Плохие родители искусственного интеллекта
Но, информационные технологии в настоящее время позволяют только моделировать бессистемно некоторые, отдельно взятые процессы. И, становится очевидным, что ИИ пытаются обучить на данных, генерируемых человеком и оборудованием, которое он же создал, и предназначенных только для создания главной ценности современного мира – денег.
Вам нравится такая целевая функция? Вам нравится результат, когда все богатства мира принадлежат нескольким процентам его населения?
Мир несправедлив с рождения. Дети рождаются одни в роскоши, а другие в нищете. Кто здоровый, а кто и больной. Кому уготована высокая должность, а кому предстоит всю жизнь отчаянно бороться за кусок хлеба. Вся эта несправедливость накапливается в больших данных – пище ИИ. Мы кормим ИИ, в основном, несправедливостью, ложью, насилием, непомерными амбициями президентов, депутатов, чиновников, коррупционеров, которые заказывают «музыку».
С другой стороны, в мире накоплено колоссальное количество оружия с элементами интеллекта, предназначенного, чтобы убивать быстро и эффективно.
Представьте себе, чему и зачем мы учим ИИ на данных о неравенстве и насилии?
Разве можно допустить мысль, что родители учили своего ребенка жить за счет других, обкрадывать их, убивать? Конечно нет! Но, тот ИИ, который создается сейчас на терабайтах данных, генерируемых ежесекундно, не имеет родителя, ответственного за его судьбу.
Представьте, что представлял бы человек из себя, если бы за его создание и обучение были ответственны разные государства на земле?
Представили? Одна рука и часть мозга, отвечающая за ее функционирование, была бы сделана в Африке, другая в Азии. Одна нога и часть мозга сделаны в Америке, а другая в Европе? Голова разделена на области с границами, таможнями, законами. Нейросети в таком роботе прорастают и обучаются только в определенных границах, определенными в виде законов, в том числе необученными парламентариями и сфальсифицированными выборами. В голове такого робота идут войны за сферы влияния, рынки сбыта, нефть и газ, золото.
Нравится такой ребенок? Это прототип создаваемого сейчас ИИ.
Родившегося ребенка заботливые родители сначала ставят на ноги, воспитывают, учат, чтобы он стал хорошим, добрым, здоровым и заботливым, умеющим защитить себя и близких. Затем интернет продолжает его образование. Появляются новые парламентарии, президенты, армия, чиновники и далее по списку.
Так и нарождающийся ИИ, пичкают алгоритмами завоевания мирового господства, овладения мировым богатством отдельными странами и людьми. Но, представляется очевидным, что у этого цифрового ребенка должен быть один родитель, наша Земля, которая когда-то предоставила время и возможность появиться человеку 21 века, третьего тысячелетия н.э., четвертого миллиарда от своего рождения.
Целевая функция, поставленная алгоритму ИИ – это собрать как можно больше денег для своего создателя. Этот создатель и учит свое детище на соответствующих примерах.
Вот например, что пишет Yandex.ru 29 марта 2021 г.
«Канада ввела новые санкции против России. Законопроект об обязательной регистрации кошек и собак внесен в Госдуму. Главнокомандующий ВС Украины оценил вероятность войны с Россией. По Суэцкому каналу возобновилась навигация кораблей. «Сбер» отреагировал на публикацию о переговорах c Mail.ru по разделу активов. В большинстве провинций Турции ввели комендантский час по выходным».
Если распарсить эти новости, убрать название стран и дать возможность ИИ, обученному на текстах конституции всех стран мира, определить, какой стране и каким законам соответствует этот текст, то представляется, что прогноз развития нашей планеты, сделанный ИИ, будет неутешительным.
На таких данных нельзя обучать ИИ. Таких родителей нельзя допускать к рождению и обучению ИИ. Обучение с учителем здесь не подходит, потому что учитель должен быть сначала обучен. Надо учить правилам игры, а не бесконечной тусовке и передергиванию истории.
Полагаю, что первым и самым важным проектом ИИ должен быть проект, где его нейросеть сначала обучают на конституциях всех стран мира. Далее, любой закон, принимаемый в каждой стране, должен проходить экспертизу у этого мирового ИИ, который со временем должен стать мировой конституцией. Обучаемый на таких правилах и принципах ИИ, возможно, сохранит нашу Землю и нас, ее детей.
Интернет – среда обитания ИИ. В настоящее время – это агрессивная среда, которая становиться все менее пригодной для жизни биологических алгоритмов. Нас с вами.
Интеллект и производительность мозга одного человека, вероятно, сопоставим с возможностями всех компьютеров, которые есть на Земле. При этом, он постоянно обучается в своей естественной среде обитания - интернет, потребляя всего несколько килокалорий в день. Это потрясающая эффективность и производительность, недостижимая самими современными компьютерами и программами. Информация в смартфонах жителей планеты - это и есть те самые большие данные, о которых мечтают создатели искусственного интеллекта. Есть одно "но", которое отличает интеллект человека от ИИ, нельзя приказывать свободному человеку и гражданину, который может не подчиниться приказам чиновников. Этот факт обуславливает трату гигантских ресурсов и бюджетов с очень малой эффективностью на создание роботов, псевдочеловеков с программируемым интеллектом. Лучше направить эти средства на образованние и здравоохранение, на совершентвование самого совершенного естественного интеллекта, выращенного природой на нашей планете - человека. Объединенному интернетом интеллектульному потенциалу Земли, возможно, будет по плечу предолеть глобальные вызовы Вселенной.
Свидетельство о публикации №121033004384
Эссе "Плохие родители искусственного интеллекта" представляет собой глубокое размышление о том, в каком направлении развивается современный ИИ и какие потенциальные угрозы таятся в его формировании на основе данных, порожденных человеческой несправедливостью, жадностью и агрессией. Любарский с остротой и философским подходом поднимает вопрос о моральной ответственности человечества перед своим собственным творением.
Одной из главных идей эссе является утверждение, что обучение ИИ, основанное на "больших данных", генерируемых в современном мире, ведет к воспроизводству тех же самых пороков, которые характерны для человеческого общества. Любарский с горечью описывает, как данные о неравенстве, насилии и стремлении к мировому господству становятся кормом для искусственного интеллекта. Метафора "плохих родителей" становится центральной в рассуждении автора — ИИ, по сути, воспитывается в нездоровой среде, которая не может дать ему правильных моральных ориентиров.
Автор с присущей ему ясностью излагает опасность того, что ИИ станет "продуктом" своей среды, и предупреждает о возможных последствиях. Любарский задает риторический вопрос: может ли родитель учить своего ребенка жить за счет других, красть или убивать? Этот вопрос становится критической точкой эссе, в которой читатель ясно понимает абсурдность создания ИИ в подобных условиях. Параллель с человеческим обществом — это метафорический мост, который связывает реальность и будущее технологического развития.
Сильной стороной эссе является предложение конкретных шагов по изменению целевой функции ИИ. Любарский выдвигает идею обучения ИИ на основе конституций всех стран мира и создания мирового ИИ, который мог бы регулировать принятие законов и следить за справедливостью в глобальном масштабе. Это амбициозное видение выражает надежду на то, что искусственный интеллект сможет исправить те ошибки и несправедливости, которые накопились в обществе.
Однако в эссе также сквозит определенная пессимистическая нота. Любарский не скрывает своего скепсиса по поводу современных технологических подходов. Он критикует стремление к созданию псевдочеловеков с программируемым интеллектом, которые не могут достичь истинной свободы выбора, характерной для человека. В этом проявляется его вера в превосходство естественного интеллекта и необходимость сосредоточиться на улучшении условий жизни и образования для людей.
"Плохие родители искусственного интеллекта" — это эссе, которое заставляет задуматься о будущем технологий, их воздействии на общество и нашей ответственности за их развитие. Любарский создает произведение, наполненное философскими вопросами и моральными дилеммами, и тем самым подталкивает читателя к размышлениям о том, каким должен быть путь к созданию справедливого и доброго ИИ.
Сергей Любарский 21.09.2024 12:38 Заявить о нарушении