Глоссарий - 2

Алайа-Сознание — Сознание-"хранилище", где содержатся "семена" всех ментальных впечатлений. Оно поддерживает формирование привычек. Память и обучение являются возможными именно благодаря этому Сознанию. Алайа является основой или "корнем" других видов Сознания и рассматривается   некоторыми школами Махаяны как "Изначальное" или "Универсальное" Сознание.

Бардо — промежуточное состояние между смертью и новым рождением.

Биджа в значении "семя" (Т.Т.: Са. Бон.) — особый звук или слог, якобы являющий собой сущность божества, какого-либо принципа, Чакры и т.п.

Бинду (букв. "капля" или "точка"; Т.Т.: Тиг. Ле.) — В Тибетском Тантризме Бинду или Тиг Ле обычно относится к сущности витальной энергии тела, особенно мужского семени. В "Тантрической физиологии" Тиг Ле связывается с секрециями эндокринной системы.

Бодхи — относящееся к Будде, или то, что связано с Состоянием Будды.
 
Бодхисаттва — человек, стремящийся к достижению Просветления и спасению всех живых существ: человек, стремящийся к Состоянию Будды и совершающий альтруистические поступки, просветленное существо; последователь учения Махаяны.

Дакини — богиня или божество женского рода в Тантризме.

 Думо (Т.Т.: гТум. Мо.) — "мистический огонь", образующийся в Пупочном Центре посредством практики Йоги Тепла.

Дхарма — в Буддизме этот термин имеет три основных значения:
1) буддийская доктрина или учение;
2) объект, бытие или материя;
3) принципы или законы.

Дхармакайя — "Тело Истины" или "Реальное" Тело Будды, которое бесформенно, вездесуще, пустотно и всепроникающе.

Дхьяна — эквивалент Самадхи, которое, согласно буддийской доктрине, являет собой ряд состояний чистого сосредоточения.

Дэвы — боги, ангелы, небесные существа.
 
Йоги Восхождения и Завершения — две основные практики Йоги Тибетского Тантризма. Йога Восхождения — это "Йога Роста и Творения"; Йога Завершения — это "Йога Высшего Достижения". См. Введение.

Майя — доктрина, в основе которой лежит идея того, что все явления и переживания в проявленной вселенной лишены самосущности и являют собой иллюзию или магическую игру.

Мандала (Т.Т.: дКйил. хКхор.) — означает "круг" или "центр". Мандала представляет собой геометрическую диаграмму, символизирующую мир Тантрических Будд. Это тот "центр" или царство, в котором обитают все Тантрические божества.
 
Махамудра (букв. "Великий Символ") — учение, ведущее к постижению Изначального Ума, или Дхармакайи: практические указания к медитации на Шуньяте (Пустоте).
 
Нади — "психические нервы", передающие витальную энергию; мистические "каналы" в теле йогина.

Нирвана — состояние конечного Освобождения.

Нирманакайя — Тело Трансформации Будды, воплощающееся в многочисленных формах в различных мирах.

Опыт и Реализация [осознание] (Т.Т.: Намс. [и] рТог. Па.). Опыт означает неполное и несовершенное, однако истинное мистическое переживание, которого йогин достигает посредством медитации; Реализация — это полное, ясное и совершенное мистическое переживание.

Парамиты — духовные действия Бодхисаттвы; альтруистические поступки на благо других, позволяющие человеку достичь состояния Совершенного Просветления.

Прана — этот термин имеет много значений, таких как "воздух", "дыхание", "энергия", "витальная сила" и т.д. В данном тексте он обычно означает либо 1) дыхание, либо 2) "воздух" или потоки энергии в теле.

Прана-Ум (Т.Т.: Рлун. Семс.) — согласно Тибетскому Тантризму, ум и прана являются двумя аспектами одной сущности — их никогда не следует рассматривать как две отдельные вещи. Ум — это то, что осознает, прана — это энергия действия, поддерживающая это осознавание. Тот, кто овладевает умом, автоматически овладевает праной, и наоборот.

Самадхи — букв. означает "сложение", "соединение" или "сочетание", т.е. "чистое" состояние сосредоточения, в котором ум и наблюдаемый объект сливаются в одно целое.

Самбхогакайя — Божественное Тело Будды, Тело Блаженства, проявленное в Чистой Земле и видимое только просветленными Бодхисаттвами.

Самсара — доктрина перевоплощения; непрерывный круг рождения и смерти.

Тантры — священные Писания Тантризма.

Тиг Ле (Т.Т.: Тхиг. Ле.; санскр.: Бинду) — источник жизненности, физической энергии, т.е. семя, секреции эндокринной системы и т.д.

Трикайя — Три Тела Состояния Будды: Дхармакайя — Тело Истины; Самбхогакайя — Божественное Тело или Тело Блаженства; Нирманакайя — Тело Трансформации или Воплощенное Тело.

Ум-Бодхи (санскр.: Бодхичитта) — устремленность к Состоянию Будды, "мысль о Просветлении", постижение имманентной реальности, великое сострадание. Клятва служить на благо всех живых существ и помочь им достичь спасения. В Тантризме этот термин используется для обозначения Тиг Ле — семени и эндокринных секреций, и таким образом подразумевается его скрытая связь с Мудростью и Состраданием.

Центральный Канал (Т.Т.: рТса. дБу. Ма.) — главный Канал, ведущий к Нирване и расположенный в центре "Тела Йогина". Все виды энергии и все мысли, относящиеся к Самсаре, должны быть преобразованы в трансцендентную Мудрость и Силу в этом канале.

Чакра — в тантрической физиологии психический центр, или центр соединения нади.

Шуньята — Пустота или Пустотность; доктрина, в основе которой лежит идея того, что все, имеющее место в мире явлений, лишено самосущности или субстанции, что все лишь кажется существующим, таковым не являясь; доктрина, отрицающая все представления, основанные на идее существования или несуществования, бытия или небытия.
Пер. с английского Т. Данилевич
(к) Oriental Studies Foundation, 1963


Рецензии