эзо-мать-460 пси 29. 03. 2021-30

.
КЛИП-ТЕКСТ
КЛИП-ПРОЗА
КЛИП-ЧЕЛО
КЛИП-РАЗМЫШЛИЗМ
КЛИП-ПЕРЕСМЕШНИК
================
===========
=======
.
.
.
НЕЛЬЗЯ
СТАТЬ
ВЗРОСЛЫМ
БЕЗ
ДЕТСТВА...
.
.
ЛИШЕНИЕ
ДЕТСТВА -
ЛИЩЕНИЕ
ВОЗМОЖНОСТИ
ВЗРОСЛЕТЬ...
.
.
.
30.03.2021г. 00-09
.
.
.
.
http://www.stihi.ru/2018/01/20/1610 - Оглавление - 34 эзо-мать 20. 01. 2018
.
http://www.stihi.ru/2017/12/08/1503 - Оглавление-17 МОЯ мать 08. 12. 2017
.
.
.
.
================
из интернета
.
.
================
Наталья Баева

Детство под запретом.
23 марта

"Конкурс родительских кошельков!" "Дети - заложники родительского тщеславия!" - знакомые вопли с "бескрайних просторов"?

Имеется ввиду, что ребёнок интересен не сам по себе, а как "лицо семьи" - чтобы одет - накормлен - обайфонен "не хуже людей". А желательно - лучше.

Чего хочет сам ребёнок - поинтересоваться некогда. Да и незачем: "ребёнок глуп, и знать не может".

Но виновато ли в этом "сложное время"? Нет, явлению уже много столетий.

Не забираясь слишком глубоко в историю, рассмотрим небольшую галерею детских портретов рубежа 16 - 17 веков. Только недавно детей начали изображать не маленькими взрослыми, а с детскими пропорциями. Но до признания ценности детства должно было пройти ещё не менее столетия.

Начнём с особ, рождённых на троне и для трона. Было ли вообще детство у Анны Австрийской?

Детство под запретом.

               
На втором портрете семилетняя принцесса закована в железный испанский корсет с неизменным стандартом талии - 40 сантиметров. Пока не жмёт. Пока...

Стоимость такого воротника нам трудно себе и представить - кружева тогда не плели, а шили иголкой. Статусная вещь, поистине, королевская. А что в нём не повернуть головы - так принцессе оглядываться запрещено этикетом. Наряд, в каком современный человек просто не смог бы двигаться, венчает личико, совершенно бескровное: важнейший признак аристократки - кожа, никогда не видавшая солнца. Это в Испании - то!

Портреты столь юных инфант писались не для любования прелестью детства, а для рассылки государям Европы: НЕВЕСТА!

А вот и её жених Людовик Тринадцатый:


               
На этом портрете ему десять лет. Роскошь наряда и обстановки, величественная поза - и невозможность разглядеть характер. Просто - воплощение надежд, просто - будущий правитель.

С трёх лет Людовик играл на скрипке, самостоятельно освоил лютню и клавесин, неплохо рисовал, к десяти годам всерьёз увлёкся математикой и фортификацией. Но это потомки будут считать его лучшим композитором Франции первой половины 17 века. А тогда, в детстве, недюжинные способности Луи не интересовали вообще никого, даже его родную мать. Просто потому, что не имели отношения к его будущим королевским обязанностям.

Эти дети поженились, когда им обоим было по 14. Естественно, волей родителей - союз государств! Укрепление династии!

Детство под запретом.
А уж их сын, Людовик Четырнадцатый, каждым жестом, каждым взглядом обязан был подчёркивать: "Государство - это Я!"

Детство под запретом.
 

Но это - абсолютная монархия. А как выглядел детский портрет в гораздо более демократической Голландии?

Удивительно, насколько культура была общей: голландцы явно следовали моде, заданной королевскими дворами. Заказать портрет здесь могли не только дворяне, но и буржуа. Одежды детей попроще, но застывшие позы, но стандарты, согласно которым "дитя должно быть кругленько - беленько", и чтобы щёки со спины видать!

Детство под запретом.
Детство под запретом.
Детство под запретом.
Детство под запретом.
А вот это уже некий тектонический сдвиг в сознании заказчиков: помпезность исчезает - и появляется хотя бы намёк на характер: "естественный человек", близкий к природе. Сад, цветы, овечка...

Детство под запретом.
Английский детский портрет, как будто, опередил время: "статусности", внимания к деталям костюма и интерьера гораздо меньше. А вот чего больше - так это заинтересованности моделью. Художники вглядываются в эти лица, словно пытаясь угадать, что именно получится из этих детей?

Детство под запретом.
Менее всего будущий Генрих Восьмой похож на будущего тирана.

Прошли десятилетия...

Детство под запретом.
На задворках королевского дворца, при полном равнодушии отца - Генриха Восьмого, живёт девочка, которую никто не рассматривает как наследницу престола. Мать её казнена, а её пока и замечать не положено. Но художник, Исаак Оливер, кажется, разглядел будущую великую королеву Елизавету: высокий лоб, упрямо сжатый маленький рот и глаза...повелевающие. Вот только - не была ли эта миниатюра написана задним числом? Или это - копия работы, более ранней?

Детство под запретом.
Френсису Бэкону, будущему философу, в его полтора года, видимо, позволялось быть ребёнком - естественная поза, свободная одежда, никакой нарочитой взрослости. Но золотую цепь всё же надели: сын лорда - канцлера!

Детство под запретом.
А восьмилетний Джон Мильтон явно сам старается выглядеть постарше: он УЖЕ знаток поэзии греческой и латинской!

Не только педагоги, но и родители считали тогда детство этаким периодом физиологического слабоумия, от которого ребёнка надлежит избавить как можно раньше.

Детство под запретом.
"Портрет двух братьев" интересен тем, что при разнице в возрасте всего - то год, мальчики в разных возрастных категориях. Это подчёркнуто одеждой: штаны - с пяти лет. До пяти - юбка. Не надо объяснять, почему?

А вот верхняя часть костюма - камзол со съёмными рукавами - одинакова.

Возраст обозначен одеждой, но - столь взрослое выражение лиц?!

Детство под запретом.
Можно ли, вглядываясь в забавную мордаху, разглядеть будущую личность? А шёлк - атлас и пригоршня жемчуга на шее - это бросается в глаза. Семья - то не королевская, и даже не богатая.
Но как же маме хотелось увековечить любимого - желанного - долгожданного сынишку! Чтобы - не хуже любого принца!

Это Оливер Кромвель, ему здесь два года. Свидетельств о его детстве сохранилось не так уж много, но одно любопытно: лишь недавно научившись говорить, мальчуган повторил родителям фразу, которую услышал во сне: "Ты станешь правителем Англии!" Отец ещё уточнил: "Королём?"

- Нет, про короля не сказано...

***

Вот мы и подошли к тому рубежу, когда художники разглядели в ребёнке не вывеску благосостояния семьи, не абстрактного ангелочка, и даже не зародыш будущего, а существо интересное само по себе, здесь и сейчас!

И произошло это в середине семнадцатого столетия. Первопроходцем оказался, пожалуй, Франс Хальс - тот, кто был "сам по себе" - работал так, словно не было для него никаких авторитетов.

Детство под запретом.
На глазах сменилась эпоха!
================
.
.


Рецензии