Загадочный... Густав Моро

Картина: "Юпитер и Семела".

Символизм ( от др.-греч.symbolon — «совместное бросание»)- одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870—1880-х годах и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России.

Обособление символизма в качестве течения в искусстве связывают с усилением романтического мировоззрения в кризисные, переломные эпохи развития культуры. Характерные качества символистских произведений искусства — мистика, таинственные мифологические и сакральные темы и сюжеты, намёки, иносказания, неясные, тревожные и смутные настроения, эзотерическая символика. В области формы — напряжённая ритмика, деформация, туманный и сумрачный колорит. Термин «символизм» в искусстве был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в манифесте «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября1886 года в парижской газете «Фигаро» (Le Figaro).

Наибольшее влияние на творчество художников оказал немецкий философ Эрнст Кассирер. В 1923—1929 годах он опубликовал трёхтомный труд «Философия символических форм» («Philosophie der symbolischen Formen»). В любом символе, — утверждал философ, — есть две стороны — означаемое и означающее, материальное и духовное, явное и скрытое. В искусстве символизма различают два мира: мир вещей и мир идей. Поэтому в изобразительном искусстве символ становится условным знаком, соединяющим эти миры. Искусство вообще, прежде всего поэзия, музыка и живопись, — мир символов, а художник и его произведение — ключ к тайне мира идей. Австро-английский историк искусства Эрнст Гомбрих в книге «Символические образы» (1972) различал символы как «образы Божественного творения», которые можно познать только интуитивно, посредством анагогии («возвышения»; термин византийского богословия), и консонансные символы, в которых связь видимого и невидимого устанавливается самим художником, но так, чтобы они были понятны зрителю.

Эстетика символизма, послужившая идейной основой течения символизма в живописи и графике, вначале проявилась в творчестве французских поэтов Поля Верлена, Артюра Рембо, Стефана Малларме, Огюста Вилье де Лиль-Адана, Шарля Морраса. Символизмом проникнута музыка Клода Дебюсси и Мориса Равеля (хотя эти композиторы считаются импрессионистами), а также живопись и графика Уильяма Блейка (1757—1827), Гюстава Моро (1826—1898), Арнольда Бёклина (1827—1901), Одилона Редона (1840—1816). К символистам относили французского живописца Пьера Пюви де Шаванна, однако его творчество ближе классическому искусству, фрескам раннего итальянского Возрождения.

Не существует для меня художника
загадочней и ярче Густава Моро
- последнего романтика XIX века.


Гюстав Моро (Gustave Moreau, 6 апреля 1826, Париж, Франция – 18 апреля 1898, Париж, Франция) – французский художник-символист. Был учеником Теодора Шассерио в школе изящных искусств в Париже. Его полотна, акварели и рисунки были посвящены в основном библейским, мистическим и фантастическим темам. Моро был прекрасным знатоком старого искусства, почитателем древнегреческого искусства и любителем ориентальных предметов роскоши, шёлка, оружия, фарфора и ковров.

Биография.

Моро родился в зажиточной семье: его отец был архитектором, а мать – талантливым музыкантом. В детстве Гюстав часто болел и, подолгу находясь дома, рано начал рисовать. Отец поддерживал его увлечение живописью. Благодаря ему, Гюстав Моро в 16 лет получил удостоверение копииста картин, Это позволило молодому человеку без всяких препятствий посещать Лувр и копировать работы великих мастеров. После поездки в Италию он увлекся искусством античности и раннего Возрождения. Живописи Моро учился в парижской Школе изящных искусств, а последние 10 лет жизни работал в ней преподавателем. Он оказал существенное влияние на творчество своих учеников: Анри Матисса, Жоржа Руо и других художников, которые впоследствии будут называть себя фовистами.

Обучение в школе было крайне консервативным и в основном сводилось к копированию гипсовых слепков с античных статуй, рисованию мужской обнаженной натуры, изучению анатомии, перспективы и истории живописи. Между тем Моро все больше увлекался красочной живописью Делакруа и особенно его последователя Теодора Шассерио. Не сумев выиграть престижный Римский приз (победителей этого конкурса Школа за свой счет отправляла на учебу в Рим), в 1849 году Моро покинул школьные стены.

Молодой художник обратил свое внимание к Салону - ежегодной официальной выставке, на которую стремился попасть каждый начинающий в надежде быть замеченным критикой. Картины, представленные Моро в Салоне в 1850-е годы, например, "Песнь Песней" (1853), обнаруживали сильное влияние Шассерио, - выполненные в романтической манере, они отличались пронзительным колоритом и неистовым эротизмом.

Признание Моро получил после того, как в 1864 году представил публике картину «Эдип и Сфинкс». Но спустя пять лет, когда критики нелицеприятно отозвались о его новых работах, художник на несколько лет закрылся в своей студии. И хотя он триумфально вернулся в 1876 году с картиной «Явление», позже Моро часто описывали как нелюдимого отшельника. Последние 10 лет жизни художник, помимо преподавания, посвятил превращению своего парижского дома в музей.

Особенности творчества.

1857-1859 годы Моро провел в Италии, чтобы оправиться после смерти близкого друга и учителя Теодора Шассерио. Здесь художник снова нашел вдохновение в работах Леонардо, Микеланджело и других мастеров Ренессанса. В четких контурах и тонкой детализации его зрелых работ также просматривается влияние Андреа Мантеньи и Джованни Беллини. Позже Моро стал изучать орнаменты разных народов мира и историю костюма, интегрируя новые знания в свои картины.

Моро намеренно стремился максимально насытить свои картины удивительными подробностями, это была его стратегия, которую он называл "необходимостью роскоши". Над своими картинами Моро работал подолгу, иногда по несколько лет, постоянно добавляя все новые и новые детали, которые множились на полотне, словно отражения в зеркалах. Когда художнику уже не хватало места на холсте, он подшивал дополнительные полосы. Так случилось, например, с картиной "Юпитер и Семела" и с неоконченным полотном "Ясон и аргонавты".

Поездка изменила Гюстава Моро. Еще будучи в Италии, он писал писал другу в Париж: "С этого времени, и навсегда, я собираюсь стать отшельником... Я убежден: ничто не заставит меня свернуть с этого пути".
Правда, по возвращению в Париж все получилось не так, как он планировал. Он познакомился с гувернанткой, которая служила в доме неподалеку от его мастерской. Молодую женщину звали Александрина Дюре. Моро влюбился и, несмотря на то, что категорически отказался жениться, был верен ей более 30 лет. После смерти Александрины в 1890 году художник посвятил ей одно из лучших полотен - "Орфей у гробницы Эвридики".

Последний романтик XIX века Гюстав Моро называл свое искусство "страстным молчанием". В его работах резкая цветовая гамма гармонично сочеталась с экспрессией мифологических и библейских образов. "Я никогда не искал снов в реальности или реальности во снах. Я дал свободу воображению", - любил повторять Моро, считая фантазию одной из самых важных сил души. Критики видели в нем представителя символизма, хотя сам художник неоднократно и решительно отвергал этот ярлык. И как бы ни полагался Моро на игру своей фантазии, он всегда тщательно и глубоко продумывал колорит и композицию полотен, все особенности линий и формы и никогда не боялся самых смелых экспериментов.

Известные картины Гюстава Моро: «Эдип и Сфинкс», «Прометей», «Юпитер и Семела», «Пьета», «Гесиод и Муза».


          @


Рецензии
Алексей, читая твои статьи, всё думаю:
Как бы хорошо все их собрать в одну книгу
с одной- двумя картинами художников и издать для детей- школьников.
Было бы пособие для уроков рисования.Ведь даже в художественных
школах или студиях дают уроки очень низкого уровня. А так бы прочитав
про художников, наверное дети больше увлеклись бы хоть рисованием просто
или уж в школах теперь и урока рисования нет?
Мой внук читает хоть в интернете.Родители перед поездкой
просят его ознакомиться с художниками, работы которых есть хоть в наших музеях, хоть за границей, если едут в какую страну.
Ищи спонсоров и издавай!!!
С теплом

Роза Горбачёва   02.04.2021 20:34     Заявить о нарушении
Спасибо, Роза, за отзыв и поддержку публикации! Интересное предложение, надо
подумать. Хотя в интернете всё есть! С теплом,

Алексей Гончаров2   02.04.2021 21:14   Заявить о нарушении
В интернете всё есть, но дети не будут искать. А когда книга есть, то можно уж читать , не заморачиваясь.Они в интернете не читают такое. У меня читающий внук, читает много книг ,и свои и в библиотеку ходит, но в основном сейчас не читают.

Роза Горбачёва   02.04.2021 21:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.