Таланту М. Анчарова. Пред кем - плащи в грязь?

   Мальчишки играли в мяч и с ними - девушка в коротком пальто.
Я пригляделся. Это была девушка, которая толкнула меня на улице.
Уголки рта у неё загибались вверх, и, кажется, были веснушки.
Она находилась в конфликте с мальчишками и они злились на неё - это было у каждого на лице.
    Она была озорная и обыгрывала их в мяч, быстро отскакивая и пробегая отметки -
Только держись!
Чувствовалось, что ей хочется играть, а играть не с кем. В ней была жизнь!
С ней это приключилось!
Мне захотелось нарисовать её и я стал набрасывать её черты поверх схемы,
Но у меня плохо получалось. Я перевернул лист и снова плохо получилось.
    Мне только удалось пометить карандашом выражение рта,
Но у меня всё время получался тяжелый подбородок.
Они кончили играть и мяч, который швырнули проигравшие мальчишки,
Прокатился близ меня и девушка пошла за мячом мимо меня, гордо подняв красивый подбородок.
    Она подошла и, пройдя мимо, с вызовом посмотрела на меня и покосилась на блокнот. Но я прикрыл блокнот и это её задело. Ей стало почти обидно.
Она прошла обратно и зацепила меня, презрительно дрогнув ноздрями.
Видно было, что я взрослый и неинтересен ей, но чем-то задевал её скрытно
и ей было любопытно.
    Мимо меня продефилировали длинные ноги и короткое пальто.
Глаза у неё были горячие и ноздри презрительно вздрагивали.
Ей было смертельно любопытно, но обижало, что её за человека не считают.
Видно было, что она привыкла повелевать, а её рисуют, как какое-то дерево вдали.
   Я перестал рисовать и спросил:
На каком Вы курсе?
    На пятом, – ответила она, -я это говорю, чтоб Вы были в курсе.
    Я продолжил:
Либо вы пойдёте по одной дороге, либо по другой.
   Она села на бугорок 
И стала подкидывать мяч в руках, как заядлый игрок.
   По какой дороге? – с интересом спросила она.
   Я ответил, словно во мне проснулась юности весна:
Либо Вы будете задевать всех и это войдёт в привычку, и, если так будет,
То Вы вырастете большая и красивая, Вы и сейчас красивая,
И Вам будут подчиняться, но счастья у Вас не будет.
    Она внимательно слушала.
Потом заметила, что слушает внимательно, и это её разозлило.
Почему это? – спросила она с вызовом и потом добавила:
Все обучают, и Вы объяснили всё так «мило».
    Я ответил:
Привыкнете командовать и будете всех презирать.
Все Вам будут неинтересны и Вы пропустите свою любовь.
    Она уже не подкидывала мяч и ей всё было интересно вновь,
И она смотрела на меня серьёзно –
Я произнес магическое для её возраста слово - любовь.
   А если вы будете доброй с людьми, - продолжил я, пытаясь улыбнуться, -
То Вам будет интересно с ними и к Вам будут тянуться.
   Я подумал и продолжил:
С женщинами, которые командуют, всегда хитрят.
Им не доверяют и боятся, поскольку для них слова – не пыль и, тем более, грязь.
А женщина, которая добрая и с достоинством, и с жизнью в глазах -
Перед такими – плащи в грязь!
_____
Михаил Анчаров. Теория невероятности. (Отрывок).
Мальчишки играли в мяч и с ними девушка в коротком пальто. Я пригляделся. Это была девушка, которая толкнула меня на улице.
Уголки рта у нее загибались вверх, и, кажется, были веснушки.
Она находилась в конфликте с мальчишками, и они злились на нее.
Она была озорная и обыгрывала их в мяч, быстро отскакивая и пробегая отметки.
Чувствовалось, что ей хочется играть, а играть не с кем. В ней была жизнь.
Мне захотелось нарисовать ее и я стал набрасывать ее черты поверх схемы,
но у меня плохо получалось.
Я перевернул лист, и снова плохо получилось.
Мне только удалось пометить карандашом выражение рта,
но у меня все время получался тяжелый подбородок.
Они кончили играть, и мяч, который швырнули проигравшие мальчишки,
прокатился близко около меня, и девушка пошла за мячом.
Она подошла и, пройдя мимо, с вызовом посмотрела на меня
и покосилась на блокнот. Но я прикрыл блокнот, и это ее задело.
Она прошла обратно и зацепила меня, презрительно дрогнув ноздрями.
Видно было, что я взрослый и неинтересен ей, но чем-то задевал её
и ей было любопытно.
Длинные ноги продефилировали мимо и короткое пальто.
Глаза у нее были горячие, и ноздри презрительно вздрагивали.
Ей было смертельно любопытно, но обижало, что ее за человека не считают.
Видно было, что она привыкла повелевать, а её рисуют, как дерево.
Я перестал рисовать и спросил:
– На каком вы курсе?
– На пятом, – ответила она. Я сказал:
– Либо вы пойдёте по одной дороге, либо по другой.
Она села на бугорок и подкидывала мяч в руках.
– По какой дороге? – спросила она.
– Либо вы будете задевать всех и это войдёт в привычку,
и тогда вы вырастете большая и красивая, вы и сейчас красивая,
и вам будут подчиняться, но счастья у вас не будет.
Она внимательно слушала.
Потом заметила, что слушает внимательно, и это её разозлило.
– Почему это? – спросила она с вызовом и потом добавила: – Все обучают…
– Привыкнете командовать и будете всех презирать.
Все вам будут неинтересны, и вы пропустите свою любовь.
Она уже не подкидывала мяч, и ей было интересно,
и она смотрела на меня серьезно, –
я произнес магическое для ее возраста слово – любовь.
– А если вы будете доброй с людьми, то вам будет интересно с ними, и к вам будут тянуться.
Я подумал и сказал опять:
– С женщинами, которые командуют, всегда хитрят. Им не доверяют и боятся. А женщина, которая добрая, и с достоинством, и с жизнью в глазах… Перед такими – плащи в грязь!
_______
Михаил Леонидович Анчаров (1923-1990) – советский прозаик, поэт, бард, драматург, сценарист и художник. Является одним из основателей жанра авторской песни.


Рецензии