О мода! О судьба!
На музыку, как на одежду, мода,
Читатель, это, видно, ты заметил.
Меняются пристрастия народа,
Как, в прочем, всё меняется на свете...
И с музыкой Вивальди так случилось:
Всё реже сочиненья покупают,
Его играть всё реже приглашают,
Всё чаще мысль одна «Судьбы немилость.»
Скудеет кошелёк… Одышка донимает…
Творения уже совсем не покупают.
Они пылятся месяцами в магазинах,
Чтоб оказаться в мусорных корзинах…
Но пишет музыку. Играет сам себе…
Мелькнёт ли солнце вновь в его судьбе?
И вот оно! Пролился снова яркий свет:
В Триест приехал император Карл, эстет,
Антонио давнишний почитатель,
Он композитору почти приятель.
Закат подкрашивал крыш черепицу,
Карл с музыкантом на террасе кофе пил
И ехать с ним в австрийскую столицу,
И капельмейстерство в соборе предложил.
Имущество своё Вивальди продаёт,
Чтоб оплатить дорогу, там – квартиру,
Бумагу, стол, слугу, и двинулся вперёд
С мечтой дарить свои концерты миру.
Роскошна Вена. Дивно хороша!
Дунай своей чарует синевою.
И ожила Антонио душа,
Доволен снова он своей судьбою.
Судьба! Как можно доверяться ей
Так легкомысленно и благодарно:
Погладит вас, а через пару дней
Вдруг станет и жестока, и коварна!
Не получил Антонио свой пост, –
Карл заболел, ему не до Вивальди.
У докторов печальнейший прогноз
И у астролога по звёздной карте.
Скрипач один в далёкой стороне.
Чужие все, ни близких, ни знакомых…
Томится, ожидая, в тишине
В стенах чужого неприветливого дома…
Не выздоровел, умер покровитель.
Вивальди болен. В кошельке нет ни гроша.
Измучившись, в Небесную обитель
Отправилась в ночи Антонио душа…
Пришли из похоронного отряда.
В мешок – останки. Осмотрели там и тут…
Забрали скрипку, что-то из нарядов,
Чернильницу, кувшин за свой печальный труд...
Мешок – на дроги. Дроги – на кладбИще,
Там яма ими вырыта уже давно.
Вчера отправили в неё двух нищих,
Сейчас и этого до кучи к ним на дно.
Через неделю яму заровняют,
Простым крестом её отметят, как всегда.
И проходящие здесь не узнают,
Кто похоронен в этом месте и когда…
………………………
Кое-что об этом периоде жизни великого Вивальди:
Гастроли и странствия привели маэстро к знакомству с австрийским императором Карлом VI. Король был большим поклонником творчества Вивальди, и между ними завязались дружеские отношения.
Когда удача оставила блистательного композитора, и он был вынужден продавать свои сонаты за копейки, лишь бы не прозябать в нищете, он принял приглашение императора переехать в Вену, где тот обещал ему капельмейстерство в главном венском соборе. К сожалению, вскоре император заболел и скончался.
1741г. 28 июля всеми забытый, больной и без средств к существованию Вивальди умер и в тот же день из-за жары похоронен на кладбище за городом в общей могиле для бедняков. Родственники Антонио в Италии только через 2 месяца узнали о его смерти.
Его произведения почти не исполнялись и вскоре ушли в небытие, а партитуры разбрелись по частным коллекциям или просто были утеряны, став добычей мышей и моли. Прав был француз де Брос, лично знавший Вивальди, который в книге «Письма из Италии» писал: «Сколь переменчива и жестока мода в Венеции, предающая с необыкновенной легкостью своих вчерашних кумиров.»
Вскоре после смерти имя выдающегося мастера было напрочь забыто. И только почти через 200 лет, в 20-х гг. XX в. итальянский музыковед А. Джентили обнаружил уникальную коллекцию манускриптов композитора (300 концертов, 19 опер, духовные и светские вокальные сочинения). С этого времени начинается подлинное возрождение былой славы Вивальди. Нотное издательство «Рикорди» в 1947 г. начало выпускать полное собрание сочинений композитора, а фирма «Филипс» приступила недавно к реализации не менее грандиозного замысла — публикации «всего» Вивальди в грамзаписи.
В нашей стране Вивальди является одним из наиболее часто исполняемых и наиболее любимых композиторов., а само его имя звучит как синоним музыки. Его произведения прочно вошли в повседневную жизнь современного человека и так широко растиражированы, что некоторые мелодии звучат позывными мобильных телефонов или музыкальными заставками радио и телепередач, и мы обычно даже не задумываемся о их авторе.
На картинке скульптурная группа, изображающая музыкальный ансамбль, создана из каррарского мрамора. Перед ней установлена памятная плита с барельефом Антонио Вивальди. Этот памятник в центральной части Вены на территории парка имени Зигмунда Фрейда возле Церкви Обета всемирно известному итальянскому композитору, дирижёру, скрипачу и католическому священнику Антонио Лючио Вивальди установлен в 2001 году, к 260-летию со дня смерти Маэстро.
Свидетельство о публикации №121032004560
удовольствием и я.
Сергей Вертягин 30.04.2021 21:02 Заявить о нарушении
Эмилия Нечаева 2 01.05.2021 19:35 Заявить о нарушении