2020. 3 конкурс. Финал. Итоги. Соэль Карцев

1.Соэль Карцев - http://stihi.ru/avtor/borusse.Обзор финала ЗП Апрель 2021.
.
№1.Фрагменты Нет, не молчание (знаешь, оно - о чём-то), Это висит пустота, сквозь неё лучом по Стылому полю прошлого шарит солнце - Вдруг за ростками-подростками мы очнёмся? Нет, не свидание (знаешь, оно на пАру),
Вроде бы, по завязке речь идёт о любовной лирике.
Вопрос к этой строчке: С чем спаривается свидание??
То что встречаются двое, это понятно и так из контекста и из лексического значения слова. Это в морской полынье заплутавший парус - Свежим дыханием, белым листом свободы, Лёгкостью веры в преддверии ледохода. Тут неожиданно выясняется что герои таки сами по себе. И не похлебка, но щедрые щи с наваром - Только распробуешь, явятся санитары, Белые стены навязнут постылым гримом, Месяцы сплина, а жизнь пантомимно мимо.
Это четверостишие вообще на выброс. Санитары после щей- тот ещё образ. Вот она бедность словарного запаса! Зато сплин, который в каждом втором плаксивом женском стихотворении- тут как тут. Не преждевременной старости профиль бледный - Просто фрагменты оборванной киноленты Фильма о многих других, о тебе со мною - Второстепенных, но всё же почти героях. Просто, как в детстве, расправлены крылья-руки, (Взлёт ли падение в вечной игре контрастов?) Только бы встречи, пусть даже в тени разлуки, Не прекращались… Наверное, это - счастье.
Пусть даже... Не хватает только «лишь только» и комплект банальностей был бы полон. Плюс абсолютно нескомпонованный сюжет, как будто автор писала о чём в голову взбредёт. Грустно...
.
№2.*** День – не прожит, не отмолен. Туча шла не мимо – к нам, и сверкал от частых молний голубой экран окна. Небо трескалось бокалом, кот мурчал на "отвяжись" – я сидела и вязала шарф к зиме длинною в жизнь. Спицы-спицы, петли-петли – пальцы знали, что и где. Дождь, ни капельки не медля, отмывал от скверны день. Он бежал легко и быстро, я теряла петлям счёт. Раздавался в небе выстрел, а потом ещё, ещё... Мокла августа рубаха – не порвать и не сносить. Муха злая, как собака, норовила укусить.
В доме пахло пирогами, за окном – ручьи рекой; высь грозила, высь пугала, а в душе царил покой.
Тут хорошая пейзажная зарисовка с философскими вплетениями. Поэтическая речь- чёткая, ясная, образы яркие и запоминающиеся. Финал на высоту не поднял но и не сбросил в ущелье. Всё достаточно ровно. «шарф к зиме длинною в жизнь» очень многообещающ, жаль, что эта строчка не получила развития и завершения.
.

№3.Волк Я снова здесь, немало лет спустя, где воздух свеж, целителен и резок, где ветками, как слабое дитя, к небесной кроне тянется подлесок, а лес дремуч и манит в сеть болот пушниной, янтарями, древесиной,
Лес манит человека, надо полагать... как в тот голодный тридцать третий год, что жадно на посевы пасть разинул… Я помню адской ночи злобный рык, шипенье дня, скользящего по травам, и как хватали страхи за кадык, когда я вырывался из облавы. Как звёзды над суровой Колымой чеканила в поту кровавом осень, и загоняла в штольни шар земной вселенная по имени Иосиф.
Сталин, наверное, действительно, олицтворяет и культ личности, и всё, что с ним связано, но всё-таки поднимать его в произведении на такую космическую высоту... Не знаю, спорно... Я снова здесь, заклятый враг людей. Теперь я стал силён, матёр и ловок.
Сам чёрт мне брат, а отчим – берендей. Охочусь на косуль и на полёвок. Но иногда под старую сосну приду повыть, от боли сузив веки, ловя себя на лунную блесну. Когда-то здесь я умер. Человеком.
Преображение в конце объясняет немалый возраст этого оборотня, а, скорее, фантома. Как возвращение в будущее... Сильное произведение.
.

 №4.Как Иордан . Улицы ржание, мухи жужжание - не претендуй на моё обожание, март-разгуляй! У бакалеи, с фигурою Греции, лужа вдыхает заморские специи марки «Китай». И растекается в разные стороны - как Иордан Елисеем распоротый, как Иордан… Пудрится снег вулканическим пеплом, и в мыслях катается, наскоро слепленый, анжамбеман. Ты собираешь заветные камушки новым бараном на вывеску пялишься царских ворот,
Откуда царские ворота в столь прозаическом пейзаже? Зачем тут, скажите на милость, эпитет и как вывеска ворот, ворот, Карл, сопрягается с правилами русского языка?? Семантический провал. там, где потери отмечены прочерком. Чувство ухода внутри всё устойчивей, как водород.
А в них, в этих воротах царских, чего только нет)) И чувство ухода и потери... Ну да, они же царские. Раз пошла такая пьянка, режь последний огурец. Не разбежаться, не выпрыгнуть в проруби
окон палаты. Лишь дикие голуби шумно летят.
А почему голуби летят лишь, дорогой автор, почему бы им просто не лететь? Словно киношками второразрядными - белой крупою, тоской безоглядною потчует март.
И уже от окончательного, наверное, бессилия ещё раз про март и набившую оскомину белую крупу. К чему тут палата, отнюдь не царская, откуда ракурс ЛГ, из неё или таки бакалеи? Впрочем, не будем задавать лишние вопросы, лучше тактично промолчим... Сделаем вид, что мы прочитали стихотворение, а не смесь рыбы с мясом с , сами знаете, какой приставкой...
.

№5.«Три сезона одного дня…» временность… Заставь меня умолкнуть – я умру. Так открываешь двери поутру в осенний сад, а он уже не дышит.
Сад в любое время года дышит. Что Вы хотите сказать? Что он не видит солнца. И не получает тепла. Так и выразите эту мысль поэтическими средствами. Вы что осенью не дышите?? Деревья голы, голуби хандрят и ветви долу к лужам пустыря. И только небо выше…выше…выше… Ещё пождёшь, вот-вот и запоёт в скворечне за заброшенным жильём отбившийся от стаи переросток. А он молчит. И тянутся лучи,
Откуда лучи, если ничего не дышит и переросток не поёт? Из-за кирпичей, что ли? Бывают, конечно, осенью и солнечные дни так, вроде, к этому не шло... оранжевые грея кирпичи, ведущие к забытому погосту.
И ляжет в изголовье немота, все звуки прогоняя мимо рта, и сад качнётся с ласковым укором: «Зачем ты так усердно нелюдим? Что стало ныне, только погляди…». И снег падёт в распахнутые створы.
Ну ок, а зачем он к погосту то пришёл, ради этой осени супербальзаковского возраста или ещё для чего? Вообще, судя по тому, что он по красной брусчатке идёт, похоже, что он идёт к кремлёвской стене. Откуда там сад? Там ёлочки. несвоевременность… Что, домик мой в соцветьях тубероз, дождались всё же первых белых ос? Беспомощны – ужалят и растают. И появились то всего на час, но нежный флокс поник и враз зачах и слюдяная ветреная стая стрекоз спорхнула с тёплого песка. Пойду теперь к завалинке искать ненастьем перепуганных трёхцветок,
Искать кого? Что? Винительный падеж, это же программа средней школы!!
И почему он вдруг в оранжерее? С кладбища перенёсся? И сейчас опять назад уже к какой-то завалинке? Так и ходит весь текст как заводной, даже жаль его безымянного... да собирать промокшее бельё… Вот только сад был снегом убелён, а посмотри – сползают капли с веток. данность… В дому тепло и пахнет разнотравьем, в печь для просушки ягоды поставлен
широкий таз с шиповником, ещё цвет липы золотится на подложке, варенье остывает в медной плошке. Любой пришедший будет угощён рассказами и выпечкой с брусникой. А после до утра (поди усни-ка, когда такая ночь в соцветьях звёзд) здесь вспомнят и ушедших, и живущих, пока котёнок (на ночь в дом запущен),
Так, я не понял, они что животных зимой днём на улице держат. Ну, собака там в будке, я понимаю. А котёнок тоже, что ли, днём в будке? Или по снегу шастает в поисках молока? Какая то странная деревня с вымощенными мостовыми. Главное, почему, красными, а то бы я ещё подумал, что дело в Германии происходит... волчком крутясь, пушистый ловит хвост.
.

№6. *** А снег кружит. Ветра проворно Прогнали зыбкое тепло. И поле выглядит, как море, Которое белым-бело. К тебе приплыть бы. «Что за глупость?» — Сказала бы, и между дел Взглянула, словно на Колумба,
Взглянула б- маленькое уточнее, потому что сослагательное наклонение. Что сотни миль преодолел. Ну, а потом бы улыбнулась, Слова б, доверчиво тихи, Впитав свет снега, не рифмуясь, Слагались в белые стихи. А снег кружит над глухоманью, Кружит уже который час. Он, словно бы небесный странник, К земле идущий всякий раз.
Игривый, целеустремленный, Роясь у вьюги на крыле, Он из числа неугомонных, Что не нуждаются в тепле. Спешит с проворностью завидной, Врываясь в явь, врываясь в сны, И света белого не видно Среди кромешной белизны.
Тут, вроде, неплохо, лирично. Молодец, Сергей! «А снег идёт,
А снег идёт...» чувствуется, что, как и я, любит музыку из советских кинофильмов. И оксюмороном завершил техничненько. Этот снег у нас будет бороться за второе место с дождешарфом. Посмотрим
.
.
1 место= №3.Волк
2 место= №2.***
3 место= №6. ***
4 место = №1. «Фрагменты»
5 место = №4. «Как Иордан»
6 место = №5.«Три сезона одного дня…»


Рецензии
Соэль, спасибо Вам за обзор.
Не предполагала таких высоких оценок своему стихотворению про вязание) Над финальной строфой ещё поразмышляю потому, что она меня тоже не совсем устраивает, хочется чего-то большего.

Светлана Тимашева   31.03.2021 08:13     Заявить о нарушении
Светлана, сделано без риска, но и без провалов. Специфика анонимного конкурса. Оно может на других площадках не выстрелит, но так, довольно, плотное и на уровне. А на анонимном легко этот уровень потерять, по себе знаю))

Соэль Карцев   01.04.2021 00:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.