Таланту М. Анчарова. Физики или лирики?

      Помнится, был спор насчёт физиков и лириков – кто лучше?
Формула неточная. Этот спор о нравственном идеале и о методе творчества.
И тогда Панфилов произнес тронную речь, раскрывая свои мысли и чувства.
    Время беременно фантастическими открытиями, – сказал Панфилов, –
необычайно расцвела фантастика, а ведь фантастика – это лирика науки!
    Потом Панфилов продолжил:
Но лирика – это особый способ мышления.
Он объёмный в отличие от линейного логического мысле-явления.
В лирике образ возбуждается от образа последовательно
и цельное представление возникает в мозгу, минуя промежуточные связи,
минуя всякие «следовательно».
А вдруг способ лирического мышления для творчества фантастических влечений
вообще органичней обычного метода умозаключений?
А вдруг слабое развитие этого метода в науке
является следствием недостаточного понимания самого предмета науки?
Вы уверены, Митя, что человечеству
не предстоит качественный скачок в самом способе мышления?
Ведь из истории науки известно, что многие открытия приходят внезапно,
даже от волнения.
Давно известно, что открытия приходят на стыке двух наук с использованием мышления и чувства.
Но не возникает ли у вас мысль об открытиях на стыке науки и искусства?
Ведь тогда фантазия, романтика – это модель такого мышления,
а искусство в целом, вызывая душевные встряски,
есть способ пробуждения такого рода мышления, как новые мысле-явления!
    Творчество – это разум! –  сообщил Митя и осушил кубок доброго напитка. – Следовательно, это мужество, трезвость, порядок всевозможного.
Пусть трудный, но порядок в законах возможного.
В то время как всякая романтика, искусство, фантастика, лирика –
это детское перескакивание через факты, скачки, вызванные желанием невозможного.
   Чепуха, – сказал Памфилий. – Порядок – это только подготовка к творчеству.
И открытия – это только результат творчества. Это каждый знает.
А что такое творчество, увы, никто не знает.
Может быть, это душевный резонанс на что-то. А вот на что? Вы с душой знакомы?
Какой-нибудь физик додумается. Но это будет не лирик, не Вы.
_______
Михаил Анчаров. Теория невероятности. (Отрывок).
   Помнится, был спор насчет физиков и лириков – кто лучше? Формула неточная. Этот спор о нравственном идеале и о методе творчества.
И тогда Панфилов произнес тронную речь.
– Время беременно фантастическими открытиями, – сказал Панфилов. – Необычайно расцвела фантастика. А ведь фантастика – это лирика науки.
Панфилов сказал:
– Но лирика – это особый способ мышления. Он объемный в отличие от линейного логического. В лирике образ возбуждается от образа, и цельное представление возникает в мозгу, минуя промежуточные связи, минуя всякие «следовательно». А вдруг способ лирического мышления для творчества вообще органичней обычного метода умозаключений? А вдруг слабое развитие этого метода является следствием недостаточного понимания самого предмета науки? Вы уверены, Митя, что человечеству не предстоит качественный скачок в самом способе мышления? Ведь из истории науки известно, что многие открытия приходят внезапно. Давно известно, что открытия приходят на стыке двух наук. Но не возникает ли у вас мысль об открытиях на стыке науки и искусства? Ведь тогда фантазия, романтика – это модель такого мышления, а искусство в целом, вызывая душевные встряски, есть способ пробуждения такого рода мышления.
… – Творчество – это разум! – икнув, сообщил Митя и осушил кубок доброго вина. – Следовательно, это мужество, трезвость, порядок. Пусть трудный, но порядок. В то время как всякая романтика, искусство, фантастика, лирика – это детское перескакивание через факты. Скачки, вызванные желанием невозможного.
– Чепуха, – сказал Памфилий. – Порядок – это только подготовка к творчеству. И открытия – это только результат творчества. А что такое творчество, увы, никто не знает. Может быть, это душевный резонанс на что-то. А вот на что?… Какой-нибудь физик додумается. Но это будете не вы.
_______
Михаил Леонидович Анчаров (1923-1990) – советский прозаик, поэт, бард, драматург, сценарист и художник. Является одним из основателей жанра авторской песни.


Рецензии