Дхарма
Каждая дхарма уникальна и может быть определена только через собственный признак и в этом смысле она представляет из себя родо-видовой класс по объему и содержанию совпадающий с сущностью определяемого понятия. Следовательно свалаксана есть родовая характеристика (jati) каждой отдельной дхармы. Но поскольку существование дхарм распределено во времени (atita – прошедшее, pratyupanna – настоящее, anagata –будущее), для описания этого распределения вводится спецификация второго порядка –
Jatiyatva , т.е. актуальное обладание родовой характеристикой в трех модусах времени. Говоря современным языком, Дхарма, как (сварупа) форма движения, может изменятся во времени, не теряя при этом свой родовой признак и продолжая постоянство своего самобытия.
Понимая, что источником всякого движения является неравновесие, а любая материальная форма, в т. ч. и дхарма, возникает как разрешение конкретного неравновесного момента, и все в мире происходит в рамках всеобщих неравновесных взаимодействий, то Дхармин – носитель этих качественно-количественных изменений в собственно дхарму, есть ни что иное, как выражение этой неравновесности, ее силы.
В узком смысле «дхарма» выступает и как единица описания функционирования психики в неразрывном единстве с ее субстратом и внешним миром, и как бытие качественно-определенных элементарных психофизических состояний.
Свидетельство о публикации №121032702662