Смысл творчества Эссе

СЕРГЕЙ   НОСОВ

СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА
ЭССЕ

     У человека много инстинктов и жив человек во многом именно своими инстинктами -  пить и есть, любить кого-то (в сексуальном смысле слова «любить»), сохранять и оберегать свою жизнь…
        И так далее.
        Среди этих природных инстинктов которыми наделен человек не последнее место занимает и ИНСТИНКТ ТВОРЧЕСТВА…
          Каждый или почти каждый человек во что бы то ни стало хочет ТВОРИТЬ и хоть в чем-то непременно быть Творцом.
         Много об этом написано в разнородной философской и художественной литературе на самом деле -  что человек мол в своей жажде творчества  подражает Богу-Творцу… что человек тем самым стремится быть больше себя самого и преодолеть неизбежность Смерти…
           И прочее с разными вариациями и в том же духе.
           На самом же деле никаких Творчеством Смерть одолеть конечно же невозможно.
            Так называемые «бессмертные» творения Искусства тоже когда-то ожидает забвение…
             Ну кто сейчас поставит в современном театре трагедии Еврипида или даже Расина? - Если их и поставят ныне в каком-то новоявленном экстравагантном театре то так переосмыслят их неожиданной режиссурой что от Еврипида и Расина ничего и не останется….
             Забвение ожидает все существующее и существовавшее когда-либо на земле.
              Вечного в этом мире просто нет.
              Это надо честно признать. И не обманывать себя верой в какое-то фантастическое преодоление забвения и смерти.
                И  вместе с тем человек хочет творить, призван творить - и эта страсть к творчеству в нем неодолима.
                Вероятно в творчестве все живое и способное мыслить и чувствовать действительно стихийно сопротивляется ждущим его рано или поздно смерти и забвению.
                Только не каждому дано так запечатлеть себя в творчестве  чтобы  отодвинуть или «отменить» для себя неминуемое забвение на годы и на десятилетия, не говоря уже конечно о столетиях…
                Кроме того, даже и великие творцы часто как будто недопонимали что все таки их посмертная слава - это не реальное продолжение их жизни, а нечто совсем иное и не такое важное даже и им самим…  Недопонимали что их самих на свете все таки однозначно тогда уже не будет, что им самим и не узнать уже никогда -  почитают их после смерти или забыли…
                И «Памятник» Пушкина тоже хранит в себе черты этого недопонимания, что смерть - это всерьез и навсегда… А посмертная слава - это не заменитель ушедшей  навсегда и оборвавшейся жизни.
                Но человек все равно творит и творит… Он не в силах бросить это занятие никогда. Как не в силах «бросить» есть и пить и заниматься любовью…
                И в этой страсти к творчеству есть на самом деле и нечто  может быть и мистическое…
                Хочется, безумно хочется человеку «продлить жизнь свою в мире»… Он понимает, что физиология этого не позволит - и верит в преображающую  все сущее и его самого силу творчества…
                Безумно верит повинуясь инстинкту жить и жить…
                И иногда и правда становится в итоге безумным… Увы.
                Это тоже частый случай. По крайней мере  - частый случай с нынешними бесчисленными «творцами» эпохи Интернета.
                Интернет позволил заниматься « творчеством» всем и каждому…
                Создавай картины, музыку, стихи, скульптуру, прозу… И помещай все это свободно в Интернете…
                И жажда «запечатлеть себя в слове и звуке»  обуяла несметные толпы людей - многие  тысячи и миллионы обывателей и рядовых граждан…
                Творит каждый и творят «скопом» просто все подряд…
                И никогда ни при Державине ни при Пушкине, ни при Блоке или потом при жизни Есенина столько стихов конечно не писали у нас в России например сколько пишут их сейчас и публикуют в Интернете на бесконечных сайтах поэзии буквально все подряд… начиная с маленьких девочек и вплоть до самых старых бабушек и отъявленных прохвостов бизнеса…
                А где же настоящие большие  Поэты современной России? - Нет их «в природе». И не предвидится конечно…
                Но на это никто давно уже не обращает внимания - все пишут «сами по себе», находят на просторах Интернета тех кто их похвалит и взамен готовы сутками хвалить этого любезного им сочинителя своего  уровня.
                А остальное им уже не интересно - выявление подлинной Поэзии с Большой Буквы и подлинных талантов…
                Они, эти нынешние «творцы» - всецело увлечены сами собой и своим самовыражением. Забывая о том что по большому счету их самовыражение  никому уже давным давно не нужно.
                На таких путях Смерть Творчеством не победить никогда.
                Дело в том что забывается всегда при этом то есть такое явление как ДУХОВНОЕ ПРИОБЩЕНИЕ К ТВОРЧЕСТВУ БОЛЬШОГО ТВОРЦА, МУЗЫКАНТА ИЛИ ПОЭТА И ПИСАТЕЛЯ за счет которого Жизнь и твоя личная обретает Второе Рождение.
                Меня например раньше всегда поражало что на Богословском кладбище Санкт-Петербурга где расположена могила Виктора Цоя вокруг этой могилы знаменитого певца десятилетиями творилось нечто невообразимое…
                Может быть творится и сейчас… (Давно я увы не был на этом Богословском кладбище где есть могилы и моего дела, отца, матери и большинства моих ушедших из жизни близких)….
                Вся могила Виктора Цоя была обвешана какими ленточками, медальонами, разрисована надписями… И более того - стояла годами палатка где дежурили круглосуточно юноши и девушки и оберегали могилу боготворимого ими певца…
                Мне казалось ранее что во всем этом проявилась только детскость почитателей Виктора Цоя - их пылкая юность и их поразительная восторженность и наивность.
                И наверное я был во многом прав.
                Но прав не во всем.  Виктор Цой удивительно глубоко вошел своей музыкой и своими песнями в  жизнь и души этих людей с самой их ранней юности … И стал как бы частью их самих - и отсюда такое ему поклонение, беззаветное и честно говоря на вид полубезумное…
                Что-то подобное произошло по сути и с творениями Пушкина и их судьбой в России.
                Не случайно иностранцы так и не могут понять истоки поклонения Пушкину в России. Говорят - Пушкина трудно мол переводить…
                Отговорки! Дело не в этом…
                Так исторически получилось что Пушкин стал частью нас самих - частью русского человека стали сами стихи Пушкина и многие его поэмы и иные сочинения начиная с «Руслана и Людмилы».
                А никаких уж таких непревзойденных достоинств на мировом уровне у Пушкина как у поэта и тем более как у прозаика нет.
                Не написал Пушкин ничего равного по величию и общемировому значению ни «Гамлету» Шекспира ни «Фаусту» Гете…
                Но Пушкин - как «часть речи» для русского человека…
Если птица - то курица… Если русский Поэт -  то Пушкин…
                И это уже в сознании русского человека «не переделать».
По крайней мере - в нашу эпоху.
                На уровне своей эпохи «частью речи» для молодых современников Виктора Цоя стали его песни и его музыка - и через всю жизнь они пронесут и уже пронесли во многом преданность своему кумиру.
                Не обязательно писать именно что-то «свое» чтобы ощутить себя причастным Вечности или одному из близких тебе отражений в мире этой самой неуловимой вечности…
                Я помню как волновал меня с детства образ Блока и его «Незнакомка» волновала… А потом увлекали и волновали безумно удивительные песни Вертинского… Его «Над розовым морем» на стихи Георгия Иванова…
                В те годы я сам еще не писал ничего… Но я чувствовал что я защищаю себя от смерти прикасаясь душой ко  всему этому - далекому и близкому одновременно…. И тогда как казалось мне Смерть меня не «заденет» и не поглотит, если близок я душой «мотивам» Блока и Вертинского….      
                Не обязательно писать, сочинять что-то и якобы «творить» что-то именно самому… Не обязательно!
                Как бы мы не пытались посмеиваться сегодня над эпохой Вознесенского и Евтушенко … Но больше было любви к Поэзии и больше было самой Поэзии в их времена в нашей России..
                Неизмеримо больше!
                И не случайно поэтому и Евтушенко и Вознесенский собирали и концертные залы и стадионы своих поклонников…
                Советские люди тогда, очнувшись от сталинского морока, любили Поэзию, тянулись к ней страстно и искренне…
                Хотя повально рифмоплетством как сейчас и не занимались.
                Любить надо истинное Творчество, а не себя самого в своем рифмоплетстве или в чем-то ином претендующем на авторское творчество - иначе ты и себя похоронишь в бездарности и творчество будешь жалко и бездарно имитировать.
                Я думаю что каждому  человеку, не потерявшему здравый смысл от ничем не оправданной гордыни и полубезумного самомнения, это в глубине души вполне  понятно.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов  Сергей Николаевич.  Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге)  в 1960-м году. Историк, филолог,  литературный  критик, эссеист  и поэт.  Доктор  филологических наук и кандидат исторических  наук.  С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником   Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии  Наук. Автор большого числа работ по истории  русской литературы и мысли и в том числе нескольких   известных книг  о русских выдающихся  писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории  русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990;  В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб.  Издательство «Дм.  Буланин» 2008;  Антирационализм в художественно-философском творчестве  основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009. 
    Публиковал произведения разных жанров  во  многих ведущих российских литературных журналах  -  «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской  русскоязычной газете  «Русская мысль» и др.  Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате  - в ленинградском самиздатском журнале «Часы»   1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки»  был допущен и в официальную советскую печать.  Входил как поэт  в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал  стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ»  и «ДДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в  петербургском  «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь»  и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах. 
После долгого перерыва  вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и  во многих изданиях за рубежом от  Финляндии  и Германии,    Польши и Чехии  до Канады и Австралии  - в журналах «НЕВА», «Семь  искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «КОЛЬЦО А», «МОСТЫ» (ГЕРМАНИЯ), «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК»,  «КУБАНЬ».  «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «СЛОВО/ WORD» (НЬЮ-ЙОРК), «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ),   «МУЗА», «НОВЫЙ БЕРЕГ» (КОПЕНГАГЕН), «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ,  «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12»,  «БЕРЕГА»,  «НИЖНИЙ НОВГОРОД» . «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др.,   в  изданиях  «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД»,  «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН»,   «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» ,  «АВТОГРАФ»,  «Форма слова»  и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я  ПАРАЛЛЕЛЬ»,  «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА),  «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) ,  «КОВЧЕГ»,   «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ),  «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ»  в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ  ГОЛУБИ(К 125-летию  М.И. Цветаевой),  «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и рассказов о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019)  и   в целом ряде  других   литературных  изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий - премии  «Поэт года», «Наследие»   и др.   
Является автором более 15-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков.  Живет в Санкт-Петербурге.   






               
               
               

               
               

               
               
               
 


Рецензии