Флобер и Лиза

Он увидел на пляже красную накидку, которую вот-вот собиралась смыть волна прибоя, поспешил поднять ее, положил на песок... подальше от берега.

В полдень во время обеда в ресторане гостиницы к нему обратилась женщина со словами благодарности за оказанную ей услугу.

От волнения перехватило дыхание. Он почувствовал себя так же, как Фредерик Моро в сцене встречи с мадам Арну (его ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ романа,который позднее напишет).

«Я до сих пор вижу, как на мне остановился взгляд ее сияющих, как солнце, глаз под черными бровями, — напишет он в „Мемуарах безумца“. — Женщина была статной брюнеткой с роскошными, заплетенными в косы волосами, ниспадавшими ей на плечи. У нее был греческий нос, лучистые глаза, высокие, красиво очерченные брови, а бархатная кожа казалась позолоченной. Она была высокой и стройной. На ее загорелой шее едва просвечивалась голубая сеточка вен»!

...Гюставу в то время шел ПЯТНАДЦАТЫЙ ГОД.
Семейство Флобер прибыло на летний отдых в Трувиль-сюр-Мер,поселились в "Золотом Барашке" - сельской гостинице.
Мода на купание в море зарождалась, отдыхающие с удовольствием предавались процедуре, вопреки предупреждениям врачей.
Гюстав полюбил долгие пешие прогулки вдоль морского берега.

...Теперь он не пропускал ни одного дня, издали любовался новой знакомой: когда она, искупавшись, выходила из воды в мокром прилипшем к телу купальнике.
«Мое сердце неистово билось в груди. Я опускал глаза. Меня бросало в жар, я задыхался».
Однажды едва не лишился чувств, увидев, как она кормит грудью своего ребенка.

...Влюбился так, как может влюбиться только подросток, ошеломленный впервые увиденным перед собой обнаженным женским телом.

Встреча с Элизой Шлезингер – женщиной в ВОЗРАСТЕ, в которую Флобер до безумия влюбился, потрясла воображение юноши, словно удар молнии, оказала мощное влияние на становление личности, выбор своего пути.

Нашла отклик чистая и светлая влюблённость его,поселилась навечно в произведениях: «Мемуары безумца», в первом варианте «Воспитание чувств», в переиздании, 30 лет спустя, (вместо красной накидки фигурирует лиловая шаль), с её неприкосновенным накалом страстей.

Десять лет спустя после этой встречи, Флобер напишет: «У меня была лишь одна истинная любовь. Мне едва лишь исполнилось 15 лет. Я вижусь с ней до сих пор...».

...ГЮСТАВ ФЛОБЕР появился на свет в семье главного врача руанской городской больницы.
Его отец был хирургом, мать- дочерью врача. Младший ребёнок в семье.
Детство провёл безрадостно в темной, казённой квартире врача,в больничных стенах, в бесконечных дежурствах, среди больничных коек (как и детство Фёдора Достоевского).

Может это и стало причиной нежелания заводить семью? Несмотря на активную личную жизнь, женой и детьми так и не обзавелся.

«Идея привести кого-то в мир наполняет меня ужасом. Я бы проклял себя, если бы стал отцом. Лучше пусть погибнет моя плоть, чем я обреку кого-то на позор существования».

...Сын врача, который хотел стать юристом, а стал одним из главных писателей Франции XIX века.
Прозаик-реалист, считающийся одним из крупнейших европейских писателей XIX века.
Много работал над стилем своих произведений, выдвинув теорию «точного слова».

Известен как автор романа «Мадам Бовари».
Скандальный автор, сам к этому никогда не стремился, - его романы поднимали со дна французского общества слишком много того, о чём скромно молчали, опустив глаза...

Как отмечал Б. А. Кузьмин:"В творчестве Флобер как бы стыдится проявить своё сочувствие к людям, не стоящим этого сочувствия, и в то же время считает ниже своего достоинства показать свою ненависть к ним".

Как равнодействующая этой потенциальной любви и реальной ненависти к людям и возникает флоберовская поза бесстрастия.

«Писать, о! писать — это значит быть властелином мира. Завладеть его добродетелями и предрассудками, а затем вывести их на чистую воду в своих книгах. Это значит почувствовать, как зарождается, растет и крепнет творческая мысль, взобраться на пьедестал, встать во весь рост и остаться там навсегда».

Строки из «Запаха чувств», свидетельствуют о том, что Гюставом все больше и больше овладевает одна-единственная страсть.
Страсть, приносящая радость и боль, в основе которой - собственные события жизни... его первая влюблённость, которую он, до последнего вздоха - пронёс бесценным ДАРОМ ВСЕВЫШНЕГО.

"Мой милый друг, бесценная ma chere*,
Как от тебя мне сладки муки,
Что, как лучом из самых высших сфер,
Рождают взгляды, губы, руки…"

Пусть льётся кровь моя с конца пера,
И раны Лирой кровоточат,
Но не прервётся наших чувств игра,
Любовь тела не обесточит.

Пусть импульсы и токи двух сердец
Рождают волны вдохновенья,
Амур, священных чувств и игрищ жрец,
Продлит агонию мгновенья.

Моя любовь, сердечная ma chere,
Ты для меня луч света высших сфер!

*- моя дорогая (фр.)

Автор ПОЭЗИИ: Валерий СТАРОСТИН
http://stihi.ru/2021/03/29/8001

В середине XIX века романы Гюстава Флобера считали пошлыми и аморальными, а сегодня французский писатель - мастер пера наравне с Ги де Мопассаном и Оноре де Бальзаком.
Мастер тонкого психологического анализа. Его творчество - мостик, что соединил бальзаковско -стендалиевский этап развития реализма.

Свою молчаливую, безответную страсть он пронес через всю жизнь, отобразив в романе «Воспитание чувств».

СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ!

К 200-летию со Дня Рождения ГЮСТАВА ФЛОБЕРА.


ПОСТСКРИПТУМ:

"Гюстав Флобер, современник Шарля Бодлера, занимает ведущую роль в литературе XIX века. Его обвиняли в аморальности и восхищались им, однако сегодня он признан одним из ведущих писателей. Известность ему принесли романы «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств». Его стиль соединяет в себе элементы и психологизма, и натурализма. Сам Флобер считал себя реалистом. Флобер был воспитан на творениях Ф. Шатобриана и В. Гюго и тяготел к романтическому способу изображения. Всю свою жизнь он стремился подавить в себе лирико-романтическое начало ради максимально объективного изображения повседневной реальности.
Сочинения Флобера были хорошо известны в России, о них сочувственно писала русская критика. Его произведения переводил И. С. Тургенев, связанный с Флобером близкой дружбой, А. А. Блок, М. А. Волошин.
Некоторое представление о характере и взглядах писателя могут дать цитаты, оставленные им. Вот некоторые из них:
«Женщина молода до тех пор, пока ее любят».
«В определённом возрасте ручки кресла начинают привлекать вас больше,
чем ручки женщины».
«Всё изнашивается — даже горе»
«Будущее тревожит нас, а прошлое нас держит. Вот почему настоящее ускользает от нас».
«Одиночество нельзя заполнить воспоминаниями, они только усугубляют его».
«Раскаиваться хорошо, но не делать зла ещё лучше».
«Когда уважаешь свой талант, не станешь прибегать к средствам,
которыми завоёвывают толпу».
«Слово — не что иное, как отдаленное и ослабленное эхо мысли».
«То, что хорошо написано, никогда не надоедает. Стиль — это сама жизнь,
это кровь мысли».

Спасибо, уважаемая Надежда, за прекрасное посвящение Памяти французского прозаика-реалиста, одного из крупнейших европейских писателей XIX века - ГЮСТАВА ФЛОБЕРА!!
Благодарю Вас за включение в Вашу прекрасную публицистическую работу Сонета 96,
за сотворчество и соавторство!

С искренней признательностью и теплом созвучной души соавтора,
Валерий (Чёрный Водолей)".

Валерий Старостин   30.03.2021 23:09


PSS:
СПАСИбо за развёрнутую рецензию, уважаемый ВАЛЕРИЙ, важную информацию, не вошедшую в короткое эссе, которую с удовольствием ввожу в текст, постскриптум.

Вы правы, акцентируя внимание на вехах творчества великого мастера "точного слова" - подчеркнули особенность характера, взглядов ФЛОБЕРА!

Смелый, непохожий, обличающий пороки общества своего времени...

СЫН ХИРУРГА, (как и ФЁДОР ДОСТОЕВСКИЙ), проводивший своё детство в стенах больницы, вобравший процесс избавления от очага болезни с метастазами: ЛОКАЛЬНОГО, ОПЕРАБЕЛЬНОГО ПУТИ.

Подавляя в себе лирико-романтическое творческое начало, максимально объективно изображал повседневную реальность, соединяя элементы психологизма и натурализма.
Флобер считал себя реалистом.

Что из этого получилось, судим мы,перечитывая!
Восхищаемся, проводя параллели с сегодняшним временем Франции.

Благодарим его за мужество, жертвенность.. за всё, что дорого стоит... за что честно расплатился, оплачивая счета, выписанные судьбой.

БЛАГОдарю за соавторство, созвучие, сотворчество!
Искренне


Надежда Зернова


Рецензии
В такую красавицу, как Лиза, невозможно не влюбиться! Но вот как-то мимо меня прошло творчество Флобера, хотя некоторых классиков французской литературы читал. Очень рад, что прочитал замечательную статью о великом литераторе и моя память обогатилась ещё одним выдающимся человеком. Поразила многолетняя дружба и любовь Гюстова к Лизе, их чистота и искренность, которой сегодня недостаёт многим.
Спасибо, Надежда, Валерий, за ещё один рассказ о великом человеке и его любви!
С уважением, Алексей

Балуев Алексей   31.03.2021 18:15     Заявить о нарушении
Да и я, уважаемый АЛЕКСЕЙ, признаться честно -

услыхала подробность на кухне, в радиопередаче, посвящённой 200-летию со дня рождения ФЛОБЕРА.

Вызвало интерес и желание освежить ранее прочитанное, откровенное, сокровенное автора... бесценное наследие, лепта в мировую литературу.

Взглянуть на написанное с точки зрения взрослой женщины более обстоятельно изучить творчество, личную жизнь, окружение, пережитое время непростых событий истории развития цивилизации.

Фрагмент рассказа о личной жизни писателя меня глубоко поразил: одарённый высокой, юношеской любовью, длившейся всю жизнь эпистолярным романом - что кардинально повлияло на становление творчество, с его правдивым реализмом!

СПАСИбо за сердечный отклик, АЛЕКСЕЙ, спасиБО

Надежда Зернова   31.03.2021 19:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.