Поучения Варсонофия Оптинского 1845-1913

6. «Поучения Варсонофия Оптинского <(1845-1913)>
Первым вашим делом, как только проснётесь, пусть будет крестное знамение, а первыми вашими словами – слова молитвы Иисусовой. … Когда у вас бывают какие-либо мечтания, вы им не противоречьте сами, а бросайте в них камнем. Камень же есть имя Христово, Иисусова молитва… Помыслы отгонять не в вашей силе, а не принять их – в вашей, - имя Иисусово отгонит их. … Постоянно имейте при себе Иисусову молитву – «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Имя Иисусово разрушает все диавольские приражения. Они не могут противиться силе имени Христова. Все козни диавольские разлетаются в прах. Почему это так и как это происходит, мы не знаем. Знаем только, что это действительно так.
… Иисусова молитва необходима для входа в Царство Небесное.
Если плохо живёшь, то тебя никто ни не трогает, а когда начинаешь жить хорошо, сразу – скорби и искушения.
Пророк Давид сказал: «Смирихся и спасе мя Господь». Для спасения достаточно одного смирения. И опять сказано в другом псалме: «Виждь смирение мое и труд мой и остави вся грехи моя». Так сказал пророк Давид потому, что истинное смирение никогда не бывает без труда… Путь смирения, терпение унижений – тяжёл. Многие брались за него, решались идти им и не выдерживали…
«Если кто не соединится с Господом Иисусом здесь, то и никогда не соединится с Ним», - говорит преп. Симеон Новый Богослов.
Сочинения свт. Игнатия Брянчанинова незаменимы. Они, если можно так сказать, - азбука, слоги. Сочинения свт. Феофана Затворника суть уже грамматика. Они глубже. Их даже преуспевшие читают с некоторыми затруднениями…
Есть грехи смертные и есть не смертные. Смертный грех – это такой грех, в котором человек не кается. Смертным он называется потому, что от него душа умирает и после смерти телесной идёт в ад.
Если бы желающие поступить в монастырь знали, какие скорби ожидают их, то никто бы не пошёл в монастырь. Господь скрывает эти скорби. А если бы люди знали, какое блаженство ожидает иноков, то весь мир бы побежал в монастырь. …
Смирение и любовь – самые высокие добродетели. Они должны быть отличительными чертами монаха… Не думайте, что можно сразу на небо взлететь. Нет. Нужно претерпеть всякие скорби, унижения и озлобления внутри себя, от диавола, и извне – от неразумных братий. Сначала надо пройти весь искус. Нужно испытать борьбу со страстями, стяжать смиренное о себе мнение и потом уже… Иногда будете чувствовать даже отвращение и ненависть к монашеской жизни… Всё это надо претерпеть…
Всякому человеку нужно претерпеть время искушений и борьбы – тяжёлое, болезненное состояние. … Всякий человек, рождаясь духовно в новую жизнь, испытывает болезнь, пока ещё не вышел на широту. Эти «болезни» заключаются в борьбе со страстями. Страсти будут восставать на вас. Враг вас не оставит. Здесь нужно терпение. Нужно терпеть самого себя и не слагать оружия, зная, что это неизбежно. Непрестанные скорби, посылаемые Богом человеку, есть признак особого Божия промышления о нас. Цель скорбей различна. Они посылаются или для пресечения зла, или для вразумления, или для большей славы в будущей жизни, или же в наказание за прежде содеянные грехи. Все несут свой крест.
Всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение. При наплыве скорбей надо говорить себе: «Наверно, я достоин всех этих скорбей. Значит, все они нужны, чтобы очистить меня от страстей, а наипаче от гордыни». Мало перенести оскорбления, надо позаботиться и о том, чтобы не озлобиться на нанёсшего оскорбление. Скорби всегда будут, но внутреннее состояние человека будет другое. Хотя скорби и будут, но достигший внутренней молитвы будет легко их переносить, ибо с ним будет Христос. Он будет наполнять неизреченной радостью сердце подвижника, и эту радость о Господе не сможет преодолеть никакая скорбь. Когда беспокоят помыслы страха о предстоящих скорбях, то не надо входить в разговор с ними, а просто говорить: «Да будет воля Божия!» Это очень успокаивает.»

«Вестник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря (№№ 37, 39 за 2003 год). 31 октября 2004 года (из письма дяде)

https:// ridero.ru/ books/ apologiya_pravoslaviya/


Рецензии