Духовный отец. Тайна соединения со Христом

3. «Блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского толкование на Деяния святых апостолов.
… Должно знать, что Феофил <к которому были обращены обе книги Евангелиста Луки (завтра, кстати, день его памяти и третья годовщина крещения папы): его Евангелие и Деяния апостолов> был один из обращённых к вере самим Лукою. И не удивляйся, что Лука явил так много попечения об одном человеке, что написал для него две полных книги; потому что он был хранителем известного изречения Господня, в котором говорится: несть воля Отца моего, да погибнет един от малых сих (Матф. 18, 14). … <Отсюда делаем вывод: если то, что ты делаешь, нужно хотя бы одному человеку, значит, это имеет смысл, и столь великий, что любые твои усилия на этом поприще не останутся втуне, но получат своё воздаяние.>
<После своего воскресения Господь> не был с ними <апостолами> постоянно, как до воскресения, но являлся и снова удалялся, возвышая их мысли и не позволяя им прилепляться к Себе подобным образом, как и прежде.

Также очень глубокий момент, и очень важный, имеющий большое общее значение, так как, по-видимому, показывает один из принципов духовной жизни. Сначала человеку даётся как бы ступенечка на пути к Богу, как бы приставочка от сердца к Богу в лице некоего явления извне: человека ли, книги, храма… Чаще всего одно влечёт за собою другое. Все мы существа плотские и не можем сразу переключаться на духовное, но нуждаемся поначалу в таких явлениях. Лучше всего, чтобы это был духовный отец. И в конце концов, к нему и должно всё вывести. Ничего принципиально нового такой человек не являет, он лишь раскрывает перед тобой глубину твоего собственного внутреннего мира, показывая тебе всю его важность, неслучайность, тонкость и великую осмысленность. Он как бы учит тебя ориентироваться в твоём внутреннем мире, расставляя правильно приоритеты в нём: чему верить и что укреплять, а чему не придавать значения, пропускать мимо. Ты, положим, обо всём этом догадывался, но веры не хватало, сомнение, пусть и неоформленно, почти втайне от тебя самого, но подтачивало корни жизни духа, отец же духовный утвердит тебя в вере, перечеркнёт сомнения, даст твёрдо и прочно встать на основание веры, чтобы строить на нём всю свою жизнь. Ты думаешь, ты не нуждаешься в этом? Уверяю тебя, нуждаешься, и ещё как. Должно быть в твоей жизни такое влияние, утверждающее тебя в вере, от Бога тебе посланное в ответ на твой поиск и многие молитвы. Это будет явление духовной реальности. Она и так была, и ты чувствовал её существование, но не смел поверить, не смел предаться до конца, с сердечной порывистостью, доверием и абсолютной уверенностью в том, что Он не подведёт. Не мог ты опереться на веру, как должно. Не было живости веры, не мог ты ходить в вере. А если бы и захотел, вряд ли тебе это бы удалось (хорошо бы тебе поверить этому, чтобы не рисковать свернуть себе шею). А теперь сможешь. Дана тебе будет такая возможность. Вместе с величайшим смирением (без которого нельзя жить в вере), ибо ты воочию убедился, что то, что ты считал твоим главным достоянием, стержнем, сутью себя самого, тебе не принадлежит и имеет в жизни гораздо более достойные сосуды для себя, чем ты, слабый, жалкий, фальшивый. А если ты не сможешь смириться, ты ожесточишься, не будучи в силах признаться себе до конца, что это всего лишь духовная зависть. И это будет суд над тобой. И то, что должно было стать величайшим благословением твоей жизни, станет для тебя судом и проклятием. Потому, кстати, и не посылается многим людям подобная встреча: они к ней не готовы, они не готовы смириться перед Истиной, когда она будет явлена им вне их самих. Господь их жалеет, этих «богоискателей», и не отвечает им на всякие их лживые заверения в своей преданности и верности, ибо это верность и преданность не безусловна, а очень даже условна и имеет для себя то самое условие, чтобы Истина и Господь признали бы достоинство, красоту, величие и, по крайней мере, преемственность Себе этих самых «богоискателей». А правда горька и состоит в нашей злобе, некрасивости и измене Истине. И только наше глубокое смирение перед Христом и Его истинными слугами может покрыть этот наш величайший духовный срам.
После того, как явление Истины коснулось нас и мы сумели дать добрый ответ на эту встречу, то есть воздали должную честь Господу, сами же смирились, после того, как мы утвердимся в этом состоянии, последует наше внутреннее соединение с Истиной, соединение в сердце, подобно тому, как запечатлевается в глубине души лик иконы, перед которым ты с любовью и благоговением молишься, как бы сливаясь с тобою воедино. И «лесенка» становится не нужна. Ты уже всё сам знаешь, более того, знаешь, что Господь и так с тобою, и это реальность, и знаешь, как себя вести, действовать и думать, чтобы Его от себя не оттолкнуть, а наоборот, приблизить. Явление удаляется. Но Истина, которую оно являло, остаётся с тобою, и уже ты начинаешь являть её другим. Вот тайна соединения с Господом Богом и со Христом Его. И как глубоко несчастны те, которые не желают этой тайны знать! 31 октября 2004 года

http://stihi.ru/2019/04/25/5236

https:// ridero.ru/books/apologiya_pravoslaviya/ - бумажный вариант книги


Рецензии