Ветхость
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
………………………………
Александр Пушкин
Пожалуй, впервые я беру такой объемный эпиграф. И не потому, что это – Пушкин. А оттого, что это Пушкин. Я уже однажды, в одной из последних работ, упоминая «Сказку о рыбаке и рыбке», говорил, что это не сказка и даже не быль, а своего рода, матрица, пророчество и земной путь человечества. Пушкин настолько велик, что по его произведениям, в том числе и по стихам, можно и нужно жить – можно строить свою жизнь, как строят и ровняют свои жизни граждане Востока, используя свод мыслей и правил, оформленных в Конфуцианство - этико-философское учение, разработанное Конфуцием и развитое его последователями, вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Говорил я и о том, что «ничтоже сумняшеся», нельзя успешно переносить: что-либо – из одного места – в другое, из одного времени – в иное. Почему? Да потому, что это и будет, сразу же, рождено ВЕТХИМ, не приживется или даст плоды совсем не те, пусть даже и съедобные, но не для нас полезные, для других. Хотите пример? Пожалуйста – ЕГЭ.
Раз уж, заговорили о высоком, позволю себе несколько цитат и изречений тех, высоких умом и порывами – унесенные ветром бездумно несущейся цивилизации, на эту тему:
«Упадок старого, вызванный ростом нового и молодого, — это признак здоровья.»
«Старое старо не от собственной старости, а оттого, что возникает новое и одной только своей новизной внезапно старит все предшествующее».
Хосе Ортега-и-Гассет (1883–1955) —
испанский философ
С течением времени старые бредни становятся мудростью, а старые маленькие небылицы, довольно небрежно сплетённые, порождают большие-пребольшие истины.
Пьер де Бомарше (1732–1799) –
французский драматург.
Из всех руин тяжелее всего созерцать человеческую руину.
Теофиль Готье (1811–1872) — французский поэт.
Есть ли разница между Ветхостью и Ветхозаветностью? Нет, в принципе, - и то, и другое порочно и противно природе, человека и человечества, вообще. Человек оторвался от Природы, счел её законы неточными и устаревшими – подумайте только; дитя учит - нет, не родителей! – пращуров, уму-разуму. Разве для этого и так он должен использоваться ум тех, у которых он есть?! Рыба стремится в верховье реки на нерест – преодолевая немыслимые трудности и опасности… Почему? Да потому. что именно там родные места – там их Родина. Там нерестились их предки и там будут нереститься их потомки – возможно оттого, что там именно наилучшие условия для этого самого нереста, развития в икринках новых жизней, взросления молодых рыбок (мальков) и «пониманию» ими всех прелестей и суровостей жизни. Возможно, да, возможно есть и иные, даже более комфортные места для этого священного действа – но, вот в чем вопрос: «Останется ли прежней, в будущем, природа нового потомства?» - будет ли это новое потомство таким же выносливым и сильным, или будет лишь годиться, как «искусственный корм» для человека. Будет ли в новом поколении эвенков и чукчей, рожденных уже не в чуме и увидевших впервые, не цветущую тундру, а унылые и однообразные улицы городов – так же кипеть в жилах кровь предков, их выносливость и сила, сопротивляемость холоду и прочим невзгодам. Разве так просто дается гражданство Америки или Германии лишь рожденным в этих странах? Вопрос риторический. Но, вернемся к рыбам.
Можно ли и в этом случае выискать ту самую «Ветхость» и «Ветхозаветность»? А как же! И то, и другое – в поведении самих рыб:
- Стремление, для нереста, к своей «родине» - это и есть их Завет», долг и дань Природе, её законам, её естественному отбору. Верховий реки, с её порогами и быстрым течением достигают только самые сильные и жизнестойкие особи – таков закон Природы. После нереста, эти сильные особи, уже отдавшие все силы будущей новой жизни, «ветшают» буквально на глазах и очень быстро погибают – создавая тем самым, при разложении, тот объем корма, который будет так необходим, для питания мальков.
- А же с «Ветхозаветностью»? Да очень просто! Ещё с «ветхих», если не сказать древних времен, и у медведей сохранился свой «завет» - в определенное время являться к берегу реки и вылавливать «зазевавшихся» лососей и прочих, - и им польза большая, и рыбам, как это ни печально, но всё же есть – естественный отбор у рыб становится более суров и качественен. А теперь – о порочности… Дело в том, что для человечества, уже далеко «оторвавшегося» от Матери-Природы», эти понятия: «Ветхость» и «Ветхозаветность» уже выступают в ином – более новом, но оттого, к сожалению, не более правильном качестве. Но, об этом – позже.
(продолжение следует)
Свидетельство о публикации №121032903381