Усть-Ижора. Вокруг Невской битвы
На синем небе яркое солнце, создающее ощущение всеобщего праздника. Все здесь, церковь, многочисленные памятники, дома и деревья дышат именем знаменитого полководца. Весенний, рыхлый как губка лед напоминает о легендарном Ледовом побоище на Чудском озере, а здесь, в устье Ижоры, все говорит о Невской битве со шведами.
Александр Невский давно снискал себе особое уважение потомков, о нем написано немало исторических материалов и художественной литературы. И все же, стоит признать, что перед нами образ князя, которого мы почти не знаем. Слишком мало о нем достоверных сведений. Историки до сих пор спорят о годе его рождения, матери, мы не знаем, как он выглядел. В оценках личности князя, его военных побед и государственных дел часто опираются на противоречивые сведения из летописей. В числе наиболее важных источников обычно называют литературный памятник «Повесть о жизни и о храбрости благоверного и великого князя Александра», вошедший в историческую литературу как «Житие Александра Невского».
В этом документе нет ни капли вымысла и неправды. У средневекового человека, читавшего его, никогда не возникало сомнений в его достоверности. Но это был далекий от нас XIII век и другое восприятие мира. На заре своей юности мне уже доводилось изучать битвы князя Александра Невского по курсу военного искусства. Успехи русского воинства объяснялись там исключительно полководческим талантом князя, их отвагой и решительностью. О помощи небесных сил здесь уже никто не вспоминал. Мы хорошо знали, что орден Александра Невского, упраздненный вместе с другими царскими наградами, был заново утвержден 29 июля 1942 года. Это был совершенно другой, боевой орден. Им награждали красных командиров от дивизии до взвода включительно «за проявленную инициативу по выбору удачного момента для внезапного, смелого и стремительного нападения на врага и нанесение ему крупного поражения с малыми потерями для своих войск».
Сегодня значение и масштаб военных побед Александра Невского кому-то кажется несколько преувеличенным. Обращают внимание на небольшое количество участников минувших событий и незначительные русские потери в Невской битве. Сюда следует добавить, что шведские источники не упоминают ее совсем, в то время как о легендарном Ледовом побоище сохранилось пять прибалтийских немецких хроник XII-XVI веков. Можно предположить, что Невская битва 1240 года была неизвестна шведам по причине своей малой значимости. Тогда нужно называть и другие причины. В Швеции того времени отсутствовала письменная запись событий, аналогичная русским летописям. Если рассматривать другие русские источники, то и в Ипатьевской летописи тоже нет упоминания о Невской битве, а Лаврентьевская летопись описывает ее очень кратко и в 1263 году. Вернее предположить, что Невская битва действительно была, но детали этого события описаны мало, и остается значительное количество вопросов, ответы на которые уже никто не даст. В таких случаях, каждый делает свои выводы самостоятельно.
Спустя почти восемь столетий для археологов оказалась невозможно отыскать точное место и какие-либо следы легендарных сражений. Береговая линия в таких местах имела изменчивый характер. За прошедшие столетия реки не раз сменяли свое русло, а возникавшие болота поглощали выходы коренных пород и валуны, когда-то служившие летописцам ориентирами. В конце концов, многие историки пришли к выводу, что вопрос о деяниях Александра Невского - это вопрос нашей веры. Действительно, что-то в нашей жизни нужно принимать именно таким простым образом.
Предположу, что в истории древней Руси было немало достойных князей, совершивших похожие, а возможно, более значимые ратные подвиги. Другое дело, что они были оценены потомками иначе и совершенно не дошли до нас. Верховные правители любили сравнивать себя с известными историческими фигурами, сверять по ним собственные дела и поступки. В период наибольшей опасности для страны обращение к отечественной военной истории, великим полководцам прошлого и их победам способствовало мобилизации нации. Сказания о героических предках вдохновляли на подвиги. Похоже, что кому-то для этого приходилось заполнять возникавшие пробелы в отечественной истории, а иногда откровенно переписывать ее на крутых поворотах. Можно утешить себя тем, что так с ней поступали везде и во все времена.
Люди из простого народа всегда нуждались в заступниках. Были ли такие рядом? Безусловно, да. Вера в них не остыла даже сейчас. Потребность не исчерпана. Предания о них передавались из уст в уста многими поколениями. Этих героев наделяли качествами, которые хотели видеть. Что ни говори, а в дошедших до нас летописных и иных источниках многое строилось на соединении реальных исторических фактов с мифологией, субъективным представлением об этих событиях. Образно говоря, слово неизвестного нам автора облекало голый скелет обозначенного исторического события живой плотью и кровью, перед нами появлялись сцены из прошлого, образы и человеческие характеры. Был ли он очевидцем или излагал чей-то вольный пересказ уже не так важно. В любом случае его создатель сегодня оказывался ближе к исторической правде.
Россия вела изнурительную двадцатилетнюю Северную войну со Швецией. Уже в 1703 году на отвоеванных землях царь начал строить Петербург, а в 1710 году приказал заложить в нем монастырь у места впадения Черной речки (ныне Монастырка) в Неву. Посвящение строившегося монастыря святому князю Александру Ярославичу Невскому объяснялось тем, что именно в этом месте, как тогда считалось, князь одержал победу над шведами в Невской битве 1240 года. Учитывая, что обитель возводилась в разгар войны со Швецией, историческая перекличка этих событий была весьма показательна. Посетив монастырь 29 мая 1723 года, Петр I повелел перенести сюда из владимирского Рождественского монастыря мощи князя Александра.
По другим данным в устье реки Ижоры еще в XIII веке была воздвигнута деревянная часовня, обозначившая место Невской битвы 1240 года. По указу царя в 1711-1712 годах здесь поставили деревянную церковь святого Александра Невского. Незадолго до своей смерти, именно, «...в Усть-Ижоре Петр I, встав на колени и тем самым воздав почесть святому князю, встречал мощи Александра Невского, которые водным путем перевозили в Петербург». Останки князя прибыли в новую столицу 30 августа 1724 года. С тех пор святой Александр Невский стал небесным покровителем Петербурга.
Сегодня храм в Усть-Ижоре привлекает своей строгой классической простотой и основательностью. Рядом с ним погост с часовней святого князя Александра Невского и мемориал павшим защитникам Ленинграда. Передний край обороны проходил всего в десяти километрах от поселка. Вот она, та правда, которую принимаешь без малейших колебаний. «Не в силе бог, а в правде», - завет полководца, которому были верны многие поколения наших соотечественников, надевших в суровый час на свои плечи военные погоны. Молитва святому благоверному князю Александру, поминание в храме за упокой и пожелание здравия своим родным и близким. Теперь можно спокойно идти дальше…
Ижора узка, но по-прежнему судоходна, а у широкой Невы течение величаво и спокойно. Обе они встречаются здесь, как две степенные зрелые женщины, чтобы раскланяться и дальше отправиться уже вместе. Мы идем через узкий пешеходный мостик на правый берег Ижоры, где по последней версии в 1240 году состоялась битва со шведами. Кое-где еще сохранились кирпичные здания прошлых столетий. Было бы больше, да почти все разрушила минувшая война. В одном из них теперь находится музей с рисованной диорамой Невской битвы, интереснейшей в своем роде. Здесь сразу же напомнят, что дом этот старинный. «В нем, между прочим, раньше была ямская станция, и Пушкин здесь тоже однажды останавливался…» Да и чего еще не расскажешь прибывшему путнику? К этому времени ему и лошадей новых подадут…
Музей сравнительно невелик, но обладает многими прелестями заведения культуры такого рода. Здесь ты с необыкновенной легкостью перебираешься из одного времени в другое. Выглянув из окна музея, замечаешь пригорок, где прежде находилась петровская фортеция - летняя крепость Петра. Один из небольших залов знакомит тебя с традиционным ижорским бытом. Лапти, самовары с трубой, различная посуда, хомут для лошадей, чугунные утюги, прялка - все это умещается на крохотном пространстве, словно в настоящей деревенской избе. Ты прикасаешься к ним и ощущаешь под своими пальцами тепло рук многих сотен людей из незнакомого времени…
Скажите, давно ли вы держали в руках русский меч, исполненный по образцам XIII века? Тогда еще раз рискните, и наденьте на себя боевой шлем с гнутой стрелкой по линии носа. Ощутите своей шеей всю его кованую тяжесть и представьте, что вам еще нужно сесть верхом на коня, взять в руки тяжелое копье, а потом ринуться в бой, навстречу грозящий смертельной опасности. Потом снова перечитайте на эту тему летописные источники. С огорчением понимаю, что к такому ратному подвигу своих могучих героических предков совершенно не готов.
Зато приятно удивила моя семилетняя внучка. Едва прикоснулась она к выложенным в зале реконструкциям боевого оружия, как у нее вспыхнули глаза. Сразу почувствовала себя настоящим солдатом, даже походка и поведение изменились. Все принималось по-настоящему. Нет, для нее это была уже не игра, не детская забава...
Раз за разом, следуя подробному рассказу экскурсовода, лучик света послушно выхватывал на полотне диорамы маленькую конную фигурку князя Александра, ведущего свое войско на врага. Вот так, тихо и без суеты у наших детей куются настоящий патриотизм и любовь к Родине. Пусть уже завтра многое из этого будет забыто, но потом, наверняка, что-то обязательно вспомнится и поможет найти правильный ответ, сделать в жизни нужный выбор…
Свидетельство о публикации №121033106780