Монашество

2. «Монашество. Иеромонах Митрофан (Волкодав). Путь иноческой жизни по «Добротолюбию».
Монашество – это особый, иной образ жизни, поэтому в славянском языке он называется также иночеством. Греческое слово monacovi означает одинокий, единственный, уединённо живущий. Уединённая жизнь помогает монахам приобрести единство с Богом. Они претерпевают труды и подвиги, чтобы благоугодить Богу, очистить себя от всякой скверны плоти и духа, стяжать смирение и любовь. «Чистым и добродетельным житием и благими нравы» монах сподобляется примирения с Богом, становится храмом Святого Духа и достигает Царства Небесного. Это и есть спасение и цель монашеской жизни. Главный ориентир, на который необходимо смотреть, чтобы не уклониться с правильного пути – чистота сердца. «Сего убо ради намерения и мы вся содеваем, сего ради вся презираем, и отечество, и род, и богатство, и весь мир…» … Совершенство следует не сразу же за отречением от мирских вещей, но только после того, как человек изгонит из себя злые страсти гордости, гнева, зломыслия и другие, приобретёт же любовь и чистоту сердца. Ради приобретения любви и чистоты сердца необходимы посты, презрение богатства, бдение, чтение и молитва. Ради этого инок и трудится.
Когда же появляются первые плоды духовной жизни, инок радуется о душевном бесстрастии и слезах умиления больше, чем царь о своей власти и славе царства. Царство земное временно, а радость блаженного бесстрастия переходит в жизнь вечную, и её никто не отнимет. Как колесо, только немного касаясь земли, почти всецело находится в воздухе, так и монах, горящий любовью к Богу, лишь немного, по нужде естества приближаясь к мирским вещам, мысленно пребывает в мире духовном. … Кто добровольно употребляет труды добродетелей и бывает усерден в подвигах, тот получает от Бога духовные дары и по мере преуспевания в иноческой жизни бывает благообразен, «световиден и премудр». В середине духовного пути ко спасению монах сподобляется Божественных откровений и видений, а кто восходит выше, тому предстоит жестокая брань с духами злобы, ибо они не терпят, когда человек уподобляется ангелам. Святые отцы напоминают, что избежать сетей демонов может только смиренный. …
Святые отцы «Добротолюбия» говорят, что для духовного преуспевания прежде всего необходимо: отвергнуть свои желания; не смотреть на прегрешения других, а на свои только, и о них день и ночь плакать; возлюбить уединение; не иметь пристрастия к кому-либо; всячески избегать бесполезных собраний, поскольку жизнь с людьми суетными крайне вредна и разрушает спасительное духовное настроение. … Вдыхание ядовитого воздуха приносит болезни, подобно тому и пребывание рядом с людьми нерадивыми бывает заразительно и бедственно.
… Главный подвиг – стать иноком внутренне, то есть отречься от страстных помыслов. Такой инок сподобляется чистой молитвы. Для этого надо не только не совершать греховных дел, но, постоянно размышляя о душеполезном, удаляться от житейских попечений. Когда человек скорбит о своей греховности <которую сначала нужно ощутить и познать, о чём, кстати, следует умолять Бога, чтобы не остаться в плену неосознаваемого греха до самой смерти и не уйти с ним на посмертные круги> и памятованием о ней сокрушается, в нём угасают плотские страсти, он становится мёртв для мира, а мир для него. Отрёкшийся от мира и сочетавшийся Христу, принимает от Него обилие Духа и становится домом Божиим, принося Богу праведные дела. Его душа, очищенная подвигами и свободная от осквернений плоти, не имеет скверны, или порока, украшается венцом правды и сияет красотой добродетелей. … Мирские помыслы и житейские воспоминания – это покров на глазах души, и его нужно отгонять памятью смерти.
Отрекшиеся от мира ничего общего не должны с ним иметь, становясь при этом воинами Христовыми … Мудрый человек стремится как можно меньше заботиться о телесных потребностях, чтобы не обременять себя попечениями. Это нужно для хранения заповедей, по слову Господа: не пецытеся (Мф. 6; ), так как при многопопечительности трудно следить за собой и можно не заметить сетей врага. Имеющий хорошее зрение легко различает летающих в воздухе комаров и мошек; если же от болезни телесной зрение испортится, то и большие предметы с трудом различает. Так и душа, когда излечит своё помрачение, происшедшее от любви к мирскому, и малые согрешения считает большими и со слезами молится. От пристрастия к мирскому человек духовно болеет и часто не понимает, что совершает тяжкие грехи, достойные многих мучений.
… Путь иноческой жизни начинается с отречения от мира, потому что житейские попечения и любое другое пристрастие даже к незначительной вещи истребляют теплоту сердца и ревность к добродетельной жизни, подобно тому как пепел угашает пламень горящей печи.»

(17.10.2004, из письма дяде)

https:// ridero.ru/ books/ apologiya_pravoslaviya/


Рецензии