Памяти Э. Лимонова, свежеотбывшего на тот свет
... Хотела было сказать «раба Божия», но вспомнила, как он возмущался этим «рабом» во время отпевания его молодого соратника. Да и нехорошо как-то перечить собеседнику в разговоре. Он ведь, Эдичка-то, в своих книгах попросту разговаривает с тобой! Интонация и стиль его книг – совершенно разговорные, сразу чувствуешь: человек пишет стремительно и набело. Не тратит себя на черновики и отработку филигранности, но при этом так схватывает суть человека или явления, что и затейливой образности не под силу.
Беседа с ним как бы освобождает тебя от прежних пристрастий. На время, конечно. Потом всё равно вернёшься к тому, что особенно любишь. Но уже более лёгкой походкой, подхваченной от шага Эдуарда Вениаминовича. Да и, собственно, во многом с этим шагом совпадающей. «И все спокойные тайны мира приникли к моим вискам и к моим ногам»... Когда читала «Кондитерскую физиономию», «Илию» или «Три Евтушенки», например, моя походка была той же, что и у автора этих «портретов». Никогда не считала Олега Табакова великим артистом, как никогда всерьёз не воспринимала живописи Ильи Глазунова, а уж стихов вечно актёрствующего Евтушенко, о котором мой младший сын как-то обмолвился, что он и не поэт вовсе, чтить и совсем не сподобилась. Была как-то на его творческом вечере – впечатления остались самые мутные. Конечно, воспоминания Лимонова – это не «Петербургские зимы» и не «Китайские тени» Георгия Иванова, не «Некрополь» Ходасевича, где целостный облик человека дан не только в сущностном, но и в трансцендентном его антураже. Однако же и не «Берега» Ирины Одоевцевой, полные подробностей места и времени, но чаще всего лишённые сердцевины индивидуальности тех, о ком она вспоминает (я не об эпохе, я о мастерстве мемуаристов).
Вся жизнь Эдуарда Лимонова – вечная борьба вечного мальчика, всегда готового вступить в драку за свои идеалы – с бранью, пересыпанной непотребностями и пророчествами. Поражает в нём многое. Но проницательность – больше всего. Какой портрет эпохи, какая свобода мысли, пренебрежение к власти, какая трудная и подлинная любовь к родине! И сколько величественной иронии: «В тюрьме ночью было красиво, строго и изысканно. Лица охранников были глубоки и серьёзны. Особенно внушали уважение глазные впадины». И гениальные характеристики людей и политиков! Равнодушно бросить: «Позёр», – в сторону Михаила Шемякина – и портрет, вкупе с несколькими бытовыми сценками, готов! А о Горбачёве, Ельцине, Немцове … Тома книг напиши – лучше не скажешь!
Читаю. Разговариваю. Прощаюсь и … встречаюсь. Царствие тебе небесное, Эдуард Вениаминович, хоть и полагал ты, что не нужны мы Богу и Он забыл наши имена. Твоё – не забудется! Светлый ум, лёгкая речь, ломаная линия судьбы. Ты думал, что «всё происходит грациозно, и мы не старики, и нежно звучат наши арфы», но пришлось невероятно мучиться от боли, раздирающей рот, который открыть мог только на 1,5 см, около года скитаться по докторам и клиникам: диагноза поставить всё не могли, лечили онкологию мазью от герпеса!..
И, конечно же, его, как и Юрского, похоронили на Троекуровском кладбище. Это ведь не Илия и не Кондитер, угодные всякой власти и упокоенные на Новодевичьем… Уже говорила , что недавно прочла три вещи нобелевской лауреатки Ольги Токарчук, и не захотелось ни перечитать, ни запомнить, ни выписать ни одного словосочетания! А в разговор с Эдуардом Вениаминовичем хочется возвращаться ещё и ещё… «Если ты не ярок, то, вероятно, тебе следует винить в твоей неяркости только себя», – кто скажет проще и лучше?!
Свидетельство о публикации №121032902265
Уже " не свеженький" , притулился к соратникам ...
А нобелевку за всякую фигню могут дать ,
денежки-то попахивают динамитом Нобеля ...
Наверное , знали Эдичку близко ?.. у всякого литератора есть свои фанатки , если помянем и Еенечку Е .
Читатель
Геннадий Полежанкин 2 29.03.2021 13:39 Заявить о нарушении