СЧЕТ

Партия ХАРУФА* (рассказ Тади...джик (а) всіх)

(Отрывок из "Поймать Змея)Аркадиа-Верра


Я пиришель на адин сабираний, киде фсье биль много много мудрий от мня. Я сматрель   многа багатсви карасивый как питица халат белестит страшно! Фсье драгаценный камень на себя взяль и...сияет...

После , однако взял древний этот Бо(н)га(*) и...напустил многа многа белый туман...И тут..(!)
    адин самый карасивый Харуфима взаль деревний Аксакал  и...выгналь   от этава сабраний !

-Пачему, чито случись?,- спрашивать я,- М ? Мине отвечать:

-Он хочет быть как и сам Белый борода- Бог- Аксакал.

-И Фсьо?,- кател спрашиват я, но...промолчаль, как мине учил мой атец и  Мам...м.

Прошло время...я снова пиришель на высокий сабраний киде быль Белый борода- Бог - остальные...тихий и послушный как овци с адин баран.

-Харуфа? (вижу кого?) -гаварить Акысакал

-О великий и всемогущий, мы все здесь твои послушные и переданный слуги

-Харуфом?( доволен) Кем?)-сыпрашивает  Акисакал с Белый порода,-харуфам мне?!( подойти к кому ?) ,- сапсем рассердилься  Акысакал.

А фисье его авца тихо стали  прижиматься адин ки  другой , испугалься, что Он подойди к кому из них  и...выганять тожа!

-Нет никого?,-  в последний раз сыпрашивать самБог-Акысакал,-
Ну тада заходите все!

Тут Двери рапахнулись и ...(!)вошли блистательные Харуфимы, которых прежде Бог изгнал из свой палат-малат.

-Как?! Почему!? -стали блеять овцы сАллаха, Акысокола  то есть,-Ты с Этим Херуфимами снова сидишь  великий Пир  творишь, Господин наш?!

-О,- удивился Херуфим , неужели вы меня видите ? Надо же, а когда  меня послали в открытое поле , на голую землю подальше от дворца, все вы , которые прежде меня радостно приветствовали, обнимали , целовали и ловили каждое мое слово  разбежались словно тараканы или сидели опустив глаза - искали что-то под своими креслами делая вид , что сильно заняты или писали что на своих коленях подделывая счета !

-Но почему Госопдин АкиСокал-высоко сидит -далеко глядит-вмиг настигает?
 Он же твой враг,   сатан надстоящий и сейчас он говорит не правду про нас  и наши коленки!

-А вы кто?,- спросил Деревний Акысакал. Чито я ни сделаль- фсЬо караше для вас?! Я сабаку сделаль- он лает кусает вас- вам караше. Я море сделаль- вода теплый манит к себе белестит на сонце  и подлуной нежно обволакивает вас, а там...АКУЛА! Но вам все равно хорошо. Я самых ядовитых гадов на земле сделал а вам все-равно хорошо! Вас комар кусает, моль ест вашу шерсть, а вам опять хорошо!

Только мой  верный Харуфим мог противостоять мне и сказать -НЕТ! Вслед за ним вы прогнали из своего собрания всех его друзей - и они примкнули к нему в открытом Море! Так с кем же мне сидеть за одним столом, как ни с равными себе?,- ответил им Белобородый  господин.Разве есть на свете хоть один Господь, который откажется от такого флота?!

Иди сюда дарагой, дай я Тибя ибниму!,- воскликнул  начальника фсьех Харуфимоф. А сам тиха так сипрашиват:

- Ты расширил границы моего царства?
-Да, мой господин,- отвичаль Харуфим,- дошли мы до  самой реки По , потрясли Париж , крылья твоего орла распростерты от одного моря до другого.



                ПО
 
...И овцы пошли пастись в то поле, которое засеял для них  Великий Харуфим и его товарищи костями многих и многих ...

                ***

И был у низ адин пастух...который называля Петер...Камень то-есть.., ну на нашем , арабском языке- это СЧЕТ называется.

И стал Этот Камень овец считать...Раз посчитал!... Дыва посчитал...

В опчем эта быль бремя каторый называеся "Время разбрасывать камни", потом он

Три по...

-А  на третий- ошибся,- прервал меня ХаРуфЬ , потянув за ухо.Ты кто такой?,-спрашивает и берет мой записка каторый я писаль дыля вас, мой дорогой читатель! Пасматрель небрежна мой каракуль и...далЬ сматреть свой писарь, каторый называется...Но я об этам после расскажу. В обчем Атвичай гаварит. Я и ответиль:

-Аз?...(г)Адам, чта  чловек сем(серб.)

-А...ты все еще думаешь, но не знаешь?,-ответил ХаРуфим и проницательно  посмотрел мне в глаза. Ану,- говорит,- я сейчас буду тебе показывать всех, кто в моем царстве, а ты назови их. И стал показывать...

-Так это же упрямый Осел, мой господин,- ты ему говоришь - иди , а он стоит на месте.Ты ему говоришь стой, а он бежит за чужой морковкой!

-Так...хорошо,- улыбнулся ХеруФим,- а это кто по твоему?



-Ну...это же и дураку понятно- Волк в овечьей шкуре.Баран сожрал  и под шкурой притаился.

-Вот как?,- пристально посмотрел в сторону Волка  Херувим,- ну Х...хорошо.. , а кто они по-твоему? Говори.

-А эта талята ( три по аарабски) фьсегда будут вместе -неразлучной Троицей У них одна голова хорошо, а три лучше.

-Да?,- внимательно посмотрел Херувим на троицу,- ну...хорошо, а кто это по-твоему, болтун?

-А это,- печально ответил я,-это Пчела** трудолюбивая и..опасная.И есть у Деборы свое число, которое определяет степень текучести . Но... что стоят труды всей ее жизни с точки зрения того, кто съест эту ложку меду, которую ей удается собрать в течении всей своей жизни...?,- ответил я и стал вырезать свирель  из камыша.

-Ну...хорошо,- сказал Херувим , и прилег рядом глядя на мою работу,- А вот, она..скажи мне , кто это?

-Это..? Ну это Рыбка Золотая, мой господин, такую Ребекку голыми руками не возьмешь, знаете ли, ну разве что Вам сильно подфартит и вы ее,как Удачу поймаете за...хвост!,- воскликнул я глядя на такую красавицу, что аж...Но мне смотреть на таких  рыбок не положено, ведь я житель Священной рощи, а там.., - улыбнулся я.)

-Очень хорошо! ,-засмеялся  мой Господин,заметив мою загадочную улыбку, и ...оставил меня в своем саду, а сам отправился в Свадебное путешествие по морю  са свой Золотой Рыбекой...)

Вах...и нам фисем кароший настроения жилаю Весна усе таки!)

Привет!
Привет от голубого неба!
Привет от солнечного дня!
Привет от тающего снега,
От света радостного дня!
От ветра,что вишневым цветом
Вуалью вьется средь кудрей
От света, солнечного света,
Что ждали столько зимних дней!
Дышу красою, наполняюсь,
Взлетаю с ветвями  весны!
Не нагляжусь..! И удивляюсь
Я миру вешней красоты.
© Copyright: Аркадиа-Верра, 2016
Свидетельство о публикации №116030508057


                ИОРДАН



Ама тольки я успел вздохнуть весенний ветер как...! У мине возник огромный Каменый гость!  Бабах и наступил на мой бамажка копытом сваго коня!

-Ты...ты кито ?,- сыпырашшиваю....

-Не кито, а Коллеони, Авентинен, и перестань кривляться! Говори со мной как подобает (Вин)ценоману*!


Я ...перестал дрожать всем телом как осиновый лист и встал перед ним в полный рост.

-А...так ты Инсурб**?,- произнес Коллеони и, подняв своим копьем мою рукопись уставился на меня. Ну...и в чьих же водах ты крестился?

-Я посвящался Иорданом***.


- Писака старый Иордан...Источник "верный"..?
 Был ли пьян Атилла , сам то скажешь что?

-Ты возврати мое копье , а там поговорим ключом
 Пролью что хочешь я стихом

-А что до прозы?

-Это я оставлю для пера Орла.

                *


...С поклоном, Ваш...Все, господа.



                --------------------------


В 410 году вестготами был взят Рим, а 4 сентября 476 года вождь германцев Одоакр заставил последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа отречься от престола.

Таким образом завершилось многовековое владычество Рима. Восточная часть Римской империи с центром в Константинополе существовала ещё 977 лет — до падения в 1453 году.


Единственное государство в истории человечества, которому принадлежало всё побережье Средиземного моря. Хронологические рамки существования Римской империи охватывают период времени с правления первого императора Октавиана Августа до раздела империи на Западную и Восточную и последующего падения Западной Римской империи, то есть с 27 года до н. э. по 476 год.

Иордан (дата рождения неизвестна — после 551, Византия, лат. Iordanes или Iordanis) — готский историк VI века, иногда неправильно называемый Иорнандом.

Периодизация истории Римской империи различается в зависимости от подхода. Так, при рассмотрении государственно-правового устройства обычно выделяется два основных этапа:

1. Принципат — форма государственного устройства, сочетающая республиканские и монархические черты (где под прикрытием республиканских органов власти на самом деле была военная монархия), существовала в I веке до н. э. — III веке н. э.


2. Доминат (284—476) — политическая система, более близкая к монархии. Внутри периода можно выделить следующие этапы:

а) Правление Диоклетиана и Константина I — формирование системы домината, административные, военные и социально-экономические реформы (284—337)
б) Империя IV века н. э. — достаточно стабильное существование системы, тенденция к политическому размежеванию западной и восточной частей империи (337—395)
в) Окончательное разделение империи на Восточную и Западную (395—476)


объединение античного мира на почве христианства, торжество которого над язычеством наполняет IV век.

На протяжении V века Рим неоднократно подвергается нападениям со стороны варваров, которые в 476 году навсегда уничтожат классическую римскую цивилизацию.


Иордан (дата рождения неизвестна — после 551, Византия, лат. Iordanes или Iordanis) — готский историк VI века, иногда неправильно называемый Иорнандом


Дата окончания истории Римской империи дискуссионна. Для Запада обычно называется 476 год — год смещения императора Ромула Августула, или 480 год — год смерти Непота, последнего юридически легитимного императора. Для Восточной империи, государственность которой просуществовала, изменяясь, ещё около тысячи лет, называются даты: конец V века, 610 год, 1204 год, 1453 год и другие.


... в Римской империи произошёл самый важный по своим последствиям переворот — объединение на почве религиозной (см. Зарождение христианства в Римской империи). Переворот этот подготовлялся уже на почве язычества посредством соединения богов в общий пантеон или даже путём монотеистических представлений; но окончательно это объединение совершилось на почве христианства. Объединение в христианстве вышло далеко за пределы политического объединения, знакомого античному миру: с одной стороны христианство объединяло Римского гражданина с рабом, с другой стороны — римлянина с варваром. Ввиду этого естественно возник вопрос, не было ли христианство причиной падения Римской империи. Рационалист Гиббон в XVIII веке разрешал этот вопрос в безусловно утвердительном смысле. Правда христиане, преследуемые языческими императорами, были нерасположены к империи; правда и то, что после своего торжества, преследуя со своей стороны язычников и дробясь на враждебные секты, христианство разъединяло население империи и, призывая людей из мирского царства в Божье, отвлекало их от гражданских и политических интересов.


Искусственная тетрархия Диоклетиана продержалась недолго; цезари не имели терпения мирно дожидаться своего возвышения в августы. Ещё при жизни Диоклетиана, ушедшего на покой в 305 году, разразилась война между соперниками.

Провозглашённый британскими легионами в 312 году цезарем Константин разбил под стенами Рима своего соперника, последнего ставленника римских преторианцев, цезаря Максенция. Это поражение Рима открыло путь к торжеству христианства, с которым был связан дальнейший успех победителя. Константин не только дал христианам свободу исповедания в Римской империи, но и признание их церкви со стороны государственной власти. Когда победа при Адрианополе в 323 году над Августом востока, Лицинием, избавила Константина от последнего соперника, христианская церковь стала новым подспорьем его единодержавия. Заменив тетрархию Диоклетиана организацией четырёх префектур, Константин завершил административные преобразования своего предшественника в том специальном политическом стиле, который стал потом известен под именем византийского, с многочисленными придворными должностями и новыми титулами. Насколько и в каком смысле изменилась с Диоклетиана сама императорская власть, об этом лучше всего свидетельствует созванный Константином Никейский собор. Значение, которое заимствовал языческий император от звания «главного понтифекса», имело местно-римский национальный характер и было ничтожно сравнительно с положением, которое занял Константин после принятия христианства. Для новой империи понадобилась и новая столица; ею стал град Константина. Таким образом осуществилось то, что грезилось современникам Цезаря и Августа, о чём говорил с тревогой в своих одах Гораций: возникновение нового Рима на дальнем востоке, преемника древнего города Ромула. Положение Константина было настолько упрочено, что он сделался основателем династии.

После его смерти (337) власть перешла к его трём сыновьям: Констанций получил Константинополь и восточную префектуру, Констант — иллирийскую префектуру и Италию, Константин II — префектуру Галлию с Африкой. Первым делом новых императоров было истребление родственников. Междоусобие между Константином и Константом и восстание, в котором погиб победивший, соединили всю власть в руках Констанция. В 360 году легионы Галлии провозгласили императором уцелевшего родственника Констанция, Юлиана. Последователь неоплатоников, он взял на себя неосуществимую задачу возродить язычество и остановить торжество христианства. Судьба, однако, не дала ему даже времени состязаться с «Галилеянином»: два года спустя, в битве с войсками Сасанидов, получил ранение копьём, скорее всего нанесённое одним из своих солдат и офицеров, и тут же скончался. Его преемник, провозглашённый в лагере, умер на возвратном пути, не дойдя до Константинополя. Избранный там в императоры комит Валентиниан (364—375) основал вторую христианскую династию, состоявшую из его брата Валента и двух малолетних сыновей, Грациана и Валентиниана II, царствовавших одновременно, но несогласных между собой относительно главной злобы того дня — арианства. Валентиниан I всё своё правление воевал с варварами на Рейне и Дунае. Известен также постройкой оборонительных сооружений как на границе, так и в глубине провинций. Он умер в 376 году на Дунае, оставив западную часть империи двум своим сыновьям. Империя вновь подверглась нашествиям варваров: передовой отряд германского нашествия, вестготы, перешли через Дунай и при Адрианополе сокрушили войска Валента, погибшего в сражении. Юноша Грациан назначил соправителем на Востоке Феодосия I. Через некоторое время Грациан был убит наместником Британии Магном Максимом. После этого запад империи погрузился на десятилетие в гражданские смуты. Максим был разгромлен Феодосием в 388 году и убит. На западе был восстановлен на троне Валентиниан II под присмотром полководца Арбогаста. Три года провёл Феодосий в Риме и Медиолане, а затем вернулся в Константинополь. Через год Валентиниан был обнаружен повешенным, а императором стал Флавий Евгений, ставленник Арбогаста. И вновь Феодосий и его полководец Стилихон отправились на запад и разгромили узурпаторов в ожесточённой битве при реке Фригид к востоку от Аквилеи (394). На короткое время (394—395) Феодосий сосредоточил в своих руках власть над всей империей, став, таким образом, фактически последним единовластным правителем всего римского мира.

Население города Рима ко II в. н. э. достигло своего пика и насчитывало приблизительно 1 млн жителей.

Для сравнения, примерно такое же население к середине III века имела Римская Дакия (соврем. Румыния) — последняя официальная колония Римской империи. Oколо 8 млн проживало в Италии. Чуть меньшим, по 6—7 млн в каждой, было население Галлии и Испании. По оценкам учёных, максимально многолюдной империя стала после периода двухвекового процветания, когда около 160 г. н. э. её население достигло 65 млн чел. Из них 11 миллионов составляли рабы, занятые в средиземноморских латифундиях и надомной работе в крупных городах. Число свободных крестьян (3 миллиона) и арендаторов (около 40) было даже более значительным, особенно в Галлии. Согласно подсчётам американских историков Дж. К. Рассела и К. У. Кеннеха, в конце IV — начале V века н. э. численность населения Западной Римской империи составляла 22 млн чел., Восточной — 34,5 млн чел; общая численность населения к 410 году н. э. составляла 56,5 млн чел

Римская империя была многоязычным государством. Функции официальных языков в империи выполняли латынь и древнегреческий. Использование этих двух важнейших языков внутри империи было дифференцировано географически и функционально. В конечном счёте это привело к постепенному обособлению западной и восточной частей после 395 года.


Западная Римская империя и Падение Западной Римской империи
Уже в 395 году власть Феодосия перешла к его двум малолетним сыновьям, назначенными Августами — Аркадию на востоке и Гонорию на западе. Западная Римская империя больше никогда не соединялась с Восточной и постепенно ослабевала под натиском варваров. В 476 году Одоакр совершил переворот, сняв порфиру с малолетнего императора Рима, а в 480 году умирает Юлий Непот — последний, кто носил титул императора Запада.

Несколько государств считали себя наследниками Римской империи. Прямым её продолжением на востоке являлась Византийская империя (византийский император Юстиниан захватил значительные части Западной Римской империи в середине VI века н. э., но его преемники не смогли их удержать). На западе же после падения Римской империи на её территории возникло множество более мелких государств. Одному из них, Франкскому государству, удалось покорить большую часть территорий Западной Римской империи, и в 800 году Карл Великий был коронован Римским епископом Львом III «императором римлян», или «императором Запада». Это государство просуществовало (с перерывами) до 887 года, пока не было окончательно разделено на три части. В 962 году правитель Восточно-Франкского королевства Оттон I Великий был провозглашён папой Иоанном XII императором Священной Римской империи, которая просуществовала в различных формах до 1806 года.

Обе французские империи (Наполеона I и Наполеона III) также называли себя наследниками Рима. В Московском государстве во времена правления Ивана III зарождается теория «Москва — Третий Рим». «Первый Рим пал, следом пал второй (Константинополь), Третий (Москва) стоит и стоять будет». Так появляется Российское государство со многими регалиями Византии.

В более поздний период в конце XIX — начале XX века на восстановление Римской империи претендовал Муссолини. Наследниками Священной Римской империи провозгласили себя Германская империя и, позже, Третий рейх (соответственно, «вторая» и «третья» империи, если вести отсчёт от Священной Римской импери
 

*Ценоманы- большое племя в Цизальпинской Галлии, заселявшее земли к северу от реки По. Соседями ценоманов на западе были инсубры, на востоке венеты. Другое племя с таким же именем (родственное этому) жило в Галлии на берегах реки Луара.


*Инсубры (лат. Insubres) — древний кельтский народ, селившийся в начале железного века в Цизальпийской Галлии (лат. Gallia Transalpina) на равнине реки По, с главным городом Медиоланом (нынешний Милан).

Вместе с бойями — самый могущественный и воинственный народ в Италийской Галлии.

В 197 году до н. э. консул Гай Корнелий Цетег направился на север против объединившихся кельтов (инсубров, ценоманов и бойев), а Квинт Минуций Руф против лигуров. Пользуясь тем, что бойи ушли защищать свои земли от Руфа, Цетег убедил старейшин ценоманов в том, «что молодежь вооружилась, не получив одобрение старейшин, и что ценоманы присоединились к мятежу инсубров не по решению общины». Цетег добился нейтралитета ценоманов и разбил инсубров.

В 187 году до н. э. когда римляне упорно воевали с лигурами, претор Марк Фурий Крассипед приказал отобрать у ценоманов оружие. Те обратились с жалобой в Рим. После вмешательства консула Марка Эмилия Лепида оружие им вернули.

На территории Цизальпинской Галлии с 222 года до н. э. существовало несколько римских и латинских колоний. После Союзнической войны их жители получили римское гражданство. Но ценоманы и прочие жители его не имели, хотя и жили южнее Альп. Вопрос о расширении гражданства на всех свободных граждан Апеннинского полуострова (включая ценоманов) многократно поднимался и вызывал жаркие дебаты. Цицерон в речи «В защиту Бальба», произнесенной в 56 году до н. э., упоминает о давних договорах Рима с цизальпийскими племенами ценоманов, инсубров и япидов, которые прямо запрещали прием лиц из этих народов в число римских граждан.
Гражданство ценоманы, как и остальные жители региона получили в 49 году до н. э. После чего восприняли латинский язык и римскую культуру, и вскоре растворились в римском народе.

 владения простирались от Реции на севере до реки По на юге, от Кремоны на западе и до Адриатического моря, на востоке (именуя ценоманскими города Кремону, Мантую, Верону)

Инсу;бры,Покорённые римлянами во главе с Луцием Валерием Флакком вскоре после окончания Второй Пунической войны. Инсубры восприняли латинский язык и римскую культуру, и вскоре были романизированы.


Атти;ла (лат. Attila, греч. ;;;;;;;, ср.-в.-нем. Etzel, тюрк. Атил; умер в 453) — правитель гуннов в 434—453 годах, объединивший под своей властью тюркские, германские и другие племена, создавший державу, простиравшуюся от Рейна до Южного Урала

Спустя век после смерти Аттилы готский историк Иордан так отозвался о вожде варваров

  Память о вожде гуннов сохранялась на протяжении веков в устном германском эпосе и перешла в скандинавские саги. В ранних сказаниях германцев, сложенных в эпоху Великого переселения народов, Аттила указан вторым в списке великих правителей

Год и место рождения Аттилы остались неизвестны. Очень приблизительно его возраст можно определить на основании свидетельств очевидца Приска Панийского, который в 448 году дал описание Аттилы как человека с бородой, только тронутой сединой. Старший сын Аттилы, которого он послал править среди акациров в 448 году, был в таком возрасте, что ему требовался опекун в лице военачальника Онегесия. Всё это позволяет предположить рождение Аттилы в первом десятилетии V века. По одной из версий, имя Аттила восходит к тюркскому Итиль, Атиль (Волга) и означает «волжанин», «человек с Волги».

По другой версии, имя происходит от тюркского слова «атлы, атли», что означает «именитый», «прославленный», второе же значение данного слова — «всадник», «конник». По третьей версии, имя восходит к слову «ата, атта», что с тюркских языков переводится «отец», «главный»

До 440-х годов гунны не доставляли особых хлопот Западной и Восточной Римским империям, выступая чаще как федераты Западной империи против её врагов-германцев. Область их расселения в 420-е годы отмечена[9] около Паннонии (примерно в районе современной Венгрии). Они кочевали за Дунаем на обширных пространствах между его устьем и Рейном, покоряя местные варварские племена.

Отец Аттилы Мундзук был из царского рода гуннов. Его братья Октар (или Оптар) и Руа (также Роас, Ругила, Руга, Роил) были вождями у гуннов


Отец Аттилы Мундзук был из царского рода гуннов. Его братья Октар (или Оптар) и Руа (также Роас, Ругила, Руга, Роил) были вождями у гуннов. Приск упоминает также их четвёртого брата Оиварсия. О Мундзуке ничего не известно, кроме того, что он был отцом будущих вождей Аттилы и Бледы. Оптар отмечен в «Истории» Сократа Схоластика как вождь гуннов, который в 420-е годы сражался с бургундами на Рейне и умер от обжорства.

Наибольшую известность в источниках получил Руа. В 433 году Руа, которому Восточная империя выплачивала ежегодную дань в 350 литр. золотом, стал грозить Константинополю разорвать мирные соглашения из-за беглецов, спасавшихся от гуннов на территории империи. В ходе переговорного процесса и локальных набегов Руа скончался.

В 434 году племянники Руа Бледа и Аттила стали вождями гуннов. Вероятно, Бледа был старшим из братьев, так как «Галльская хроника 452 года» сообщает только его имя как наследника Ругилы (Руа). Однако Бледа ничем не проявил себя, в то время как историк Приск в описании событий всегда упоминает Аттилу как вождя, с которым империя была вынуждена договариваться. Продолжив переговоры, начатые Руа, Аттила заставил византийского императора Феодосия Младшего выплачивать ежегодную дань в двойном размере (700 литр золотом, то есть 230 кг) и наложил другие тяжёлые условия сохранения мира.

Мирный договор поддерживался на протяжении 7 лет, в течение которых гунны воевали с варварскими племенами за пределами Римской империи.

Одним из известных событий стал разгром гуннами одного из первых германских государств, Бургундского королевства на Рейне, в 437 году. По Идацию, погибло 20 тысяч бургундов, выжившим Западная Римская империя предоставила для поселения новые земли в Галлии на средней Роне (в области современной границы Франции и Швейцарии).

Когда гунны в 442 году разоряли Византийскую империю в Иллирике (в районе современной Сербии), их предводителями назывались оба брата, Бледа и Аттила

В 444 году, по хронике современника событий Проспера Аквитанского, Аттила убил брата: «Аттила, царь гуннов, Бледу, брата своего и соратника по царству, убил и его народы вынудил себе повиноваться


Наиболее подробный источник сведений об Аттиле историк Приск в изложении Иордана почти повторяет сведения Проспера

Первый поход Аттилы и Бледы на византийскую провинцию Иллирик (совр. Сербия) начался в 441 году, в крайне неудачный для восточных римлян момент, когда их армии были отвлечены на борьбу с персами и с королём вандалов Гейзерихом на Сицилии.


Согласно Приску, боевые действия начались с нападения гуннов на римлян на торговой ярмарке в районе современного Белграда. Предлогом для атаки стало похищение епископом города Марг гуннских сокровищ, вероятно, из царских гробниц[28]. Марг был захвачен, пали близлежащие более крупные города на Дунае Сингидунум (современный Белград) и Виминаций (современный сербский Костолац). Гунны двинулись далее на восток вдоль Дуная к Ратиарии (современное болгарское село Арчар) и на юг вдоль долины Моравы к Наиссу (современный сербский Ниш).

Штурм и захват Наисса описаны Приском достаточно подробно, чтобы понять, как кочевники гунны, используя строительные навыки подвластных им народов, умели захватывать укреплённые города.

В 442 году военные действия, по-видимому, закончились. После того как в 442 году император Феодосий заключил мир с вандалами, армия Ареобинда была переброшена из Сицилии во Фракию, где боевые действия завершились. Оборону Фракии, прикрывая столицу Константинополь, координировал командующий византийскими войсками Аспар.

Гунны беспрепятственно прошли далее на восток по равнине между Дунаем и Балканским хребтом до Маркианополя, захватили этот город и повернули на юг, захватив Филиппополь(ныне Турция) и Аркадиопол(Ныне Болгария). О масштабах вторжения можно судить по словам современника Каллиника, который сообщил о захвате гуннами более 100 городов и полном опустошении Фракии.


Согласно Приску, гуннами была захвачена обширная территория в районе современной Сербии на пять дней пути к югу от Дуная.

Отряды гуннов вышли к Мраморному морю и подходили к Греции, отметившись под Фермопилами. На полуострове Херсонесе Фракийском произошло ещё одно сражение с гуннами, после которого был заключён тяжёлый для Византии мир.

Условия мира Византии с гуннами подробно изложены в сохранившемся фрагменте Приска:

Выдать гуннам перебежчиков и шесть тысяч литр золота [ок. 2 тонн], в жалованье за прошедшее время; платить ежегодно определённую дань в две тысячи сто литр золота; за каждого римского военнопленного, бежавшего [от гуннов] и перешедшего в свою землю без выкупа, платить двенадцать золотых монет; если принимающие его не будут платить этой цены, то обязаны выдать гуннам беглеца. Римлянам не принимать к себе никакого варвара, прибегающего к ним

Деньги взимались побоями, состоятельные граждане распродавали личное имущество и украшения жён. Согласно Приску: «Такое бедствие постигло римлян [жителей Византии] после этой войны, что многие из них уморили себя голодом, или прекратили жизнь, надев петлю на шею

Византия выплатила тяжёлую дань, и в 448 году у Аттилы остались только следующие требования к побеждённой империи — выдача беглецов с гуннских земель и прекращение сельскохозяйственной деятельности на завоёванных им территориях, которые простирались от Дуная до Наисса и Сердики (современная София). В ходе переговоров в составе византийского посольства в 448 году ставку Аттилы где-то на территории современной Венгрии посетил историк Приск, ставший основным источником сведений для последующих авторов о деяниях гуннов и жизни Аттилы.

Война с Западной Римской империей. 451—454 годы
Поход в Галлию. 451 год


7 апреля 451 года гуннами захвачен и разрушен Мец, пали также города Трир, Кёльн, Реймс, Тонгер, Труа. Аттила подошёл к Орлеану в центре Галлии и, возможно, осаждал его. Если бы он взял город, то смог бы пересечь Луару по мостам, проникнув во владения Тулузского королевства везеготов на западе Галлии. 14 июня в критический момент, когда, согласно житию святого Анниана, стены города были уже пробиты таранами, на помощь Орлеану подошли соединённые армии римского полководца Аэция и короля вестготов Теодориха.

Аттила отошёл на Каталаунские поля (более 200 км к востоку от Орлеана), перейдя на правый берег Сены, вероятно, в городе Труа.

К северу от Труа, на обширной равнине в современной провинции Шампань состоялось генеральное сражение, точное место которого и дата остались неизвестны. Историки предполагают день сражения в диапазоне от конца июня до начала июля 451 года. В результате грандиозной бойни обе стороны понесли тяжёлые потери, погиб король Теодорих I. По-видимому, войско Аттилы потерпело более существенный урон, так как на следующий день он заперся в укреплённом лагере, окружив себя со всех сторон повозками. Инициатива перешла в руки готско-римской коалиции; тем не менее, вновь избранный королём вестготов Торисмунд первым увёл свою армию с поля боя в Тулузу, чтобы обезопасить свою власть от братьев.

Затем с поля битвы беспрепятственно удалился никем не преследуемый Аттила. Он вывел уцелевшие войска за Дунай, откуда в следующем 452 году напал теперь уже на север Италии.

Поход в Италию. 452 год


Летом 452 года Аттила атаковал Италию со стороны Паннонии через широкий равнинный проход в Альпах. Первой под удар попала Аквилея в провинции Венетия, крупнейший в то время город на Адриатическом побережье. Согласно Иордану, «после долгой и усиленной осады Аттила почти ничего не смог там сделать; внутри города сопротивлялись ему сильнейшие римские воины, а его собственное войско уже роптало и стремилось уйти».

Однако Аттила настоял на продолжении осады, и во время штурма с использованием метательных и осадных машин город пал. Хотя Иордан заявляет об исчезновении Аквилеи («разоряют всё с такой жестокостью, что, как кажется, не оставляют от города никаких следов»), на самом деле вскоре город был восстановлен, но угас естественным образом в следующем веке после нашествия лангобардов, так как большинство жителей предпочли перебраться в новый, гораздо лучше защищённый морем город, получивший название Венеция.

В 458 году епископ Аквилеи обсуждал вопрос с папой Львом о мужчинах, возвратившихся из гуннского плена и заставших своих жён замужем за другими.


Захвачены были и остальные города Венетии, после чего Аттила двинулся на запад северной Италии. Вероятно, командующий римскими войсками Аэций решил организовать оборону по реке По, отказавшись от защиты городов на её левом (северном) берегу. Точно такая же тактика принесла успех римлянам более 550 лет назад во времена вторжения кимвров, когда в 102 до н. э. были отданы варварам на разорение земли к северу от По, в результате чего удалось выиграть время для переброски сильной армии из Галлии.


(Подобным образом происходил и поход готов Алариха на север Италии в 401 году, когда готы также захватили Аквилею и прошли к западным Альпам, но командующий римскими войсками Стилихон не допустил их в Италию южнее реки По и затем нанёс поражение.)


Гунны захватили Медиоланум (современный Милан) и Тицинум (современная Павия). В Медиолануме Аттила занял императорский дворец (город был столицей Римской империи в начале V века). По сообщению Суды, Аттила увидел картину, изображающую римских императоров на троне с распростёртыми у их ног мёртвыми скифами. Тогда он приказал разыскать художника и заставил его нарисовать себя на троне, а римских императоров высыпающими золото из мешков к его ногам

Папа Лев вёл переговоры об освобождении римских пленников (возможно, обсуждая размер выкупа), включая язычников. Убедительные причины ухода Аттилы из Италии изложены в хронике современника событий Идация:

Дополнительные войска, посланные императором Маркианом, под командованием Аэция вырезали их [гуннов] на собственных стоянках. Также они были истреблены посланной с неба чумой.

Историки разошлись во мнениях о личности Аэция, упомянутого в хронике. В то время, как Томпсон полагал его за византийского тёзку Флавия Аэция и относил поход за Дунай в глубокие тылы гуннов, Менхен-Хельфен не сомневается в том, что это и был Флавий Аэций, а византийская армия переправилась морем в Италию, где и стала наносить удары. Историки сходятся в одном, что чума среди гуннов явилась гораздо более решающим фактором их ухода из Италии, чем уговоры римского папы.


Набег в Галлию. 453 год


После возвращения из похода на Италию Аттила вновь стал угрожать Византии, требуя дань, оговорённую с покойным императором Феодосием. Император Маркиан пробует договориться с вождём гуннов, посылает подарки, однако Аттила отказывается от них. По мнению Иордана, угрозы в сторону Византии были лишь хитрым прикрытием действительных планов Аттилы: «Поступая таким образом, он, лукавый и хитрый, в одну сторону грозил, в другую — направлял оружие».

Аттила совершил стремительный рейд на аланов, поселившихся на Луаре в центре Галлии. Однако король везеготов Торисмунд успел прийти к ним на помощь, и в сражении Аттила если и не был разгромлен, то вынужден был отступить к себе в Паннонию и Дакию. Кроме короткого сообщения Иордана, нет других источников по этой последней битве Аттилы.

Смерть Аттилы, последовавшая в 453 году, устранила постоянную угрозу границам Римской империи.


Причиной смерти Аттилы считается носовое кровотечение. Иордан, пересказывая Приска, единственный описал смерть Аттилы и его похороны:

Он взял себе в супруги — после бесчисленных жён, как это в обычае у того народа, — девушку замечательной красоты по имени Ильдико. Ослабевший на свадьбе от великого ею наслаждения и отяжелённый вином и сном, он лежал, плавая в крови, которая обыкновенно шла у него из ноздрей, но теперь была задержана в своём обычном ходе и, изливаясь по смертоносному пути через горло, задушила его. […] Среди степей в шёлковом шатре поместили труп его, и это представляло поразительное и торжественное зрелище. Отборнейшие всадники всего гуннского племени объезжали кругом, наподобие цирковых ристаний, то место, где был он положен; при этом они в погребальных песнопениях так поминали его подвиги […] После того как был он оплакан такими стенаниями, они справляют на его кургане «страву» (так называют это они сами), сопровождая её громадным пиршеством. Сочетая противоположные [чувства], выражают они похоронную скорбь, смешанную с ликованием. Ночью, тайно труп предают земле, накрепко заключив его в [три] гроба — первый из золота, второй из серебра, третий из крепкого железа. […] Для того же, чтобы предотвратить человеческое любопытство перед столь великими богатствами, они убили всех, кому поручено было это дело.

Историки считают, что Ильдико — германское имя. Марцеллин передал слух, что «разрушитель Европы» Аттила был заколот во сне неназванной женой. Эта легенда нашла отражение в скандинавском эпосе в «Старшей Эдде»: сестра бургундского короля Гудрун убила своего пьяного мужа, короля гуннов Атли (Аттилу)

Иордан через сто лет после смерти Аттилы передал описание его внешности и характера:

Он был горделив поступью, метал взоры туда и сюда и самими телодвижениями обнаруживал высоко вознесённое своё могущество. Любитель войны, сам он был умерен на руку, очень силён здравомыслием, доступен просящим и милостив к тем, кому однажды доверился.


***Иордан (дата рождения неизвестна — после 551, Византия, лат. Iordanes или Iordanis) — готский историк VI века, иногда неправильно называемый Иорнандом.
Одни исследователи предполагают, что Иордан был нотариусом или чиновником на одной из территорий Малой Скифии (черноморское побережье к югу от Дуная), имеющей статус федератов Византийской империи, другие считают, что Иордан был секретарём остготской или руянской семьи. Также существуют предположения, что он принадлежал к духовному сословию, по некоторым данным, был епископом Кротонским. Некоторые исследователи считают, что по отцу Иордан был аланом.


Одно из его сочинений, а именно «Сокращение хроник» (лат. De adbreviatione chronicorum, De origine actibusque Romanorum — иногда Romana), посвящённое некоему Вергилию, возможно, римскому папе того времени, является конспектом всеобщей истории, доведённой до его современника императора Юстиниана.


 Российский историк Николай Алексеевич Осокин писал об Иордане так:

«Особое значение, придававшее высокую цену его „Истории готов“, заключалось в том, что он пользовался памятниками народной поэзии и, применяя их для своих целей, не только сохранил для нас целый родник народного творчества германского племени, но показал, как важен такого рода источник для истории народа… Славу Иордану создал его первый труд („История готов“). В нём мы имеем дело с горячим патриотом-варваром, который, хотя весьма сносно владеет латинским языком, кое-как знает классиков, но презирает всё римское. Он имел целью возвеличить готов… Другая интересная черта заключается в политических взглядах Иордана. Выросший в римской среде, он однако усвоил себе оригинальное мировоззрение. Он полагает, что „род людской живёт для своих владык“… Весь внутренний склад готской жизни, политическая организация этого народа, его обычаи и нравы — все это не заслуживало его внимания».

— Н. А. Осокин. История средних веков. Минск, 2008. — С. 568—569.
Сам же Иордан писал: «Мы больше верны прочитанному, чем старушечьим россказням.

(аналь)«Гетика» Иордана

Иордан выделяется среди авторов
раннего Средневековья готским происхождением и, по
всей видимости, готским образом мыслей, но и этим не
ограничивается причина пристального внимания исто-
риков к его сочинению. Иордан во введении к «Гетике»
признается, что его труд является сокращенным изло-
жением двенадцатитомного повествования Кассиодора,
министра остготского короля Теодориха Великого [1.
С. 62]. Об этой хронике упоминает сам Кассиодор как
об opus magnum готской истории, однако ни одного ее
фрагмента, кроме работы Иордана, не сохранилось.
Кассиодор же сообщает, что свой труд он составил на
основе готских племенных сказаний, очевидно, коро-
левских саг, что делает его принципиально важным для
реконструкции ранней истории готов. Сам Кассиодор
пишет о своей истории как о попытке связать историю
готов и римлян, восстановить из полузабытых варвар-
ских легенд и редких фрагментов римских авторов
цельную хронологию становления готов как достойных
королей для Италии



Ала;ны (др.-греч. , лат. Alani, Halani, арм. ) — ираноязычные кочевые племена скифо-сарматского происхождения, в письменных источниках упоминаются с I века н. э. — времени их появления в Приазовье и Предкавказье.Часть аланов с конца IV века приняла участие в Великом переселении народов, в то время как другие осели на территориях, прилегающих к предгорьям Кавказа. Племенной союз аланов стал основой Алании, раннефеодального государства в центральном Предкавказье, просуществовавшего до похода монголов.

Монголы, разгромившие Аланию и захватившие к концу 1230-х годов плодородные равнинные районы Предкавказья, вынудили уцелевших аланов укрыться в горах Центрального Кавказа и в Закавказье. Там одна из групп аланов, при участии местных племён, дала начало современным осетинам.

Определённую роль аланы сыграли в этногенезе и складывании культуры и других народов Северного Кавказа.Этноним «аланы» впервые встречается в 25 году н. э. в китайских источниках как название сарматского племени, сменившего аорсов (Яньцай)Мужественные и крепкие берутся в чжегэ, что в переводе на язык Срединного государства значит: строевой ратник»
Позднее, в I веке н. э., свидетельства об аланах встречаются у римских авторов. Наиболее раннее их упоминание мы встречаем у Луция Аннея Сенеки, в пьесе «Фиест», написанной в середине I века н. э.
Арабы также называли аланов именем Al-lan, образованным от византийского «аланы». Ибн Руста (ум. 903) сообщал, что аланы делятся на четыре племени. Известно, что самое западное из них называлось «асы».

Название «аланы» использовалось римлянами, и, за ними, византийцами, вплоть до XVI века (последние упоминания об Аланской епархии в византийских хрониках

В настоящее время в науке признана версия, обоснованная В. И. Абаевым — термин «алан» является производным от общего наименования древних ариев и иранцев — arya.

 первоначальное значение этого слова «хозяин», «гость», «товарищ» развивается в отдельных исторических традициях в «товарищ по племени», далее в самоназвание племени (arya) и страны.

В русских летописях аланы назвались словом «ясы».

В армянских летописях аланы чаще называются собственным же названием. В армянском средневековом географическом атласе Ашхарацуйц описываются несколько аланских племен, «двалы» современные туальцы, включая «народ аланов аш-тигор» или просто «народ дигор», в котором усматривается самоназвание современных дигорцев. Описываемые им же аланы из восточной области Алании — «аланы в стране Ардоз» — предки иронцев. В древности армяне употребляли название — алан, и множественная форма аланк (как народ и страна), но в наше время принято говорить ос (ед.ч.), осер (мн.ч.), Осиа (Осетия)

Спрятала она молодых нартов в потайной комнате. А тут как раз вернулся уаиг и сразу спросил у жены:
— Чую я, пахнет аллон-биллоном.
— О муж мой! — ответила ему жена. — Наше селение посетили двое юношей, один играл на свирели, а другой выплясывал на кончиках пальцев. Люди диву давались, такого чуда никогда мы не видели. Вот их запах и остался в этой комнате

Первые упоминания об аланах встречаются в трудах античных авторов с середины I века н. э. Появление аланов в Восточной Европе — в низовьях Дуная, Северном Причерноморье, Предкавказье — считают следствием их усиления внутри северокаспийского объединения сарматских племён, возглавлявшихся аорсам.

В I—III вв. н. э. аланы занимали главенствующее положение среди сарматов Приазовья и Предкавказья, откуда совершали набеги на Крым, Закавказье, Малую Азию, Мидию.

«Почти все аланы, — пишет римский историк IV века Аммиан, Марцеллин, — высоки ростом и красивы… Они страшны сдержанно-грозным взглядом своих глаз, очень подвижны вследствие легкости вооружения… У них считается счастливым тот, кто испускает дух в сражении»

В IV веке аланы этнически были уже неоднородны. Крупные племенные объединения аланов в IV веке были разгромлены гуннами, в VI веке — аварами. Часть аланов участвовала в Великом переселении народов и оказалась в Западной Европе (в Галлии) и даже в Северной Африке, где вместе с вандалами образовала государство, просуществовавшее до середины VI века. Все эти события сопровождались повсюду частичной этнокультурной ассимиляцией аланов. Культуру аланов IV—V вв. представляют городища и могильники предгорной зоны Северного и Западного Кавказа и богатейшие Керченские склепы Крыма. С VII по X вв. значительная часть средневековой Алании, простирающейся от Дагестана до Прикубанья, входила в состав Хазарского каганата. В течение длительного времени северокавказские аланы вели упорную борьбу с Арабским халифатом, Византией и Хазарским каганатом. Представление о богатой аланской культуре VIII—XI вв. дают знаменитые катакомбные могильники и городища на Северском Донце (Салтово-Маяцкая культура) и особенно городища и могильники на Северном Кавказе (городища: Архызское, Верхний Джулат, Нижний Джулат и др., могильники: Архон, Балта, Чми, Рутха, Галиат, Змейский, Гижгид, Былым и др.). Они свидетельствуют о широких международных связях аланов с народами Закавказья, Византией, Киевской Русью и даже Сирией

Находки предметов вооружения подтверждают сведения письменных источников о том, что главной силой аланского войска была конница. Упадок поздней аланской культуры был вызван татаро-монгольским нашествием XIII века

В XIV веке аланы в составе войска Тохтамыша участвуют в битвах с Тамерланом. Генеральное сражение началось 15 апреля 1395 г. Армия Тохтамыша потерпела полное поражение. Это было одно из крупнейших сражений того времени, решившее судьбу не только Тохтамыша, но и Золотой Орды, во всяком случае её великодержавного положения.

Если к концу XIV в. на предкавказской равнине ещё сохранились реликтовые группы аланского населения, то нашествием Тамерлана им был нанесен последний удар. Отныне вся предгорная равнина до долины р. Аргун переходит в руки кабардинских феодалов, в течение XV в. продвинувшихся далеко на восток и освоивших почти опустевшие плодородные земли.

Некогда обширная Алания обезлюдела. Картину гибели Алании обрисовал польский автор начала XVI в. Матвей Меховский, пользовавшийся более ранними сведениями Якопо да Бергамо:

Аланы — это народ, живший в Алании, области Сарматии Европейской, у реки Танаиса (Дон) и по соседству с ней. Страна их равнина без гор, с небольшими возвышенностями и холмами. В ней нет поселенцев и жителей, так как они были выгнаны и рассеяны по чужим областям при нашествии врагов, а там погибли или были истреблены. Поля Алании лежат широким простором. Это пустыня, в которой нет владельцев — ни аланов, ни пришлых.

Меховский говорит об Алании в нижнем течении Дона — той Алании, которая сформировалась в Подонье ещё в первых веках н. э. с центром на Кобяковом городище.

Если в предгорье остатки аланов прекратили своё существование, то в горных ущельях они, несмотря на резню, устояли и продолжили этническую традицию осетинского народа. Именно Горная Осетия после нашествий 1239 и 1395 гг. стала исторической колыбелью осетин, где окончательно в течение XIV—XV вв. сформировались и этнос, и традиционная народная культура. В это же время, вероятно, оформилось деление осетинского народа на ущельные общества: Тагаурское, Куртатинское, Алагирское, Туалгом, Дигорское


Свадебная обрядность
Иоганн Шильтбергер подробно описывает свадебные обычаи кавказских алан, которых называет ясами. Он сообщает, что

«у ясов есть обычай, по которому перед выдачей девицы замуж родители жениха условливаются с матерью невесты о том, что последняя должна быть чистая дева, чтобы в противном случае брак считался несостоявшимся. Итак, в назначенный для свадьбы день невесту приводят с песнями к постели и кладут её на неё. Затем приближается жених с молодыми людьми, держа в руках обнажённый меч, которым он ударяет по постели. Затем он вместе с товарищами садится перед постелью и пирует, поет и пляшет. По окончании пира они раздевают жениха до рубахи и удаляются, оставляя новобрачных в комнате наедине, а за дверями появляется брат или кто-нибудь из ближайших родственников жениха, чтобы сторожить с обнаженным мечом. Если окажется, что невеста уже не была девицей, то жених извещает об этом свою мать, которая приближается к постели с несколькими подругами для осмотра простыни. Если на простыни они не встречают искомых ими знаков, то печалятся. А когда утром являются родственники невесты для праздника, мать жениха уже держит в руке сосуд, полный вина, но с отверстием на дне, который она заткнула пальцем. Она подносит сосуд матери невесты и убирает палец, когда последняя захочет выпить и вино выливается. „Такой точно была твоя дочь!“ — говорит она. Для родителей невесты это большой срам и они должны взять свою дочь обратно, так как условливались выдать чистую деву, но дочь их таковой не оказалась. Тогда священники и другие почётные лица заступаются и убеждают родителей жениха спросить своего сына — хочет ли он, чтобы она осталась его женой. Если он соглашается, то уже священники и другие лица приводят её к нему снова. В противном случае их разводят, и он возвращает жене приданое, подобно тому, как и она должна возвратить платья и другие подаренные ей вещи, после чего стороны могут вступить в новый брак»

До христианизации у алан практиковалась традиция культа «Семи богов», который в свою очередь фиксировался у скифов. Анонимный автор Перипла Понта Эвксинского (V в. н. э.) сообщает, что город Феодосия в Крыму «называется на аланском или таврском языке Ардавда, что значит Семибожий, (осет. «Авд-арди») — в переводе «семибожная». Традиция культа продолжилась и позднее, у осетин.

Королевство вандалов и аланов (439—534 годы) — германское королевство в V—VI веках в Северной Африке на территории современных Туниса, Алжира, Ливии, островов Сардиния и Корсика.


Создано в 439 году вождём вандалов Гейзерихом после переселения союза племён вандалов и аланов из Испании в северную Африку в 429 году. Кроме вандалов в переселении участвовали аланы и другие племена, которые в ходе десятилетней войны покорили романизированное население римских провинций и подчинили часть туземных племён. Короли официально именовали себя королями вандалов и аланов (rex Wandalorum et Alanorum), хотя по свидетельству Прокопия последние к VI веку уже слились с вандалами и в документах отдельно не упоминались.

В последующие годы вандалы стали совершать морские набеги на Западную Римскую и Византийскую империи, наиболее известной экспедицией стал 2-недельный захват Рима в 455 году.

В 534 году королевство было уничтожено византийским императором Юстинианом I в результате вандальской войны, а остатки вандалов растворились среди берберского населения Северной Африки.


ВАНДАЛЫ

Германское племя вандалов в конце IV века под давлением готов и гуннов продвинулось из придунайских земель в Паннонии на запад. В 406 году вандалы совместно с аланами и свевами проникли в Галлию через Рейн, разорили эту богатую римскую провинцию и в 409 году вторглись в Испанию. Варварские племена поделили между собой в 411 году страну, а через несколько лет вслед за ними в Испанию пришли готы, которые уничтожили часть пришлых варварских племён. Римские войска с союзными им готами не оставляли попыток отвоевать Испанию.

В 428 году королём вандалов стал Гейзерих, сын Годагисла. Его власть также признавали аланы, сильно ослабленные войнами с готами. Владения Гейзериха находились в провинции Бетика на юге Испании и граничили с Гибралтаром, отделяющим Испанию от Африки.

В северной Африке к этому времени шла война между войсками Рима и узурпатором Бонифацием, фактически отколовшим африканские провинции Западно-Римской империи от метрополии. На протяжении предыдущих 30 лет в этих провинциях регулярно вспыхивали восстания против центральной власти, последнее возглавлялось римским наместником Гераклианом в 410-е годы. С 424 года север Африки подчинялся бывшему римскому военачальнику Бонифацию. Неизвестно, был он назначен на пост комита Африки императором или захватил власть, пользуясь поддержкой местных войск.

В Риме после смерти императора Гонория в 423 году к власти пришёл Иоанн, против которого выступил Бонифаций. В 425 году Иоанн был свергнут византийским императором Феодосием, и статус Бонифация был узаконен императрицей Галлой Плацидией, правившей при малолетнем сыне-императоре Валентиниане III. Бонифаций официально получил пост комита Африки, однако отказался подчиняться центральной власти. В 427 году против него были посланы войска.

О причинах, побудивших вандалов перебраться из Испании в северную Африку, историки VI века Прокопий Кесарийский и Иордан сообщают следующее. Комит Африки Бонифаций стал тираном, опираясь на верное войско из готов-федератов. В 427 году против него были посланы имперские войска, которыe Бонифаций успешно отразил. В следующем году Рим выслал новую экспедицию под командованием Сигисвулта. Чтобы противостоять ему, Бонифаций склонил к военному союзу вандалов, обещая им две трети страны. Союз был закреплён женитьбой Бонифация на вандалке Пелагее

Бонифаций (лат. Bonifacius; ум. 432) — полководец Западно-Римской империи, комит Африки в 422—432 годах.

Бонифаций стал фактическим правителем африканских провинций Западно-Римской империи в период смуты в Риме после смерти в 423 году императора Гонория. Сначала он был утвержден имперским правительством в качестве комита Африки, затем его безуспешно пытались низложить военным путём и после неудачи снова признали римским наместником. В 432 году он был смертельно ранен в междоусобном сражении против римского полководца Флавия Аэция.

Прокопий Кесарийский, отмечая его достоинства, удостоил его вместе с Аэцием эпитета «последний из римлян

Римский военачальник Бонифаций проявил себя впервые в 413 году в Галлии, защищая Массалию (совр. Марсель) от вторгшихся вестготов. Согласно современнику событий Олимпиодору, Бонифаций сумел ранить вождя готов Атаульфа

Положение Бонифация в Африке было достаточно прочным. Олимпиодор оставил такой отзыв о его деятельности:

Бонифаций был героем, отличившимся во многих сражениях со многими варварскими племенами. Иногда он нападал на малый отряд, иногда на большое войско, иногда вступал в единоборство. Коротко говоря, он всяческими способами изгнал из Африки множество разных варварских племен. Он был поклонником справедливости и отличался щедростью.

Проспер подтверждает «могущество и славу» Бонифация в Африке (intra Africam potentia gloriaque). Его военные отряды состояли преимущественно из варваров

О причинах, побудивших вандалов перебраться из Испании в северную Африку, историки VI века Прокопий Кесарийский и Иордан сообщают следующее. Комит Африки Бонифаций стал тираном, опираясь на верное войско из готов-федератов. Когда Рим выслал против него экспедицию под командованием Сегисвульта, Бонифаций склонил к военному союзу вандалов, обещая им две трети страны. Союз был закреплён женитьбой Бонифация на вандалке Пелагее, затем Бонифаций переправил племя вандалов через Гибралтар.

В сражении возле города Ариминум Бонифаций одержал победу над войском Аэция, но скончался спустя 3 месяца от смертельной раны, полученной в сражении.

Пост магистра армии на несколько месяцев занял зять Бонифация Себастиан. Аэций скоро вернул себе должность магистра армии, а затем женился на вдове Бонифация Пелагее


Напомним:
Иордан (дата рождения неизвестна — после 551, Византия, лат. Iordanes или Iordanis) — готский историк VI века, иногда неправильно называемый Иорнандом.


Zorba le Grec - Sirtaki
https://www.youtube.com/watch?v=JPuVYti3WVc



(*)Бонга-Бонга — город в Эфиопии.Бонг (от тайского [b] — «бамбуковая труба», также водяная трубка) — устройство для курения конопли и табака.
На раскопках в Африке, в Эфиопских пещерах учёными были найдены курительные трубки

Бонга — челн из выдолбленного ствола дерева, на Филиппинских островах. островное государство в Юго-Восточной Азии.Самые древние останки человека, найденные на архипелаге, датируются 65-м тысячелетием до нашей эры. Останки человека Табун, найденные на острове Палаван, датируются 25-м тысячелетием до нашей эры. Одними из первых жителей архипелага были негритосы, но их первое поселение не может быть на сегодняшний день достоверно датировано.

Существует несколько теорий относительно происхождения первых жителей Филиппин. Теория Ф. Ланда утверждает, что предки филиппинцев имеют местное происхождение. Теория Вильгельма Солхейма «О происхождении предков филиппинцев» также утверждает, что предки современных филиппинцев развились здесь локально между 4800 и 5000 годами до н. э., а не в результате широкомасштабной миграции. Австронезийская теория говорит о том, что на острова пришли малайо-полинезийцы с острова Тайваня примерно 4000 лет до н. э. и постепенно вытесняли местное население.
Культура обработки нефрита, как утверждают, возникла на Тайване в VII тыс. до н. э., откуда распространилась в юго-восточной части материковой Азии. То, что эти артефакты были найдены на островах архипелага, свидетельствует о том, что в доисторический период существовало общение между населением архипелага и другими странами юго-восточной Азии. В 1000 г. до н. э. население архипелага можно разделить на 4 группы: племена охотников-собирателей, воинствующие племена, жители высокогорной местности, которых называют плутократами, и портовые князья.

Начиная с V века на территории современных Филиппин сформировалась цивилизация, основанная на смешении различных культур и народностей. Коренное население островов, широко известное как негритосы аэта, преодолели доисторические земли и материковые ледники и, в конце концов, поселились в пышных лесах островов. Позднее через Тайвань на острова прибыли говорящие на австронезийских языках переселенцы из Южного Китая. Китайские купцы прибыли в VIII веке. Принадлежавшие в VII—XVII веках индо-малайским морским королевствам, для европейской (западной) цивилизации Филиппины были открыты Фернаном Магелланом в 1521 году.

XIV век — высадка арабов. Ко времени прибытия первых европейцев на севере островов (на территории нынешней Манилы) правили раджи, которые в силу исторических условий платили дань государствам Юго-Восточной Азии, а именно королевству Шривиджая. Однако по существу Филиппинские острова уже тогда являлись самодостаточными и обладали собственным внутренним управлением.

*харуфа


часть речи: имя существительное; одушевлённость: одушевлённое; род: мужской; число: единственное; падеж: родительный, винительный; остальные признаки: имя; отвечает на вопрос: (нет/около/вижу) Кого?

-харуфу- (дать/подойти к) Кому?
-харуфом-харуфом
-харуфом-(говорю/думаю) О ком?
-харуфы- отвечает на вопрос: (есть) Кто?
-харуфов- на вопрос: (нет/около/вижу) Кого?
-харуфам-харуфам
-харуфам-; отвечает на вопрос: (творю с/между/за, доволен) Кем?
-харуфами- отвечает на вопрос: (творю с/между/за, доволен) Кем?
-харуфах-; отвечает на вопрос: (творю с/между/за, доволен) Кем?


Пчела**(ивр.-Дебора) живет менее 40 дней, посещает не менее 1000 цветов и дает меньше чайной ложки меда.
Для нас это лишь чайная ложка меда, а для пчелы это жизни.

Число Деборы  — критерий подобия в реологии, показывающий степень текучести материала в эксперименте.Критерий Деборы применим к жидкостям Максвелла, но не применим к жидкостям Кельвина — Фойгта.
Вязкоупругость – это свойство материалов быть и вязким, и упругим при деформации. Вязкие материалы, такие как медь, при сопротивлении сдвигаются и натягиваются линейно во время напряжения. Упругие материалы тянутся во время растягивания и быстро возвращаются в обратное состояние, когда уходит напряжение.В девятнадцатом веке физики Максвелл, Больцман и Кельвин исследовали и экспериментировали с ползучестью и возвращением в обратное состояние стекла, металлов и резины.
Вычисление вязкоупругости зависит в большей степени от изменчивости вязкости, ;. Инверсия ; также известна как текучесть, ;.
Величину можно получить как функцию температуры или как значение (т.е. поршень).


Рецензии