Рецензия на книгу Осенняя эйфория Дубковецкой Людм
Основная идея книги раскрывается автором в строках через проявление любви как основе бытия на нашей земле. Любовь очень ярко проявляется в пейзажной лирике. Что, если не любовь к природе родного края, может двигать автором, когда она создает оды, воспевая каждую красочную деталь осенних пейзажей:
Как нити, воды синих океанов
Материков соединили бусины,
А по плечам холмистых великанов
Спускаются поля, как косы русые.
(из стих. «Земля, как девушка, надела украшения»)
Любовь как чувство очень важно в жизни человека, особенно для хрупкой женской души. Сначала любовь похожа на брызги шампанского и горение свеч в таинственном сумраке ночи (из стих. «Бар»), лирическая героиня ждет весну, как вожделенное начало своей женской весны:
Есть весна лишь моя, и свиданья
С ней ищу каждый день вновь и вновь,
У неё есть простое название,
Я зову её тихо - Любовь.
( из стих. «Я бегу, всей душой прижимаясь»)
Любовь это живая, разноликая субстанция души, автор сравнивает ее с днем, ночью, червем, дождем, снова возвращаясь к элементам пейзажной лирики.
Любовь бывает как червь-
Как в сливу въедается в сердце…
Любовь бывает как дождь,
Как хрупкий из глины цветок…
(из стих. «Какой бывает любовь.»)
Любовь не вечна, когда-нибудь приходит разочарование. Здесь автор неизменно возвращается к природе, как к подруге, которой можно рассказать всю боль:
Так хотелось поймать этот ливень,
Удержать его в тонкой руке,
Только стану я как-то счастливей
С одной каплей в моём кулаке?
(из стих. «Небо серое, что же ты плачешь?»)
Когда умирает любовь, жизнь гаснет, лирическая героиня умирает и заказывает себе гроб, ставит кромку хлеба на стакан с водой, слышит в последний раз звон колоколов, просит зажечь свечи и завесить зеркала. Трагедия происходящего просто потрясает:
Нет больше слёз, зажгите в доме свечи,
В последний раз звонят колокола,
Любовь прошла, так знайте: в этот вечер
Я умерла, завесьте зеркала!
( из стих. «Последний стук в груди был вместе с дверью»)
Но жизнь продолжается, на смену зимам приходят вёсны, шальной ветер-гайдук гуляет по молдавским холмам, лаская мозолистые руки крестьян, заглядывая в колыбельки спящих младенцев. И вот наступает осень, молдаване пропускают по стаканчику вина в конце трудового дня и желают друг другу здоровья. Замечательная традиция после сбора богатого урожая в Молдове!
Под каштаном на поляне
В конце праведного дня
Пьют крестьяне молдаване
По стаканчику вина.
То подшутят друг над другом,
То споют в родной тиши
-Будь здоров!- идёт по кругу
Винный глиняный кувшин.
(из стих. «Под каштаном на поляне»).
Философия жизни отражается в одном из стихотворений автора «Снова вечер. Опять размышления». Вопрошание ко Творцу остается без ответа или же этот ответ мы можем прочитать в одной из строчек этого стихотворения:
Снова вечер. Опять размышления
О Всевышнем, о нашем Творце,
Для себя я ищу убеждения
О счастливом библейском конце.
Вновь заветную книгу листаю-
Я ищу в ней итог бытия,
Может, в ней, наконец, я узнаю
Цель и смысл моего жития.
Но когда в моих мыслях смешение,
Как в метелях слепых вещества,
Что же это - моё наваждение,
Или мудрость Его, Божества?
Автор показывает разнообразие стихотворных размеров: хорей, анапест, ямб и др. Рифмовка перекрестная во всех стихотворениях. Рифма со сходных окончанием и звучанием строк. Красной нитью по всем стихотворениям проходит олицевторение:
Земля, как девушка, надела украшения,
Подаренные матушкой природой,
Отбросив все вопросы и сомнения,
Она ступает по вселенной гордо.
(из стих. «Земля, как девушка, надела украшения»)
Небо серое, что же ты плачешь?
Слёзы горькие - дождь проливной,
Намочил моё новое платье,
Напоил своей чистой водой.
(из стих. «Небо серое, что же ты плачешь?»)
Расскажи мне, шальной ветер,
По каким краям гулял,
Где провёл вчерашний вечер,
Где небесных птиц гонял.
(из стих. «Ветер»)
В пеньюаре белых сосен,
Брызнув каплями в окно,
Нам показывает осень
Эротичное кино:
Обнажённые деревья,
Обнажённые кусты,
Ветром кружится веселье
Обнажённой красоты.
(из стих. «Осенняя эйфория»)
Автор употребляет не так много метафор, но они все-таки встречаются :
Закройте крышку голубого неба!-
Я умерла, я больше не жива.
( из стих. «Последний стук в груди был вместе с дверью»)
Я сижу, опьянённая дымом,
От твоих дорогих сигарет,
Я боюсь вспоминать всё, что было,
А что будет для нас не секрет.
(из стих. «В баре»)
Зато автор употребляет много сравнений, есть стихотворение буквально сотканное из них:
Деревьев красочные тени,
Как сотни тысяч слабых рук,
Как колыбельной утешенье,
Сверчка улавливаю звук.
(из стих. «Полярная звезда»)
Любовь бывает как ночь,
Что чёрной обвила всё тьмой,
И тьму эту не превозмочь,
До звёзд не достать рукой.
(их стих. «Какой бывает любовь»)
И какая поэзия без эпитетов:
Я бегу, всей душой прижимаясь
К лучезарным перилам луны,
Я кричу, я пою, улыбаюсь,
Я предвижу начало весны.
(из стих. «Я бегу, всей душой прижимаясь»)
А в тетрадь сквозь занавески,
Освещая мне страницы,
Как рыбак, пускает лески
В окна месяц золотистый.
(из стих. «За окном так тихо, сладко»)
А потом пройдись под елью,
Загляни хоть на часок,
Там в атласной колыбели
Спит мой маленький сынок.
(из стих. «Ветер»)
Я считаю книгу «Осенняя эйфория» Людмилы Дубковецкой очень поэтичной. Сама душа автора говорит через строки этих стихотворений. Каждое ее стихотворение это симбиоз ярких образов и порывов, страданий, переживаний души. И хоть и не в каждом их них соблюден строгий размер строк, от этого их мелодичность и красочность не становится меньше. Они вызывают во мне чувство восхищения внутренним богатым миром автора, чувство солидарности к ее личным переживаниям любви, к природной красоте и вечности бытия.
Свидетельство о публикации №121032804648