Дхарма

     Термин  «Дхарма» функционирует во всем тексте «Энциклопедии Абхидхармы» Васубандху не как  оппозиция термину «дхармин» (носитель), но абсолютно самостоятельно. В этом и состоит отличительная особенность языка  описания буддийской философии. Дхарма определяется  как  svalaksana (имеющая собственный признак),  svarupa (самоформа) и  svabhava (самобытие).
     Каждая дхарма уникальна и может быть определена только через собственный признак и в этом смысле она представляет из себя родо-видовой класс по объему и содержанию совпадающий с сущностью определяемого понятия. Следовательно свалаксана есть родовая характеристика (jati)  каждой отдельной дхармы. Но поскольку существование дхарм распределено во времени (atita – прошедшее,  pratyupanna – настоящее,    anagata –будущее), для описания этого распределения вводится спецификация второго порядка –
Jatiyatva , т.е. актуальное обладание родовой характеристикой в трех модусах времени.   Говоря современным языком, Дхарма, как (сварупа) форма движения, может изменятся во времени, не теряя при этом свой родовой признак и продолжая   постоянство своего  самобытия.   
    Понимая, что источником всякого движения является неравновесие, а любая материальная форма, в т. ч. и дхарма, возникает как разрешение конкретного неравновесного момента,  и  все в мире происходит в рамках всеобщих неравновесных взаимодействий, то Дхармин – носитель  этих качественно-количественных изменений в собственно дхарму, есть ни что иное,  как выражение  этой неравновесности, ее силы. 
    В узком смысле «дхарма» выступает и как единица описания функционирования психики в  неразрывном единстве с ее субстратом и внешним миром, и как бытие  качественно-определенных элементарных психофизических состояний.


Рецензии