Аполитичная история

АПОЛИТИЧНАЯ ИСТОРИЯ

          Эту довольно забавную историю я услышал в стенах ГОРДЭКА, когда посещал с друзьями поэтами литературное объединение «ДЕБЮТ». Руководителем лито «Дебют» был любимый в Красноярске писатель, по гражданской профессии «психиатр» - Эдуард Иванович Русаков. Не помню в точности от кого пошла эта информация, или похожая на анекдот байка.  Сам я участником или свидетелем не был. Рассказанное записал в свой блокнот вперемешку со стихами и надолго забыл. И вот на днях, открываю я этот блокнот с целью обнаружения в старых своих стихах хоть чего-то стоящего внимания. И обнаруживаю эти записи. Прочёл, усмехнулся: «дела дано минувших лет». Взял, скучая, и поработал, ради забавы, над текстами старых записей. В результате в короткое время получилось три коротких, смешных рассказика или байки. И так, начну с первой байки, названной мной «Аполитическая история».
          В городе Красноярске, что раскинулся на обоих берегах могучего Енисея. В самом конце благословенно-застольных семидесятых годов, второй половины ещё советского 20 века, Культурная жизнь, образно выражаясь, цвела всеми художественными красками и благоухала всеми духами красноярских же прелестниц. Писать о красноярских красавицах, кои и сердцами, и глазами, и улыбками яры до головокружения второй более грубой, половины человечества всегда с полным удовольствием. Но вряд ли сие возможно, поскольку – никакой бумаги всей бумажной промышленности нынешней РФ не хватит. Тем паче, что в последние 30 лет после «катастройки», Бумажная промышленность РФ, значительно сдала обороты своего развития и как бы скукожилась. Газет и литературных журналов выпускаться стало меньше. А появившаяся взамен масса рекламных изданий, хотя и яркая с виду, но положа руку на сердце – кому она, эта кричащая, надоедливая до усмерти реклама, нужна? - Пожалуй, помимо самих рекламщиков и их заказчиков, – никому. Но, продолжим историю о тогдашнем Красноярске, назначенном свыше Культурной столицей всей Восточной Сибири. В те годы в Красноярске работало много талантливых; литераторов, музыкантов, художников, архитекторов, скульпторов. Имена их слишком известны и многочисленны, чтобы их не знать. Поэтому, учитывая происшедший в последние годы дефицит бумаги, ограничусь лишь одной фамилией известного красноярского скульптора Изумрудова Ивана Ивановича! Настоящая-то его фамилия, а также имя и отчество, несколько иные, но уж больно щепетильна история, приключившаяся с ним, точнее не лично с ним, а с его работой в области фундаментального скульптурного ваяния.
          И так. В воскресенье, в законный даже для скульпторов, выходной день – в квартире Изумрудова И.И, прозвучал телефонный звонок.  А что делают скульпторы в выходной день, в отсутствии жены? – правильно – пьют. Пьют правда кто что предпочитает. Одни, как аристократы – предпочитают шампанское, другие вино… Молодые дарования, ещё не успевшие ярко проявить себя в установке в краевом центре своих авторских скульптур, или на худой конец – фонтанов, пили и пьют в основном пиво. Иван Иванович Изумрудов входил в могучую кучку маститых скульпторов Красноярска и потому пил из маленькой рюмочки – армянский коньяк по названию «Ной» Пил он так – нальёт из красивой бутылочки в рюмочку тёмную, пахнущую клопами, жидкость, поднимет рюмку вверх, чёкнет ею о бутылочку и скажет: «За здоровье, товарищ Ной» - и только потом выпьет. И так Изумрудов И.И. получается пил вроде как не один. А что, имеет право. Горбачёвско-Лихачёвского «Сухого закона»  тогда ещё не было. Особенно хорошо с налитой рюмочкой и с товарищем «Ноем» в бутылке, выйдя ночью на балкон – звездами любоваться, если конечно их не затянул серой вонючей дымкой городской смок от Красноярских угольных ТС.
          И вот в самый приятных идиллический момент – любования с балкона звездами – раздался этот чёртов звонок. Да ни откуда-нибудь, а из самого крайкома партии.
          -Да слушаю вас, товарищ, э-э… Иван Иванович – с ужасом осознал, что не может вспомнить ни имени, ни отчества этого очень высоко стоящего товарища начальника над другими начальниками. – Да- да Изумрудов… - Что-что? Срочно лететь в Боготол. В командировку… - Слушаюсь, товарищ Ной, - ой, извините – товарищ секретарь… Но мне всё же хочется знать – что случилось? Отчего такая спешность?
          - В Боготоле, местные пьяные комсомольцы, на спор, оторвали у Ленина руку. Донеслось до слуха пять минут назад выпившего скульптора. – Как оторвали.   Но я же не хирург, я скульптор – я товарищи, живым людям руки пришивать не умею…  Вы не поняли, - товарищ скульптор – донесся до слуха Ивана Ивановича раздражённый голос начальства. - Рука обломана у гипсового памятника товарища Ленина. Вам доверено ответственное задание до конца ночи, к утру восстановить памятник. Комсомольцы, что напились и совершили аморальный, аполитичный проступок, будут строго наказаны. Но памятник должен быть восстановлен сегодня же ночью. Мы хотели поручить это дело главному архитектору и скульптору, вашему руководителю Ишманову, но он, в данный момент, находится в творческой командировке в Москве. Кроме вас больше некого послать.
           -Я понял, товарищ… первый секретарь. Но, как же я из Красноярска в Боготол в короткое время доберусь? Путь не близкий. Растерянно, едва не заикаясь, пробормотал скульптур.  От волнения у него даже помутилось в голове и защемило сердце.
          -За вами выслан вертолёт. Подготовьте необходимые материалы и через час, лучше раньше, выходите на пустырь против вашего дома.
        Действительно – аполитическая история – копошилось в миг протрезвевшей голове скульптора. Задание серьёзное –попробуй не выполнить. Живьём съедят. Хорошо ещё, что мастерская в квартире. Наскоро осмотрев все заготовки рук вождя мирового пролетариата., Изумрудов И.И. выбрал 6 рук – левые и правые. У двух рук в пальцах зажаты кепки, у одной свёрток бумаги, имитирующей газету «Правда».
          Вышел известный красноярский скульптор Изумрудов И.И. из подъезда дома на пустырь ровно через 30 минут, сгибаясь под тяжестью мешка с гипсовыми руками вождя.
          Вертолёт его уже ждал.
          История кончилась достаточно безболезненно для самого Изумрудова И.И. Правда из всех захваченных им рук по размеру и наклону подошла лишь одна, да и то несколько отличающаяся по цвету от всего памятника В.И Ленину. Маститый красноярский скульптор быстро развёл в ведре гипс и аккуратно приладил руку к гипсовому телу вождя. Какие при этом в его давно протрезвевшей голове толпились взволнованные, не без основания тревожные случившимся происшествием мысли - никому, кроме него самого, было неизвестно. 
          Историю об отбитой пьяными комсомольцами руке, Иван Иванович долго хранил в тайне, поскольку его об этом строжайше предупредили свыше – из органов ГБ. Предупреждающий Ивана Ивановича говорил тихим, вежливым голосом, но настоятельно и таким стальным тоном, не терпящих возражения, что, у заслуженного деятеля искусств, видного красноярского скульптора, аж мурашки по спине, пробежали. Но как говорится; «Правду, как шило в мешке не утаишь». Что в этой истории правда, что не совсем – ныне сложно сказать. Известного красноярского скульптора в живых давно уже нет. И начальство, что ему ответственное-секретное задание давало, ушло в мир иной.
          Интересно, а с памятником вождю мирового пролетариата что? - Так и стоит, наверно, до сих пор, в городе Боготоле, гипсовый Ленин с другой по цвету рукой, или со временем поменяли скульптуру на более прочную?


Рецензии