Слушая ницше
АНТИХРИСТ
Это проповедь, против христианства и за природу, естество, за силу, за волю к власти,
Я согласен почти со всем, что говорит Ницше, но и не согласен, например не могу принять его отрицание сострадания. И не только из сострадания страждущим, что Ницше бы не убедило , но и из принципа, который выражен в известной пословице: “без доброго человека село не стоит”. То есть милосердие имеет не только моральную, но и житейскую, практическую пользу, можно даже сказать что пословица утверждает ценность доброты дарвинистскую - приспособление, самосохранение, за которое Ницше ратует Самосохранение, оно не только с помощью силы, но и доброты, потому что если нет мира в селе - не устоит.
Если эта народная мудрость действительно имеет смысл, то она составляет весомый контраргумент упрощенной дихотомии Ницше: сила - слабость и, пожалуй в ней контраргумент дихотомии вообще. Приходится вспомнить, что и народные поверья и многие философы кладут в основу мира число 3. Но не будем сейчас в это углубляться, моя задача как и в прошлой заметке “Слушая Фрейда”, выявить важность и необходимость системного-контекстуального подхода.
Ницше можно назвать дарвинистом, ведь он порицает христианство за его отрицание всего здорового, за его отрицание инстинктов, отрицание силы и воли к власти. Так мы обнаруживаем встречу Ницше с Дарвиным. Но сам Ницше Дарвина не упоминает, и жаль. Я возражаю против этого не потому, что Ницше не имеет права говорить независимо, а потому, что при этом возникает проблема методологическая.
Я уже писал, что по моей контекстуально-системологической философии необходимо ввести ту или иную мысль, концепцию в более широкую мета концепцию и в мета-мета, вплоть до контекста космологического. В данном случае до космоса мы не дойдем, проблема в том, что в проповеди Ницше теоретическая концепция просматривается нечетко, это вообще не теория, а именно проповедь эмоциональная, страстная, дарвинистское в ней - это отдельные замечания - не система.
Смысл вещи, слова - это его функция в системе, значит без системы ничто не имеет смысла или имеет смысл неопределенный. А у Дарвина именно система, и она представляет собой более широкий биологический контекст психологическому тексту, без которого нет четкого понимания обсуждаемой проблемы, и бессистемный текст Ницше не даст ясного понимания, останется проповедью несколько сумбурной и противоречивой.
Для примера, однако, я возьму не дарвинистский, а марксистский контекст. Я не и даже антимарксист. Но одно в марксизме нельзя не признать и не принять, его принцип “бытие определяет сознание”. И этот принцип можно оспорить, но все равно не принять нельзя.
Более широкий социальный контекст необходим ницшеанскому тексту, который можно назвать интеллектуально-моральным.
Большинство, если не все общественные дискуссии ведутся на этом моральном поле, оно дает величайший простор для словесных баталий, первородный грех которых - их бесконечность, переходящая в словоблудство и схоластику, мне кажется, что это именно то состояние в котором нынче находится психоанализ именно из-за излишнего своего психологизма и недостаточной контекстуальности.
Ницше прекрасно понимает противоречие между христианством и иудаизмом, и тем не менее христианство для него - часть иудаизма, и он указывает на какие-то общие моменты. Наследственная связь тут несомненна, и все-таки это разные религии, и может быть тут самое важное - ненависть христиан к евреям. Но не буду ввязываться в этот спор, он бесконечен, цель моя показать необходимость моего контекстуального подхода.
Священные тексты, они очень постоянны и неподвижны, а социум непрерывно развивается, и поскольку он является контекстом религии, религиозный текст, оставаясь неизменным, постоянно меняет свой смысл, как меняет свой смысл каждое слово при изменении контекста. Слово “милейший” в зависимости от контекста может быть и ласковым и оскорбительным, и так до бесконечности. Иллюстрировать это можно опять же до бесконечности, что потребовало бы бесконечного текста, поэтому я ограничусь одним примером, отраженным в самой библии.
В своей статье ВОСЬМОЙ ДЕНЬ ТВОРЕНИЯ я показал, что в одном только мифе о сотворении мира Великий бог - создатель вселенной успевает и раздвоится и превратиться в низменного змия вследствие того, что в 7 день творения, когда господь якобы почивал на лаврах и в который якобы ничего не происходило, совершилась величайшая в мире революция - патриархальная. Но об этом лучше читать саму статью.
ВОСЬМОЙ ДЕНЬ ТВОРЕНИЯ
Изменился социальный контекст и с ним религия. Шесть дней творения суть творение природы и человека как существа природного и заповедь господня: “Плодитесь и размножайтесь” - эту религию можно назвать религией природы, таково язычество. Потом в библии природа исчезает - остается только социум и подавление природных инстинктов, за что Ницше справедливо христианство костит, ибо оно преуспело в дьяволизации секса куда больше иудаизма. На седьмой день свершается самая грандиозная из революций - патриархальная, а жесткий патриархат проецируется на небо как монотеизм и первая его заповедь “От древа познания добра и зла не ешь” - тройная кастрация: сексуальная, интеллектуальная, моральная вновь созданного своего чада Адама. Это еще тот же рассказ, а заповедь-религия уже изменились на прямо противоположные. Тем более нельзя объединять христианство с иудаизмом .
И вот еще: раз уж мы вошли во властный-социальный контекст, опять вспомню Маркса. У него тоже дихотомия, достойная своей критики - два класса. И все же классовый этот контекст может обнаружить слабость или отсутствие методологии Ницше. Как говорилось, Ницше клеймит христианство за подавление природных инстинктов: секса, силы, воли к власти. Вот на этих последних словах стоит остановиться. Ибо этот запрет воли к власти , он очень классовый. Да, будь кроток, “подставь другую щеку” - ты! Но само христианство, его верхи узурпировали власть огромную, тираническую, инквизиторскую, а значит садистскую. Сжигать людей на праздниках аутодафе для развлечения и запугивания толпы под святыми лозунгами, что кощунственнее и омерзительнее можно придумать! Впрочем придумали, на это люди горазды. Так все-таки как с волей к власти у христианства, господин философ?!
Вскоре, вскоре расцветет коричневым цветом воля к власти и придет наконец “сверхчеловек” - Гитлер, и восторжествует принцип силы, который унесет миллионы жизней не только “низших рас”, но и “расы высшей”! Никто не выиграл с помощью силы. Без- доброго человека село не стоит и мир тоже. Примитивные дихотомии: эксплуататоры-эксплуатируемые, сила слабость - они решительные, пафосные, действенные и топорные. Головы рубят топором, или изощреннее - гильотина! Впрочем уже придумали еще изощреннее.
В прошлом очерке я говорил о космологическом принципе, смотрите чаще в небо, господа!
Но конкретнее обо всем в моих трудах обращенных глухим: никто за десятки лет не осмелился возразить, но и принять не осмелился = глухота! Одни оглушены своим невежеством, другие ученостью, глухота глухоте равна.
КОНТЕКСТЫ
Космосоциологический
Статья СОЦИАЛЬНАЯ ФИЗИКА - это можно сказать общая
системологическая теория социума - тут и космо и социологический контекст, своеобразная формула, в которую можно подставлять более частные проблемы.
Космопсихологический контекст
СИСТЕМОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИИ Может служить психологическим контекстом для более частных психологических проблем.
МУЗЫКАЛЬНАЯ КОСМОГОНИЯ. Музыка - духовный космос, статья дает основу для понимания многих проблем в частности проблем эстетики и искусства.
Свидетельство о публикации №121032008342