на Пушкина клевещут новые неразумные хз!

На Песнь о Вещем Олеге, на Пушкина, то бишь, клевещут новые неразумные хз!

Вчера прочел в одном из блогов Дзен о том, что стихи Пушкина "Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам" сплошной фейк. Автор авторитетно глаголет по прочтению одной Летописи, что не мстил неразумным хазарам оный князь, не указано в документе. А у самого Пушкина по истории незачётные 3 балла из 12 возможных, ноль без палочки Александр Сергеевич, а не историк.

ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО.

200 лет люди читают Пушкина, к слову - прошедшую достаточно строгую царскую цензуру, там фейки не пропускались, и научно-исторический контроль был тоже. Но мы не научный диспут ведём, поэтический.

200 лет люди поют песни о Вещем Олеге. В сети можно послушать версию легенды в исполнении Владимира Семёновича Высоцкого, и там тоже всё правда. Можно включить и удостовериться. Записи Пушкина у меня нет, увы.

Зато есть записи Гумилева Льва Николаевича, не очень советского, тем более честного историка. И о том, как хазары стали иудейского вероисповедания, и отчего их русичи бивали не раз - сразу скажу - не по национальному вопросу и не из антирелигиозных побуждений.

Скажу и несколько слов о том, как хазары появились на Волге (тогда Итиль). Разумеется, я не буду здесь цитировать всю книгу, где :

"Мысли и чувства автора, возникшие во время пятилетнего путешествия по Хазарии как в пространстве, так и во времени, или биография научной идеи. Написана в 1965 г. н.э., или в 1000 г. от падения Хазарского каганата и посвящена моему дорогому учителю и другу Михаилу Илларионовичу Артамонову" - это посвящение на книге Гумилева "Открытие Хазарии."
На заставке к публикации современная обложка книги, кстати - расширенной и дополненной в сравнении с изданием прошлого века.

Сразу скажу, что Лев Николаевич также не прописывает Вещему Олегу в заслуги разгром Хазарского каганата, так что же - Пушкин неправ?

Да прав Пушкин, и устный народный сюжет страшный, о князе погибшем от коня своего тоже не врёт. Этих походов на Хазарию были сотни, если не более того. Дело в том, что через контролируемую хазарами территорию проходил Великий Шелковый Путь. Шёлк несли на людях, то есть бизнес был с дабл дилер выгодой - продавали купцы в Риме и шелк, и носильщиков. Тех, что дошли.

А многие еле доходили до Волги да Каспия. Пройдя пустыни Монголии и Средней Азии люди становились доходягами в полном смысле слова, теряли товарный вид. И их меняли, как лошадей на станции ямской. Негодных в яму, новых в ярмо. А где взять новых? А у хазар купить. Крепких, здоровых славян.

Где хазары набирали живой товар ежу понятно, грабили Русь, угоняли поселян. Князьям, тому же Олегу, не надо было быть особо Вещими, чтобы называть вещи своими именами, а именно "НАШИХ БЬЮТ!" И они шли на неразумных хазар отбивать своих, это были не войны, а оперативные налёты без подготовки. На стратегию времени не было. Если успеют продать, то...

Получалось у них это. Иногда и довольно легко. Потому что сами достаточно разумные хазары с этого бизнеса ничего не имели, смело разбегались по степи или отсиживались в камышах. Имела с этого их правящая иудейская элита, охраняемая войском, которую русичи и били, там уже было всё по-взрослому, с боевыми потерями.

Пушкин об этом и пишет, цитирую дословно:

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.

То есть речь идёт об одной "ответке" за набег. И я ещё выделил в цареградской броне - да, большую опасность тогда представляла Византия и те победы вносились в Летописи. Если Шелковый путь шел в Рим по параллели, то наш путь из Варяг в Греки по меридиану, эта вертикаль Русь больше интересовала.

Добавлю ещё пару слов, почему Пушкин называет хазар неразумными. Но во второй части публикации, на стихи ру большие тексты не читают.
http://stihi.ru/2021/03/25/2928


Рецензии
Для поэзии важна магия и мистика, а не абсолютная историческая достоверность.

"Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня"

Вот волхв и предсказал Олегу, который оскорбил волхва своими словами "не бойся меня", смерть именно от коня. Если бы Олег посулил в награду что-то другое, то принял бы смерть от того чего-то другого.

„Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен."

Елена Евгеньева   25.03.2021 12:23     Заявить о нарушении
Не думаю, чтоб волхв из-за опрометчивых слов Вещего князя стал применять техник изменения Кармы.

Михаил Просперо   25.03.2021 12:53   Заявить о нарушении
Извините, пришлось прервать ответ.

Волхвы, насколько я понимаю, могут видеть будущее. И предупреждать. Олег и сам был не случайно Вещим, но себя, скорее всего, видеть не мог. Как сапожник без сапог, так и Вещий о себе не видит Зловещее.

Надо попробовать написать об этом, не знаю, получится ли. Непростой сюжет.

Михаил Просперо   25.03.2021 13:19   Заявить о нарушении
так ведь он поэтому и назван Вещим, что сам первый предложил волхву в награду любого коня. прознание своей судьбы.

Елена Евгеньева   25.03.2021 14:36   Заявить о нарушении
В той же летописи рассказывается, как Олег получил свое прозвище. В 907 году он с войском пошел на столицу Византии — Царьград. Греки перекрыли бухту, и тогда Олег приказал вынести корабли на берег и поставить их на колеса. Когда ветер подул и наполнил паруса, корабли двинулись к городу, подобно осадным башням. Греки то ли испугались такого дива, то ли решили перехитрить князя. Современные исследователи предполагают, что подобное передвижение кораблей посуху было обычным делом для новгородцев, которые перетаскивали «волоком» суда на пути «из варяг в греки». Но южанам такое зрелище могло показаться чудом. Так или иначе, ворота Царьграда отворили, Олегу вынесли пищу и вино, которые князь отказался принимать. Тогда греки, которые добавили в угощение яд, решили: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». В результате этого похода Царьград обязался платить дань Киеву, Чернигову, Переяславлю, Полоцку, Ростову, Любечу и другим городам, подвластным Олегу, а сам князь получил прозвище Вещий.

В современном русском языке это слово означает «предвидящий будущее», в древнерусском же «вѣштии» означало «мудрый». Монах-летописец XII века толковал прозвище Вещий как сравнение с языческими волхвами и даже осуждал его: «И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными».

Михаил Просперо   25.03.2021 15:13   Заявить о нарушении
То есть - некоторый дар предвидения Олегу предписывается. Хотя - догадаться, что греки желают отравить грозного завоевателя, не так уж трудно, опыт и практика, скорее.
Однако вполне возможно, что Олег своё решение мотивировал тоже предвидением, в том его и спорт с кудесником-профессионалом, вполне возможно.

Михаил Просперо   25.03.2021 15:31   Заявить о нарушении
Схожу к морю, послушаю волны.

Михаил Просперо   25.03.2021 15:32   Заявить о нарушении