багаж прошлых жисней
багаж прошлых жисней .
--
продолж. штудии а.бергсона, "творческая эволюция".
(~ # 5).
--
гл. 1, `об эволюции жизни - механицизм и целесообразность`.
{стр. ~1ч-16. (:электроформату соотв.)}.
----
начало цитирован.:
>>
продолжен. главы 1-первой .
"об эволюции жизни - механицизм и целесообразность".
--
(..)
К тому же, не бывает ткани более прочной, более субстанциальной.
Ведь наша длительность не является сменяющими друг друга моментами:
тогда постоянно существовало бы только настоящее, не было бы ни продолжения
прошлого в настоящем, ни эволюции, ни конкретной длительности.
Длительность - это непрерывное развитие прошлого, вбирающего в себя будущее
и разбухающего по мере движения вперед. Но если прошлое растет беспрерывно,
то оно и сохраняется бесконечно. Память, как мы пытались показать',
не является способностью составлять перечень воспоминаний или раскладывать
их по полочкам. Здесь нет ни перечня, ни полочек; здесь не существует даже, в собственном
смысле слова, способности, ибо способность действует с перерывами, когда хочет или когда
может, между тем как прошлое наслаивается на прошлое беспрерывно.
В действительности прошлое сохраняется само собою, автоматически. Без сомнения, в любой
момент оно следует за нами целиком: все, что мы чувствовали, думали, желали со времен
раннего детства, все это тут - все тяготеет к настоящему, готовому к нему присоединиться,
все напирает на дверь сознания, стремящегося его отстранить. Мозговой механизм для того и
создан, чтобы оттеснять в бессознательное почти всю совокупность прошлого и вводить в
сознание лишь то, что может осветить данную ситуацию, помочь готовящемуся действию -
одним словом, привести к полезному труду. Лишь контрабандой удается проникать в полуоткрытую
дверь другим воспоминаниям, которые являются уже как бы роскошью.
Посланники бессознательного, они осведомляют нас о том, что мы, сами того не зная, влачим
за собой. Но, даже и не имея об этом ясного представления, мы все же смутно чувствуем,
что наше прошлое нас не покидает.
В самом деле, что мы собой представляем, что такое наш характер, если не экстракт истории,
прожитой нами с рождения, даже до рождения, ибо мы приносим с собою врожденные способности.
Конечно, для мышления нам нужна лишь частица нашего прошлого, но желать, стремиться,
действовать заставляет нас все наше прошлое, в том числе и прирожденные свойства нашей души.
Таким образом, своим напором наше прошлое - как тенденция - дает нам о себе знать все целиком,
хотя лишь незначительная часть его становится представлением.
(..)
<< .
--
конец цитирован.
----
м. к. :
--
(..)
Свидетельство о публикации №121032304617