные люди, одетые в шляпы, куртки или шорты. Аббат Брюль удостоверил подлинность рисунков, и его заявление в одночасье разрушило всю систему знаний о доисторической эпохе. Чьи руки держали резец, украсивший эти скалы? У кого хватит фантазии представить себе закутанного в шкуры пещерного человека, наносящего на скальную поверхность фигуры XX столетия? Самые замечательные рисунки, относящиеся к каменному веку, были обнаружены в 1940 году в пещере Ласко на юге Франции. Вид картинной галереи, потрясающей своей свежестью, пластичностью и сохранностью, неизменно порождает два настоятельных вопроса: как освещалась пещера во время нелегкой работы доисторического художника и почему именно ее стены оказались украшенными столь потрясающими картинами? Быть может, те, кому эти вопросы кажутся глуповатыми, помогут нам разрешить некоторые противоречия? Если люди каменного века были примитивными и дикими существами, как тогда они смогли создать на стенах своих пещер такие потрясающие картины? Если же пещерный человек мог создавать такие произведения, почему он оказался не в состоянии возвести постройку, дающую кров над головой? Умные люди признают за животными древнюю, насчитывающую миллионы лет способность строить гнезда и норы. А вот тогдашний Homo sapiens, умевший то же самое... вероятно, не вписывается в нашу систему представлений...»127.
Отвечать на вопросы Дэникена мы начнем в пещере неподалеку от одинокого селения Деламир в австралийском штате Северная территория, в которой находятся изображения двух огромных людей. Одна фигура достигает четырех метров, вторая — чуть более двух метров. Обе облачены в плотно прилегающие одежды, имеющие вертикальную застежку (напоминающую нашу «молнию»); «молнии» разного направления имеются на их одежде и в других местах. У обоих на ногах мощные ботинки, руки упрятаны в рукавицы, напоминающие варежки и составляющие единое целое с одеждой. У меньшего на голове круглый шлем с защитными очками и короткие антенны (или уши?), торчащие из головы. Левой рукой он прижимает к себе оружие, похожее на базуку. У большего оружия нет, но зато над головой возвышается отчетливый купол, а на нем координатная сеть светящихся проводов, напоминающая сложное радарное устройство личного пользования.
Штат Северная территория никогда не подвергался нападениям людей, вооруженных современным оружием. Не приземлялись здесь по ошибке ни американские, ни советские космонавты, которых кто-либо из местных жителей мог бы увидеть и нарисовать. Поэтому эти рисунки, безусловно, очень древние и изображают космонавтов, приземлявшихся здесь в доисторические времена и настолько поразивших аборигенов, что те отразили их визит в наскальном рисунке, возможно, в увеличенном виде.
«Молниевые братья». Рисунок в пещере у селения Деламир, Северная Австралия. Больший брат ростом 4 м, меньший — свыше 2 м. Их нарисовал примерно в 1930 г. старейшина племени вардаманов.
Такая интерпретация, несомненно, логична и возможна — фигуры напоминают нам космонавтов, одетых в космические скафандры и вооруженных современным оружием. Но являются ли они таковыми в действительности?
В 1956 году в Деламир отправился этнограф В. Арндт. Он беседовал со старейшинами племени вардаманов, на территории которого находится пещера и которому принадлежат «молниевые братья» (так называют изображение аборигены). Информацию, постепенно собранную о рисунке, он проверил в беседах с местными жителями, в том числе повторно, спустя несколько лет. Свидетельства разных людей, полученные в разное время, совпадали.
«Молниевых братьев» из Деламира рисовал на протяжении почти 15 лет старейшина племени по имени Эму Як. Сначала он создал картину в своем воображении, а потом в свободное время наносил ее на скалу при активном участии других старейшин племени, которые, таким образом, существенно повлияли на некоторые детали изображенного.
Каждая деталь картины обладает определенным смыслом, а все вместе они передают сложное повествование. Мужчины — это братья из одного племени, вступившие в спор за женщину. Меньший — супруг этой женщины, больший — симпатичный молодой человек, ухаживающий за ней. Оба вступают в схватку, причем меньший пользуется каменным топором, который он держит так, как это предписывает традиция, то есть слева под мышкой.
Ягдядбула не только выше ростом, но у него и более сложная прическа, черная и белая, как грозовая туча, и более длинный пенис, что символизирует его силу и сексуальную притягательность. У Тябуинди пенис короче, а прическа отсутствует. Поэтому он сексуально менее привлекателен. Зато у него могучие ноги и лодыжки. Когда он затопал ногами, чтобы разогреться перед схваткой, раздались раскаты грома.
Черную краску, цвет силы, Эму Як использовал для выделения некоторых частей тела: ушей, глаз, локтей и подмышек. Глаза и уши выделены для того, чтобы в ходе поединка противостоять громам и молниям. Подмышки — поскольку источают сильный запах. Черные крепления «застежек-молний», пересекающих туловище в нескольких направлениях, обозначают позвоночник и плечи, соединенные с пенисом. Ведь большая сексуальная активность требует крепкого позвоночника и мощных плеч, поэтому оба брата должны быть в сексуальном отношении изображены весьма наглядно, если уже они затевают такое страшное сражение из-за женщины.
Но почему же Эму Як решил нарисовать братьев с круглыми лицами, без ртов и шей? В научных сообщениях Арндта и других исследователей мы не обнаружили никаких объяснений. Предположение о том, что, быть может, Эму Як стал свидетелем приземления в Северной Австралии в 30-е годы (когда создавалась картина) пары космонавтов, абсолютно неприемлемо. Зачем ему было бы скрывать такой факт? Более того, если посмотреть на другие изображения человека в этой местности, мы увидим, что ни одно из них не является абсолютным фотографическим отражением живой действительности: изменены пропорции, фигуры как бы скованы, у некоторых увеличены половые органы и почти все в той или иной мере стилизованы. Короче говоря, они напоминают скорее рисунки современных карикатуристов, сознательно утрирующих некоторые характерные черты, с тем чтобы мы сразу узнали изображаемое лицо.
Австралийские художники тоже сосредоточивались главным образом на самых красноречивых чертах и качествах. На картине, изображающей «молниевых братьев», речь идет о сексуальной драме и схватке между мужчинами, поэтому Эму Як и его советчики подчеркивали те части тела, которые воплощают в себе сексуальность и страстность, остальные же либо не изображали вовсе, либо изображали схематично.
Существует масса примеров подобной трактовки наскальных рисунков и в других частях света. Да и в самом австралийском штате Северная территория есть, например, множество изображений мужских и женских фигур, в локтевые, плечевые, коленные и другие суставы которых воткнуты наконечники копий с многими шипами. Головы, как правило, имеют некое подобие маски без каких бы то ни было черт, тогда как половые органы подчеркнуты. Это магические рисунки: если мужчина или женщина находятся в недозволенной сексуальной связи, то оскорбленный супруг или родственник пытаются использовать такие изображения для магического воздействия. Они верят, что живые грешники будут испытывать страдания нарисованных фигур и в конце концов умрут. Поэтому важные, по их мнению, части тела — суставы и половые органы — на рисунках четко выделены, тогда как менее важные либо отсутствуют, либо едва намечены.
Следующую информацию о наскальном искусстве мы обнаруживаем у племени охотников и пастухов сандаве, которое живет в Танзании в Центральной Африке. Сандаве чаще всего изображают животных и людей с круглыми головами, напоминающими шлемы космонавтов. Рисовать их побуждают три обстоятельства.
Во-первых, рисуют дети, которые в играх часто копируют наскальные рисунки, причем, как правило, не слишком усердно. Иногда дети изображают своих соплеменников. В одном месте они несколько раз карикатурно воспроизвели археолога, изучавшего в их местах наскальное искусство.
Свидетельство о публикации №121040101732